В.Г. КАЛИНКИНА
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов вузов физической культуры,
обучающихся по направлениям:
034300.62 «Физическая культура»,
034400.62 «Адаптивная физическая культура»
МАЛАХОВКА 2012
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра лингвистических дисциплин <...> В.Г. КАЛИНКИНА
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов вузов физической культуры,
обучающихся по направлениям:
034300.62 «Физическая культура»,
034400.62 «Адаптивная физическая культура». <...> 4) исправить наиболее типичные ошибки, возникающие в
результате нарушения литературно-языковых норм; <...> В учебном пособии представлен курс лекций по современному
русскому языку и культуре речи, в котором даѐтся описание качеств
«хорошей речи», основных норм современного русского литературного
языка, его стилистических ресурсов. <...> Например, слово кулак впервые употребил Н.В.Гоголь в поэме «Мѐртвые
души», характеризуя помещика Собакевича как зажиточного хозяина, а
слово лѐтчик придумал поэт В. <...> Свободное словосочетание (с сочинительной и/или подчинительной
связью)– это сочетание двух или более слов, связанных между собой
грамматически и по смыслу. <...> Кроме названных, есть разделы, в которых 1) устанавливаются
соответствия между буквами и звуками (графика), 2) правила написания
слов (орфография), 3) правила произношения слов (орфоэпия), 4) правила
расстановки знаков препинания (пунктуация). <...> Культуре речи мешает
влияние диалектов, просторечия, жаргонов, засорение устной и
письменной речи ненужными заимствованиями, канцеляризмами,
речевыми штампами, инфернальной лексикой. <...> Всякого рода отступления
от нормы следует рассматривать как языковую небрежность. <...> Борьба с
языковой небрежностью – важнейшая задача культуры речи. <...> Понятие «культура речи»
включает <...>
Особенности_преподавания_современного_русского_языка_и_культуры_речи_в_вузах_физической_культуры.pdf
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В.Г. КАЛИНКИНА
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов вузов физической культуры,
обучающихся по направлениям:
034300.62 «Физическая культура»,
034400.62 «Адаптивная физическая культура»
МАЛАХОВКА 2012
Стр.1
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра лингвистических дисциплин
В.Г. КАЛИНКИНА
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов вузов физической культуры,
обучающихся по направлениям:
034300.62 «Физическая культура»,
034400.62 «Адаптивная физическая культура».
МАЛАХОВКА 2012
Стр.2
УДК 811. 161. 1: 372. 8 (024): 796. 077. 5 (075. 8)
К 17
Рецензенты:
доктор социологических наук, профессор Фомин Ю.А.
кандидат филологических наук, доцент Литвинчева Л.Н.
Калинкина, В.Г. Особенности преподавания современного русского
языка и культуры речи в вузах физической культуры: учебное пособие /
В.Г. Калинкина; Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка, 2012. -
188с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральным
компонентом «Современный русский язык и культура речи» цикла
гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного
образовательного стандарта, соответствует требованиям учебной
программы по современному русскому языку и культуре речи.
Учебное пособие ориентировано на осознанное усвоение
лекционного курса, включает контрольные вопросы и задания,
рассчитанные, прежде всего на самостоятельную работу бакалавров.
Пособие развивает умение мыслить, анализировать и обобщать явления
русского языка и культуры речи.
Учебное пособие предназначено для бакалавров вузов физической
культуры, обучающихся по направлениям: 034300.62 «Физическая
культура», 034400.62 «Адаптивная физическая культура».
Одобрено и утверждено научно-методическим советом
МГАФК в качестве учебного пособия
© Калинкина В.Г., 2012
© Московская государственная академия физической культуры, 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………… 4
Лекция № 1………………………………………………….. 6
Лекция № 2…………………………………………………... 17
Лекция № 3………………………………………………….. 36
Лекция № 4………………………………………………….. 47
Лекция № 5………………………………………………….. 75
Лекция № 6…………………………………………………... 90
Лекция № 7………………………………………………….. 111
Лекция № 8………………………………………………….. 133
Лекция № 9………………………………………………….. 158
Рекомендации по культуре устной речи………………….. 176
Как строить устную речь…………………………………... 177
Памятка полемиста………………………………………… 178
Краткий словарь лингвистических терминов……………. 180
Литература…………………………………………………... 187
3
Стр.4