В. Г. Белинский
Упырь. Сочинение Краснорогского
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------УПЫРЬ.
Сочинение
Краснорогского.
Санкт-Петербург.
1841.
В
привилегированной типографии Фишера. В 8-ю д. л. 177 стр.
Эта небольшая, со вкусом, даже изящно изданная книжка носит на себе все
признаки еще слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования,
которое нечто обещает в будущем. Содержание ее многосложно и исполнено
эффектов; но причина этого заключается не в недостатке фантазии, а скорее в
ее пылкости, которая еще не успела умериться опытом жизни и уравновеситься с
другими способностями души. В известную эпоху жизни нас пленяет одно резкое,
преувеличенное: тогда мы ни в чем не знаем середины, и если смотрим на жизнь
с веселой точки, так видим в ней рай, а если с печальной, то и самый ад
кажется нам в сравнении с нею местом прохлады и неги.
Это самое
соблазнительное и самое неудобное время для авторства: тут нет конца
деятельности; но зато все произведения этой плодовитой эпохи в более зрелый
период жизни предаются огню, как очистительная жертва грехов юности. И
хорошо тому, кто в эту пору жизни брал себе за закон стихи Пушкина:
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья,
И от людей, как от могил,
Не ждал за подвиг воздаянья! {1}
Исключение остается только за гениями, которые начинают свое поприще с
"Геца", с "Вертера", с "Разбойников", с "Руслана и Людмилы" и "Кавказского
пленника" {2}; этим людям не для чего жечь произведений своей первой
молодости: в них, хоть иногда и детски, но всегда выражается господствующая
дума времени. Но и ранние произведения гениев резкою чертою отделяются от
созданий более зрелого их возраста: в первых, если уж злодей, - так такой,
что и самый отчаянный разбойник не годится ему в ученики: вспомните Франца
Моора... {3} Вообще, густота и яркость
красок, напряженность фантазии и
чувства, односторонность идеи, избыток жара сердечного, тревога вдохновения,
порыв и увлечение - признаки произведений юности. Однако ж все эти
недостатки могут искупаться идеею, если только идея, а не безотчетная
страсть к авторству была вдохновительницею юного произведения.
"Упырь" - произведение фантастическое, но фантастическое внешним
образом: незаметно, чтоб оно скрывало в себе какую-нибудь мысль, и потому не
похоже на фантастические создания Гофмана; однако ж оно может насытить
прелестью ужасного всякое молодое воображение, которое, любуясь фейерверком,
не спрашивает: что в этом и к чему это? Не будем излагать содержания
"Упыря": это было бы очень длинно, и притом читатели не много увидели бы из
сухого изложения. Скажем только, что, несмотря на внешность изобретения, уже
самая многосложность Н запутанность его обнаруживают в авторе силу фантазии;
а мастерское изложение, уменье сделать из своих лиц что-то вроде Характеров,
способность схватить дух страны и времени, к которым относится событие,
прекрасный язык, иногда похожий даже на "слог", словом - во всем отпечаток
руки твердой, литературной, - все это заставляет надеяться в будущем многого
от автора "Упыря". В ком есть талант, в том жизнь и наука сделают свое дело,
а в авторе "Упыря" - повторяем - есть решительное дарование.
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
В тексте примечаний приняты следующие сокращения:
Анненков - П. В. Анненков. Литературные воспоминания. М., Гослитиздат,
1960.
Стр.1