7
7
14
19
Межличностные отношения и их функции
Состояние проблемы
Палитра человеческих отношений
Человеческие отношения как фактор социализации
личности <...> Межличностные отношения и эффективность стиля
руководства
2.5 Влияние стиля руководства на деятельность педагогического совета
Глава 3. <...> Экскурс в педагогику
169
184
190
190
199
Заключение
211
Библиография
213
5
ВВЕДЕНИЕ
Человеческие отношения пронизывают всю общественную жизнь. <...> Но, в отличие от них, человеческие отношения
невозможно измерить никакими приборами. <...> В ходе своей работы
учитель легко осознает содержание сообщаемых ученикам знаний, особенности используемых им педагогических средств, а вот эмоциональные
отношения с обучаемыми и факторы, влияющие на их формирование, он
обычно не осознает. <...> Причем, ее наличие рассматривалось только как позитивный фактор сплочения индивидов. <...> Как правило, общность цели
считается позитивным фактором межличностного сплочения группы. <...> Под межличностными отношениями мы будем понимать все виды психологических связей
между людьми, имеющие эмоционально-оценочную природу. <...> С нашей точки
зрения, более корректно называть их эмоционально-оценочными отношениями. <...> Конечно, все это затрудняет проблему категориального анализа эмоционально-оценочных отношений. <...> Так, в зависимости от особенностей окраски эмоционально-оценочного компонента можно выделить такие виды
отношений, как интимно-эмоциональные (нежность, привязанность, любовь, чувство родства и близости и др.), оценочные (доверие, уважение,
преклонение – недоверие, пренебрежение, презрение), отношения милосердия (сочувствие, сопереживание, жалость), соперничества (зависть,
ревность, опасение, злоба, злорадство, торжество, снисходительность),
эмоционально-волевые (ожидание, требование и др.), эстетические (любование и восхищение, неприязнь, брезгливость), познавательные (интерес безразличие). <...> Разумеется, здесь прежде
всего речь идет об эмоциональных отношениях коньюктивного <...>
Мир_человеческих_отношений_и_образование.pdf
Российская академия образования
Поволжское региональное отделение
Казанский государственный технологический университет
Р.Х. Шакуров
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
И ОБРАЗОВАНИЕ
Казань 2006
Стр.1
2
Шакуров Р.Х.
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ
ISBN 978-5-7882-0347-3
Монография посвящена актуальным социально-психологическим проблемам оптимизации
педагогической деятельности в системе непрерывного образования, прежде
всего в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и
профтехучилищах. В ней представлены новые теоретические подходы к исследованию
социально-психологических явлений, возникающих в образовательных учреждениях.
Впервые дано системное описание функций межличностных отношений. Опираясь на
экспериментальные данные, показано их решающее значение в деятельности педагогических
коллективов. Особое место отведено раскрытию механизмов формирования
межличностных отношений, необходимых для эффективной реализации социальнопсихологических
функций в условиях педагогической деятельности (сплочения коллектива,
гуманизации человеческих отношений и стиля руководства педагогическим
коллективом, стимулирования трудовой и творческой активности учителя и др.). При
этом акцент сделан на исследовании воспитательных функций межличностных отношений
-–механизмов развития нравственных ценностей личности. Главным концептуальным
результатом работы является создание новой, полигенетической теории формирования
межличностных отношений и социально-аффилиативной теории духовнонравственного
воспитания личности.
Книга адресована широкой аудитории – учителям, руководителям учебных заведений,
преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов, социальным и
научным работникам.
© Шакуров Р.Х., 2006
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Межличностные отношения и их функции
1.1. Состояние проблемы
1.2. Палитра человеческих отношений
1.3. Человеческие отношения как фактор социализации
личности
1.4. Межличностные отношения и внушение
Глава 2. Роль межличностных отношений в повышении функционального
потенциала педагогического коллектива
2.1. Межличностные отношения – основа сплочения педагогического
коллектива
2.2. Человеческие отношения и настроение учителя
2.3. Влияние межличностных отношений на мотивацию
педагогического труда
2.4. Межличностные отношения и эффективность стиля
руководства
2.5 Влияние стиля руководства на деятельность педагогического
совета
Глава 3. Механизмы формирования межличностных отношений:
концептуальный аспект
3.1. Функционально-деятельностные детерминанты
3.2. Социально-психологические детерминанты
3.3. Личностно-потребностные детерминанты
Глава 4. Формирование взаимоотношений в педагогическом
коллективе: эмпирические исследования
4.1. Авторитет директора в учительском коллективе
4.2. Отношения директора с завучем
4.3. Отношение руководителя школы к учителю
4.4. Социально-психологическая совместимость руководителей
профтехучилища
4.5. Взаимоотношения в инженерно-педагогическом коллективе
Глава
5. Воспитательная функция межличностных отношений:
психогенез совести
5.1. Состояние проблемы
5.2. Предлагаемый подход
5.3. Истоки совести: любовь к близким
5
7
7
14
19
29
39
39
45
50
55
69
78
78
81
90
115
115
120
127
129
139
4.6. Любовь к учителю: личностно-потребностный подход 149
159
159
162
166
Стр.3
4
5.4. Рождение гордости и стыда
5.5. Начало зрелости
Глава 6. Контуры новой теории и педагогическая практика
6.1. Социально-аффилиативная теория происхождения духовно-нравственных
ценностей
6.2. Экскурс в педагогику
Заключение
Библиография
169
184
190
190
199
211
213
Стр.4