А.Н. Фоминова
Развитие жизнестойкости
учащегося в школе
1
№ 1, 2014 г.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
педагогика
№ 1, 2014 <...> А.Н. Фоминова
Развитие жизнестойкости
учащегося в школе
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СЕНТЯБРЬ» •
УДК 373.1.015.324
ББК 88.611.4
Ф76
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> ISBN 978-5-88753-150-2
Ситуации непредвиденных жизненных трудностей,
просто достаточно напряженная жизнь в определенные
отрезки времени требуют от человека не только умения
выстоять, но и способности максимально реализовать
свои возможности в данных обстоятельствах, проявить
жизнестойкость. <...> В книге дается теоретический анализ
феномена жизнестойкости личности, приводятся данные
исследований, предлагаются практические рекомендации для учителей по проведению тематических занятий. <...> Все это обусловливает интерес к феномену жизнестойкости личности человека — установки человека на пре
одоление им трудностей жизни, причем без ущерба для
своего психологического состояния и даже с возникновением позитивных изменений. <...> На феномен способности
некоторых людей преодолевать трудности жизни, причем
преодолевать творчески, особое внимание ученых было
обращено после Второй мировой войны. <...> Но за сухими цифрами статистики стоят реальные люди с их судьбами, за этими цифрами — поступки людей в трудных ситуациях
жизни. <...> Жизнестойкость как свойство личности развивается в процессе
жизни человека и связана как с его индивидуальными особенностями, процессами его самосознания, так и с влиянием внешних
факторов среды — социальных взаимодействий, культурных ритуалов и традиций. <...> Что может учитель сделать для развития такого качества, как
жизнестойкость, чтобы дети не пасовали перед трудностями, будь
это трудности учебы, экзаменов, отношения с родителями (причина
большинства подростковых депрессий), отвержение со стороны
сверстников и возлюбленных (причина большинства <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№1_2014.pdf
педагогика
№ 1, 2014
А.Н. Фоминова
Развитие жизнестойкости
учащегося в школе
Стр.1
1
¹ 1, 2014 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
педагогика ¹ 1, 2014
А.Н. Фоминова
Развитие жизнестойкости
учащегося в школе
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СЕНТЯБРЬ» •
Стр.2
УДК 373.1.015.324
ББК 88.611.4
Ô76
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ô76
Фоминова А.Н.
Развитие жизнестойкости учащегося в школе —
Ì.: Ñåíòÿáðü, 2014. — 160 ñ.
ISBN 978-5-88753-150-2
Ситуации непредвиденных жизненных трудностей,
просто достаточно напряженная жизнь в определенные
отрезки времени требуют от человека не только умения
выстоять, но и способности максимально реализовать
свои возможности в данных обстоятельствах, проявить
жизнестойкость.
Автор данной книги сосредоточил свое внимание на
вопросах развития жизнестойкости у детей и подростков,
которое можно и важно осуществлять в процессе
обучения в школе. В книге дается теоретический анализ
феномена жизнестойкости личности, приводятся данные
исследований, предлагаются практические рекомендации
для учителей по проведению тематических занятий.
Книга адресована учителям, школьным психологам,
родителям, учащимся старших классов и всем тем, кто
интересуется вопросами психологии личности.
УДК 373.1.015.324
© Фоминова À.Í. 2014
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2014
Ìîñêâà, 2014
Стр.3
3
Содержание
Введение ...........................................................................5
Что такое жизнестойкость личности и как она
проявляется в обыденной жизни .................................... 9
Философские и психологические подходы к изучению
жизнестойкости .............................................................. 10
Личность учителя как значимый фактор развития
жизнестойкости ребенка ................................................... 17
Роль личностных особенностей учителя в развитии
жизнестойкости учащегося .........................................................18
Роль психологического состояния учителя в развитии
жизнестойкости учащегося ........................................................ 23
Особенности жизнестойкости учителей ..................................... 35
Как учитель может способствовать развитию
жизнестойкости ученика ................................................ 40
Роль врожденных особенностей ребенка в развитии
жизнестойкости .............................................................. 41
Учет врожденных особенностей ребенка в учебном процессе .....41
Помощь ребенку в выработке индивидуального стиля
деятельности ............................................................................. 52
Создание обстановки высокой степени заинтересованности ..... 62
Развитие самооценки ребенка, необходимой для жизненной
устойчивости .................................................................. 68
Что способствует развитию оптимальной самооценки
учащегося? .................................................................................68
Как помочь детям объективно интерпретировать причины
своих достижений и неудач .........................................................74
Учим детей самоэффективности .................................................78
Интеллектуальная деятельность — основа жизнестойкого
отношения человека к событиям жизни ............................... 82
Развитие позитивного (ñàíîãåííîãî) мышления ........................ 83
¹ 1, 2014 ã.
Стр.4
4
¹ 1, 2014 ã.
Алгоритм мыслительной проработки сложной ситуации ............ 87
Разнообразие типов мыслительной деятельности
в образовательном процессе и в жизни ...................................... 91
Роль навыков и привычек в формировании жизнестойкого
поведения человека ........................................................102
Значение коммуникативных навыков .........................................104
Навыки уверенного поведения .................................................. 110
Навыки саморегуляции ............................................................. 115
Ценности и смыслы — основа жизнестойкости человека .......120
Смыслы и ценности в жизни человека ....................................... 121
Отношение к другому человеку и к жизни
как значимый смысл ..................................................................128
Роль юмора в развитии жизнестойкости ...................................130
Определяющая роль смыслов в модели жизнестойкости ..........132
Социально-культурный аспект феномена
жизнестойкости .............................................................135
Роль социума в развитии личности ребенка ........................136
Социальное расслоение общества и жизнестойкость детей
и подростков ................................................................. 141
Культура как опора в развитии жизнестойкости ...................145
Стр.5