В. Г. Белинский
Педант
Литературный тип
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Всем
ученым и образованным людям ведомо, что словесность, то есть
части изящного, даже перевел (и
литература, должна иметь целию - _поучать, услаждая_ {1}.
Мерзляков, великий знаток и учитель по
прекрасно), кажется, из Тасса, чудесные стишки на этот счет;
Так врач болящего младенца ко устам
Несет фиал, сластьми упитан по краям:
Счастливец обольщен, пьет горькое целенье,
Обман ему дал жизнь, обман ему спасенье! {2}
Другими словами: литература есть искусство "золотить пилюли". Мораль -
дело хорошее, спору нет, но и скучное, горькое - против чего опять никто
спорить не будет; следовательно, надо же ее подслащать, _рассычать__, чтоб
она достигала своей цели, то есть исправляла нравы, делала дурака умным,
пьяницу трезвым, взяточника и . казнокрада - бескорыстным, бездарного писаку
отучала от пера, ябедника и клеветника от ложных доносов...
Далее, всей просвещенной Европе известно, что "идеал есть не что иное,
как собрание в одну фигуру разных черт, разбросанных в природе и
действительности, - а отнюдь не сама действительность в возможности.
Творчества тут не нужно: хотите изобразить красавицу - приглядывайтесь ко
всем красавицам, которых имеете случай видеть; у одной срисуйте нос, у
другой глаза, у третьей губы и т. д. - таким образом вы нарисуете красавицу,
лучше которой уже нельзя и вообразить.
Я нахожу оба эти определения - "литературы" и "идеала" - чрезвычайно
основательными и верю им безусловно. Особенно хороши они тем,
что,
во-первых, избавляют автора от необходимости иметь талант и фантазию, а
во-вторых, уничтожают возможность писать такие изображения, в которых
всякий, кто б ни был, мог узнать себя и вследствие этого жаловаться на
личности...
Само собою разумеется, что этот взгляд на "литературу" и "идеалы"
особенно удобен для "типов" вроде тех, которые теперь известны под именем
"Наших" {3}. Гоголь сказал великую правду, что "у нас если скажешь об одном
коллежском асессоре, то все коллежские асессоры, от Риги до Камчатки,
непременно примут на свой счет" {"Современник" 1836 года, т. III, стр. 60.}
{4}. Поэтому я нахожу гораздо приличнее и удобнее изображать такие типы,
которых совсем нет в действительности, но которые были бы очень смешны: чрез
это автор достигнет двух целей разом - доставит удовольствие своим читателям
и никого не обидит.
Вот причины, которые заставили меня взяться за перо, которое давно уже
было мною забыто, и попытаться сделать очерк одного из таких _педантов_,
которых нет и быть не может, но которые могут существовать в праздном
воображении человека,
подобно мне имеющего свободное время для
бумагомарания. Если мой педант не рассмешит вас и не доставит вам
удовольствия - это обнаружит только мое неуменье и мою бесталантность. Я
нарочно взял предмет для типа из такой сферы, которая у нас не представляет
собою ни сословия, ни касты. Все эти мои оговорки проистекают из рокового
предчувствия, что мой тип, вместо улыбки, возбудит в вас зевоту, вместо того
чтоб рассмешить, усыпит вас; ибо - признаюсь вам - я не слишком-то полагаюсь
на свой талант по части типов... "Так зачем же беретесь?" - скажете вы.
Во-первых, хочется попробовать - "авось-либо" - великое слово для русского
человека, который многое делает на "авось"; потом, неотвязчивые просьбы
приятелей: "Вы-де знаете педантов и можете их изобразить; теперь-де типы в
моде, _наши_ в ходу; да кто вам сказал, что вы не можете? вы человек с
дарованием"... Что будешь делать! Вы не знаете, что это за народ- мои
приятели! Как пристанут - непременно уговорят; станут вам доказывать, что вы
человек с дарованием, - право, сочините роман, хотя бы всю жизнь занимались
Покойный
Стр.1