А.В. МОРОЗОВ, И.Л. САВЕЛЬЕВ
М ЕТО ДИКА И ССЛ ЕДОВАН ИЙ
В СО ЦИАЛ ЬНО Й РАБ ОТ Е
УЧЕБ НОЕ П ОСОБ ИЕ
Рекомендовано
Учебно-методическим
объединением
вузов
России
по
образованию в области социальной
работы
Министерства
образования
Российской
Федерации
в
качестве
учебного
пособия
для
студентов,
обучающихся
по
направлению
и
специальности «Социальная работа»
Казань 2006
УДК 316 (075.8)
ББК 60.5я7
М 80
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского государственного технологического университета
М 80 Морозов А.В., Савельев И.Л. <...> Рассмотрены основные приемы и способы проведения
самостоятельных
социальных
исследований
с
применением
эмпирических методов сбора первичной информации. <...> Предназначено для студентов специальности «Социальная работа»
всех форм обучения. <...> Одним из основных требований к профессиональной квалификации
социального работника является исследовательская культура. <...> Среди необходимых практическому социальному работнику знаний
и умений особое значение имеют следующие: знание основных
принципов построения программы социального исследования; знание
основных методов получения первичных данных: анкетного опроса,
интервью, изучения документов, наблюдения, эксперимента; умение
составить простейшую анкету в соответствии со стандартными
требованиями; умение сформировать выборку; умение использовать
основные методы анализа первичной социальной информации. <...> В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих подготовку
социальных работников, предусматривают выполнение студентами
курсовых и выпускных квалификационных работ. <...> Несмотря на то, что специальность «социальная работа» появилась
в 1991 г. до настоящего времени ни одного комплексного учебного
пособия для социальных работников по данной дисциплине так и не
издано. <...> По мнению специалистов, социальная работа принадлежит к числу
общественных наук, имеющих ярко выраженный интегративный
характер. <...> В связи с этим цель <...>
Методика_исследований_в_социальной_работе._Учебное_пособие.pdf
А.В. МОРОЗОВ, И.Л. САВЕЛЬЕВ
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский государственный технологический университет»
А.В. МОРОЗОВ, И.Л. САВЕЛЬЕВ
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано
объединением
вузов
Учебно-методическим
России
по
образованию в области социальной
работы Министерства образования
Российской Федерации в качестве
учебного пособия для студентов,
обучающихся
по
направлению и
специальности «Социальная работа»
Казань 2006
Стр.2
УДК 316 (075.8)
ББК 60.5я7
М 80
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского государственного технологического университета
М 80 Морозов А.В., Савельев И.Л. Методика исследований в
социальной работе: Учебное пособие. – Казань: Казан. гос. технол.
ун-т, 2006. – 180 с.
ISBN 978-5-7882-0387-4
Учебное пособие имеет целью ознакомление студентов с целями и
задачами, программой, основными элементами и методами научных
исследований. Рассмотрены основные приемы и способы проведения
самостоятельных социальных исследований с применением
эмпирических методов сбора первичной информации.
Изложены основы методологии, методики и техники исследования в
социальной работе, технология написания научной работы. Особое
внимание уделено методике работы с источниками информации,
особенностям подготовки научных работ.
Предназначено для студентов специальности «Социальная работа»
всех форм обучения.
Подготовлено на кафедре социальной работы, педагогики и
психологии.
Научный редактор:
канд. эконом. наук, доц. А.В. Морозов
Рецензенты:
канд. ист. наук, доц. В.Ф. Телишев
канд. ист. наук, доц. С.Н. Красильников
ISBN 978-5-7882-0387-4
© А.В.Морозов, 2006
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................ 7
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ........................................................... 12
1.1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ................................................ 12
1.2. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ............................................................................... 16
1.2.1. Понятие науки............................................................................................................... 16
1.2.2. Мотивация научной деятельности............................................................................... 19
1.2.3. Классификация наук..................................................................................................... 22
1.3. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.................. 25
1.4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ,
ЕГО ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ......................................................................................................... 29
1.5. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК
НАУКИ.......................................................................................................................................... 36
1.6. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЙ................................................ 50
1.7. ЭТАПЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............................................. 57
1.8. ЭТАПЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................................ 59
1.9. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.................................................................. 64
1.9.1. Понятие метода и методология научных исследований ............................................. 64
1.9.2. Философские и общенаучные методы научного исследования.................................. 66
1.9.3. Частные и специальные методы научного исследования........................................... 72
1.10. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ................ 79
1.10.1. Выбор темы научного исследования......................................................................... 79
1.10.2. Сбор научной информации........................................................................................ 81
1.10.3. Изучение источников и литературы........................................................................... 82
1.11. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ И КОМПОЗИЦИЯ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ............................. 93
1.11.1. Особенности научного стиля ..................................................................................... 93
1.11.2. Композиция научного письменного текста .............................................................. 104
1.12. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................... 105
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ............................................................... 109
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКРЕТНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ...................................................................................................................... 109
2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ.................................................................................................. 110
2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................. 111
2.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСОВ............................................................................ 113
2.4.1. Формулировка проблемы, объекта и предмета исследования................................ 115
2.4.2. Определение цели и задач исследования................................................................ 115
2.4.3. Логический анализ основных понятий....................................................................... 116
2.4.4. Формулировка гипотез исследования ....................................................................... 118
2.4.5. Измерение в социологическом исследовании.......................................................... 118
2.4.6. Формирование инструментария исследования ........................................................ 121
2.4.7. Отличительные черты опроса методом стандартизованного интервью................. 124
Стр.4
2.4.8. Формирование выборочной совокупности социологического исследования......... 125
2.4.9. Обработка и анализ полученной информации ......................................................... 127
2.5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ..................................................................... 129
2.5.1. Подготовка методологического раздела программы исследования ....................... 129
2.5.2. Подготовка наблюдателей......................................................................................... 130
2.5.3. Проведение наблюдения ........................................................................................... 131
2.5.4. Контроль наблюдения................................................................................................ 132
2.5.5. Анализ данных наблюдения ...................................................................................... 132
2.6. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА................................................................. 132
2.6.1. Понятие эксперимента в социологии ........................................................................ 132
2.6.2. Классификация социологических экспериментов..................................................... 134
2.6.3. Выравнивание условий эксперимента ...................................................................... 135
2.6.4. Программа и инструментарий эксперимента............................................................ 138
2.7. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОКУС-ГРУПП..................................................................... 140
2.7.1. Подготовка методологического раздела программы исследования ....................... 140
2.7.2. Определение числа и размера фокус-групп ............................................................. 141
2.7.3. Рекрутирование участников фокус-группы ............................................................... 141
2.7.4. Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) ......................................... 141
2.7.5. Проведение фокус-группы......................................................................................... 142
2.7.6. Анализ данных фокус-групп....................................................................................... 142
2.8. МЕТОДИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................... 143
2.8.1. Подготовка методологического раздела программы исследования ....................... 144
2.8.2. Используемый инструментарий................................................................................. 144
2.8.3. Формирование выборочной совокупности ................................................................ 145
2.8.4. Анализ результатов исследования............................................................................ 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 148
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .......................................................................................... 150
Основная литература ............................................................................................................ 150
Дополнительная литература................................................................................................. 153
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................................... 157
Стр.5