В. Г. Белинский
Ластовка. ...Собрал Е. Гребенка... Сватанье. Малороссийская опера в трех действиях. Сочинение Основьяненка
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------ЛАСТОВКА.
Сочинения на малороссийском языке. Гг. Л. Боровиковского, Е.
Гребенки, Грицька Основьяненка, В. Забелы, И. Котляревского, Кореницкого, П.
Кулеша, Мартавицкого, П. Писаревского, А. Чужбинского, Т. Шевченка, С.
Шерепери и других. Повести и рассказы, некоторые
песни, поговорки, пословицы, стихотворения и
народные
сказки. Собрал
СВАТАНЬЕ. Малороссийская
Основьяненка. Издание
опера
в
трех
малороссийские
Е. Гребенка.
Санкт-Петербург. Издание книгопродавца Василья Полякова. 1841. В 16-ю д. л.
382 стр.
второе. Харьков. Печатано
действиях.
в
Сочинение
Университетской
типографии. 1840. В 8-ю д. л. 156 стр.
Несмотря на разность этих двух книжек, из которых одна - альманах, а
между
другая - водевиль, несправедливо названный оперою, - мы соединяем их в
статью, находя
ими
поговорить: обе они
по-малороссийски?
Что до первого
Малороссийский
писаны
вопрос: есть ли на свете
то
на
общее, о
малороссийский
него
наречие? Из решения этого вопроса вытекает
язык
действительно
котором
малороссийском
язык, или
можно
особенно
другой: может
существовал
отвечать
во
наречии. Предстоит
это
только
ли
времена
Малороссии и существует теперь - в памятниках народной
времен. Но это еще не значит, чтоб у малороссиян была
малороссийская литература и должны ли наши литераторы из малороссиян
вопроса, на
поэзии
поэзия еще не составляет литературы. Тем не менее памятники народной
драгоценны, и сохранение их похвально. Малороссия - страна
человеческая. Любовь
хочется
одну
нам
важный
областное
существовать
писать
и _да_ и _нет_.
самобытности
тех
славных
литература: народная
поэзии
и
поэтическая
оригинальная в высшей степени. Малороссияне одарены неподражаемым юмором; в
жизни их простого народа так много человеческого, благородного. Тут
место все чувства, которыми высока натура
основную стихию жизни. Прибавьте к этому азиатское рыцарство, известное
вы
не
должно
непосредственного
Великого; что
до
забывать, что
состояния
тех
пор
вместе
Малороссия
с
начала
какой-нибудь
Великороссиею, со
вельможный
выходить
гетман
времен
что трудно найти более обильного источника поэзии, как малороссийская жизнь.
Но
согласитесь,
из
отличался
имеют
составляет
под
именем удалого казачества; вспомните тревожную жизнь Малороссии, ее борьбу с
католическою Польшею, и басурманским Крымом и Турциею, - и
своего
Петра
от
простого казака не идеями, не образованием, но только старостию, опытностию,
а иногда только богатым платьем, большими хоромами и обильною трапезою. Язык
был общий, потому что идеи последнего казака были в уровень с идеями пышного
гетмана. Но с Петра Великого началось разделение
ходу исторической необходимости, приняло русский язык
сословий. Дворянство, по
и
есть
другие, подобные им областные наречия {1}.
Теперь очень легко решается и второй
писать по-малороссийски? Обыкновенно пишут для
вопрос: должно
публики, а
белорусское, сибирское
ли
и
можно
русско-европейские
обычаи в образе жизни. Язык самого народа начал портиться, - и теперь чистый
малороссийский язык находится преимущественно в одних книгах. Следовательно,
мы имеем полное право сказать, что теперь уже нет малороссийского
есть областное малороссийское наречие, как
языка, а
и
ли
разумеется класс общества, для которого чтение есть род постоянного занятия,
есть некоторого рода необходимость. Поэтому в состав публики может
гостинодворский сиделец, даже с бородкою, и - если
мужичок; но все-таки это будет исключением: собственно
высших, образованнейших
под "публикою"
войти
состоит
слоев
действительной жизни: чью же жизнь будут идеализировать наши
поэты? - Высшего общества Малороссии? Но
малороссийский язык, оставшийся в устах одного
общества. Поэзия
жизнь
даже
французском
языках. И
языком
какая
этого
простого
разница, в
этом
есть
общества
малороссийским наречием и русским языком! Русский романист может
своем романе людей всех сословий и каждого заставит говорить
образованного
человека
образованных
простого
людей, купца
быта
и
_Марусями, Одарками, Прокипали, Кандзюбами, Стецьками_ и
особами. Где жизнь, там и поэзия: следовательно, и
много
таланта, чтоб
идеализировать
ее
до
какого-нибудь Гоголя, который в
не
одни
нарубки
и
малороссийском
человеческое, в простом быту умел подстеречь и
луча поэзии; в ограниченном кругу умел
положений, характеров. Но это потому, что
существуют
дывчата, не
быте
подсмотреть
для
знакомят
в
умел
народа, - и
общество выражает свои чувства и понятия не на малороссийском, а на
и
своим
нас
и
хотите - деревенский
публика
из
идеализирование
малороссийские
переросла
это
случае, между
вывести
языком:
солдата по-солдатски, мужика по-мужицки. А малороссийское наречие одно и
же для всех сословий - крестьянское. Поэтому наши малороссийские
и поэты пишут повести всегда из
тому
простом
быту
по-купечески,
то
литераторы
только
подобными
есть
поэзия? Правда; но для этой поэзии нужны слишком огромные таланты. Мужицкая
жизнь сама по себе мало интересна для образованного
нужно
человека: следственно,
поэзии. Это
найти
общее
уловить
играние
творческого
одни
разнообразие
Афанасии
таланта
Ивановичи
Пульхериями Ивановнами, но и Тарас Бульба с своими могучими сынами; не
дело
и
солнечного
страстей,
Гоголя
с
одни
с
русском
в
Стр.1