Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Мир человеческих отношений и образование (290,00 руб.)

0   0
Первый авторШакуров Р. Х.
ИздательствоКГТУ
Страниц222
ID229660
АннотацияМонография посвящена актуальным социально-психологическим проблемам оптимизации педагогической деятельности в системе непрерывного образования, прежде всего в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и профтехучилищах. В ней представлены новые теоретические подходы к исследованию социально-психологических явлений, возникающих в образовательных учреждениях. Впервые дано системное описание функций межличностных отношений. Опираясь на экспериментальные данные, показано их решающее значение в деятельности педагогических коллективов. Особое место отведено раскрытию механизмов формирования межличностных отношений, необходимых для эффективной реализации социально- психологических функций в условиях педагогической деятельности (сплочения коллектива, гуманизации человеческих отношений и стиля руководства педагогическим коллективом, стимулирования трудовой и творческой активности учителя и др.). При этом акцент сделан на исследовании воспитательных функций межличностных отношений - механизмов развития нравственных ценностей личности. Главным концептуальным результатом работы является создание новой, полигенетической теории формирования межличностных отношений и социально-аффилиативной теории духовно-нравственного воспитания личности.
Кому рекомендованоКнига адресована широкой аудитории – учителям, руководителям учебных заведений, преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов, социальным и научным работникам.
ISBN978-5-7882-0347-3
УДК316.6+37
ББК88.5
Шакуров, Р. Х. Мир человеческих отношений и образование : [монография] / Р. Х. Шакуров .— Казань : КГТУ, 2006 .— 222 с. — 222 с. - Библиогр.: с. 213-222 (212 назв.) .— ISBN 978-5-7882-0347-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/229660 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

7 7 14 19 Межличностные отношения и их функции Состояние проблемы Палитра человеческих отношений Человеческие отношения как фактор социализации личности <...> Межличностные отношения и эффективность стиля руководства 2.5 Влияние стиля руководства на деятельность педагогического совета Глава 3. <...> Экскурс в педагогику 169 184 190 190 199 Заключение 211 Библиография 213 5 ВВЕДЕНИЕ Человеческие отношения пронизывают всю общественную жизнь. <...> Но, в отличие от них, человеческие отношения невозможно измерить никакими приборами. <...> В ходе своей работы учитель легко осознает содержание сообщаемых ученикам знаний, особенности используемых им педагогических средств, а вот эмоциональные отношения с обучаемыми и факторы, влияющие на их формирование, он обычно не осознает. <...> Причем, ее наличие рассматривалось только как позитивный фактор сплочения индивидов. <...> Как правило, общность цели считается позитивным фактором межличностного сплочения группы. <...> Под межличностными отношениями мы будем понимать все виды психологических связей между людьми, имеющие эмоционально-оценочную природу. <...> С нашей точки зрения, более корректно называть их эмоционально-оценочными отношениями. <...> Конечно, все это затрудняет проблему категориального анализа эмоционально-оценочных отношений. <...> Так, в зависимости от особенностей окраски эмоционально-оценочного компонента можно выделить такие виды отношений, как интимно-эмоциональные (нежность, привязанность, любовь, чувство родства и близости и др.), оценочные (доверие, уважение, преклонение – недоверие, пренебрежение, презрение), отношения милосердия (сочувствие, сопереживание, жалость), соперничества (зависть, ревность, опасение, злоба, злорадство, торжество, снисходительность), эмоционально-волевые (ожидание, требование и др.), эстетические (любование и восхищение, неприязнь, брезгливость), познавательные (интерес безразличие). <...> Разумеется, здесь прежде всего речь идет об эмоциональных отношениях коньюктивного <...>
Мир_человеческих_отношений_и_образование.pdf
Российская академия образования Поволжское региональное отделение Казанский государственный технологический университет Р.Х. Шакуров МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ Казань 2006
Стр.1
2 Шакуров Р.Х. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ISBN 978-5-7882-0347-3 Монография посвящена актуальным социально-психологическим проблемам оптимизации педагогической деятельности в системе непрерывного образования, прежде всего в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и профтехучилищах. В ней представлены новые теоретические подходы к исследованию социально-психологических явлений, возникающих в образовательных учреждениях. Впервые дано системное описание функций межличностных отношений. Опираясь на экспериментальные данные, показано их решающее значение в деятельности педагогических коллективов. Особое место отведено раскрытию механизмов формирования межличностных отношений, необходимых для эффективной реализации социальнопсихологических функций в условиях педагогической деятельности (сплочения коллектива, гуманизации человеческих отношений и стиля руководства педагогическим коллективом, стимулирования трудовой и творческой активности учителя и др.). При этом акцент сделан на исследовании воспитательных функций межличностных отношений -–механизмов развития нравственных ценностей личности. Главным концептуальным результатом работы является создание новой, полигенетической теории формирования межличностных отношений и социально-аффилиативной теории духовнонравственного воспитания личности. Книга адресована широкой аудитории – учителям, руководителям учебных заведений, преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов, социальным и научным работникам. © Шакуров Р.Х., 2006
Стр.2
3 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Межличностные отношения и их функции 1.1. Состояние проблемы 1.2. Палитра человеческих отношений 1.3. Человеческие отношения как фактор социализации личности 1.4. Межличностные отношения и внушение Глава 2. Роль межличностных отношений в повышении функционального потенциала педагогического коллектива 2.1. Межличностные отношения – основа сплочения педагогического коллектива 2.2. Человеческие отношения и настроение учителя 2.3. Влияние межличностных отношений на мотивацию педагогического труда 2.4. Межличностные отношения и эффективность стиля руководства 2.5 Влияние стиля руководства на деятельность педагогического совета Глава 3. Механизмы формирования межличностных отношений: концептуальный аспект 3.1. Функционально-деятельностные детерминанты 3.2. Социально-психологические детерминанты 3.3. Личностно-потребностные детерминанты Глава 4. Формирование взаимоотношений в педагогическом коллективе: эмпирические исследования 4.1. Авторитет директора в учительском коллективе 4.2. Отношения директора с завучем 4.3. Отношение руководителя школы к учителю 4.4. Социально-психологическая совместимость руководителей профтехучилища 4.5. Взаимоотношения в инженерно-педагогическом коллективе Глава 5. Воспитательная функция межличностных отношений: психогенез совести 5.1. Состояние проблемы 5.2. Предлагаемый подход 5.3. Истоки совести: любовь к близким 5 7 7 14 19 29 39 39 45 50 55 69 78 78 81 90 115 115 120 127 129 139 4.6. Любовь к учителю: личностно-потребностный подход 149 159 159 162 166
Стр.3
4 5.4. Рождение гордости и стыда 5.5. Начало зрелости Глава 6. Контуры новой теории и педагогическая практика 6.1. Социально-аффилиативная теория происхождения духовно-нравственных ценностей 6.2. Экскурс в педагогику Заключение Библиография 169 184 190 190 199 211 213
Стр.4