ISBN 978-5-7882-1185-5
Проведен анализ теории социальных конфликтов; рассмотрена
специфика педагогических конфликтов; описаны особенности
межличностного конфликта. <...> В нашей стране
исследованием межличностных и межгрупповых конфликтов
занимались: <...> Следует отметить, что, несмотря на большое количество
работ и экспериментов, в целом проблема межличностного
конфликта изучена недостаточно. <...> Хотя в структуре конфликта можно
выделить элементы, которые встречаются практически у всех
авторов, нет однозначной трактовки их роли в межличностном
конфликте. <...> 5
Кроме дефицита теоретических работ в настоящее время
существует недостаток экспериментальных исследований по
изучению
межличностных
конфликтов
в
педагогике. <...> Для этого необходимо провести анализ самого понятия
межличностный конфликт и отделить его от конфликтов других
видов. <...> Межличностный конфликт здесь часто рассматривается как
частный случай социального конфликта. <...> В данном случае целью
становится выделение основных подходов к этой проблеме в
социологии, чтобы обозначить место и роль конфликта в
общественной жизни, а также выделение особенностей
социальных конфликтов. <...> Козер считает, что
причины конфликта в конечном итоге коренятся в таких
условиях, «когда ныне существующей системе распределения
начинают отказывать в законности, когда налицо интенсивное
обнищание»15. <...> Он рассматривает такие явления, как причины конфликтов,
острота конфликтов, их длительность, функции конфликта, при
этом выделяются и так называемые психологические
переменные. <...> Таким образом,
по результатам этого обзора можно сделать вывод, что конфликт
17
Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов/ А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. <...> С одной стороны, межличностный
конфликт является социальным явлением, с другой стороны, на
него накладывают отпечаток психологические особенности
индивидов. <...> В
основном эти теории рассматривали психологические аспекты
конфликта, причем упор делался на внутриличностный <...>
Межличностные_конфликты_в_диаде_преподаватель_–_студент._Монография.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национально исследовательский
технологический университет»
Р.В. Куприянов
Межличностные конфликты в диаде
преподаватель - студент
Казань 2011
Стр.2
УДК 316.6; 378
Печатается по рекомендации Ученого совета ФСГТ КНИТУ
Научный редактор:
д-р пед.наук, проф. Н.Ш.Валеева
Куприянов Р.В.
Межличностные конфликты в диаде преподаватель – студент/
Р.В. Куприянов - Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2011. – 193 с.
ISBN 978-5-7882-1185-5
Проведен анализ теории социальных конфликтов; рассмотрена
специфика педагогических конфликтов; описаны особенности
межличностного конфликта. Приведен анализ результатов
исследования педагогических конфликтов в вузе.
Для научных и практических работников сферы педагогики и
образования. Может использоваться в качестве учебного пособия
для студентов вузов социально-гуманитарных специальностей, а
также в магистратуре, аспирантуре, системе повышения
квалификации.
Рецензенты:
зав. каф. мед. и общей психологии с курсом
педагогики КГМУ, д-р мед. наук, проф., членкорр.
Международной
психологических
наук В.Д. Менделевич
д-р психол.наук, проф. Б.С.Алишев
ISBN 978-5-7882-1185-5
© Казанский национальный
исследовательский технологический
университет, 2011
3
академии
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН КОНФЛИКТА: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ
КОНЦЕПЦИЙ........................................................................................................8
ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.....................................................................39
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И
МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ...............................................................................89
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОНФЛИКТОВ В ВУЗЕ И ИХ АНАЛИЗ.....................................................115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................169
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..........................................................175
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................187
4
Стр.4