Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Полевая фольклорная практика (110,00 руб.)

0   0
АвторыПухова Татьяна Федоровна, Христова Галина Павловна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц36
ID228148
АннотацияФольклорная практика – это важная форма учебно-воспитательной и самостоятельной научной работы студентов. В процессе проведения фольклорной практики реализуются задачи, которые определены потребностями и основными направлениями развития современного российского общества, необходимостью формировать у специалиста-филолога не только профессиональные знания и умения, но и патриотическое сознание, а также способствуют профессиональной и социальной адаптации студентов.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1 курса дневного, вечернего и заочного отделений филологического факультета.
Полевая фольклорная практика / Т.Ф. Пухова, Г.П. Христова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010 .— 36 с. — 36 с. — URL: https://rucont.ru/efd/228148 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПОЛЕВАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРАКТИКА Учебное пособие для вузов 2-е изд., доп. <...> Г.П. Христова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 18 февраля 2010 г., протокол № 6 Рецензент ст. преп. <...> Т.В. Морозова Учебное пособие подготовлено на кафедре теории литературы и фольклора филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> 03.11 2 В пояснительной записке программы Министерства образования Российской федерации (Приказ Минобразования России от 25.03.2003) говорится, что фольклорная практика – это важная форма учебно-воспитательной и самостоятельной научной работы студентов. <...> Цели практики: – практическое изучение фольклорной традиции в естественных условиях; – овладение методиками собирания, систематизации, архивной обработки фольклорного материала; – полевое исследование локальной/региональной традиции. <...> Задачи практики: – актуализация знаний студентов, полученных в результате теоретического изучения курса «Русское устное народного творчество»; – приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации фольклорных произведений; – пополнение фольклорного архива вуза; – овладение навыками архивной каталогизации с использованием новейших информационных технологий. <...> 3 Методика работы В процессе полевой практики применяются следующие основные методы: интервьюирование, анкетирование, реконструкция, полевой эксперимент, наблюдение, сбор документов и прочее с использованием современных технических средств. <...> Каждый студент в избранной для практики местности должен квалифицированно записать бытующие в настоящее время произведения традиционного и нового фольклора, сделать необходимые наблюдения <...>
Полевая_фольклорная_практика.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Полевая_фольклорная_практика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПОЛЕВАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРАКТИКА Учебное пособие для вузов 2-е изд., доп. Составители: Т.Ф. Пухова, Г.П. Христова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010
Стр.1
В пояснительной записке программы Министерства образования Российской федерации (Приказ Минобразования России от 25.03.2003) говорится, что фольклорная практика – это важная форма учебно-воспитательной и самостоятельной научной работы студентов. В процессе проведения фольклорной практики реализуются задачи, которые определены потребностями и основными направлениями развития современного российского общества, необходимостью формировать у специалиста-филолога не только профессиональные знания и умения, но и патриотическое сознание, а также способствуют профессиональной и социальной адаптации студентов. Практика выполняет следующие функции: учебная – закрепление умения идентифицировать, фиксировать и систематизировать формы фольклорной культуры; научная – приобретение навыков экспериментальной полевой и архивной работы; воспитательная – практика пробуждает интерес к истории народа, его культуре, быту; формирует моральные качества молодого специалиста; культурно-сберегающая – способствует сохранению национального культурного наследия. Форма организации Практика существует в двух формах: полевая и организованная на ее основе архивная. Руководство практикой осуществляет факультетский руководитель, отвечающий за общую подготовку и организацию, и руководители групп, проводящие непосредственную работу со студентами в группах. Цели практики: – практическое изучение фольклорной традиции в естественных условиях; – овладение методиками собирания, систематизации, архивной обработки фольклорного материала; – полевое исследование локальной/региональной традиции. Задачи практики: – актуализация знаний студентов, полученных в результате теоретического изучения курса «Русское устное народного творчество»; – приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации фольклорных произведений; – пополнение фольклорного архива вуза; – овладение навыками архивной каталогизации с использованием новейших информационных технологий. 3
Стр.3
ляда, как ее представляли? Был ли обычай усаживать колядовщиков на порог, на шубу, на подушку? Чем объясняют этот обычай? Что давали славильщикам хозяева и как они делили полученное? 4. Был ли обычай посевать на Рождество? Кто и когда посевал, какое зерно, куда кидали, что при этом говорили? Приходил ли с посеваньем пастух? Что давали посевальщикам? 5. Когда начинались святочные посиделки? Гадали или нет на Рождество? Как проходили посиделки, можно или нет было заниматься рукоделием? Что нельзя было делать во время Святок (прясть, ткать, ставить заплатки)? 6. Приметы, поговорки, связанные с Рождеством. Новый год 1 (14) января. 1. Как называли праздник? Были ли специальные блюда на Новый год (например, из свинины)? Был ли обычай гадать, кто, где и как гадал, были ли гадания о будущем урожае? 2. Был ли обычай наряжаться на Новый год или в другие дни Святок: во что наряжались, кого изображали, кто наряжался, как вели себя ряженые? 3. Сжигали или нет что-нибудь на Новый год, зажигали факелы? 4. Колядовали или нет на Новый год, что пели, как это называлось? Посевали или нет на Новый год? Крещенье 6 (19) января. 1. Как называли день перед Крещеньем? Какие действия выполнялись дома (рисовали кресты на дверях)? Устраивали или нет Иордань, где, какой формы? 2. Было ли принято печь печенье для скота, какой формы, что с ним делали? 3. Кто, где, как гадал перед Крещеньем? Приметы, связанные с Крещением. Масленица 1. Как называлась масленичная неделя? Какой смысл имело название Широкая Масленица? 2. Когда начиналось гулянье? Как назывались дни масленичной недели и чем они отличались? Кто приходил в гости, чем их угощали, что они приносили с собой? 6
Стр.6
3. Когда начинали печь блины, куда клали первый блин? Был ли обычай класть первый блин на окно, что при этом говорили? 4. Как величали молодоженов на Масленицу, какие обычаи были связаны с молодоженами? 5. Какие народные развлечения устраивались на Масленицу (гулянье по селу, катание с гор, катание на лошадях, зарывание в снег, катание на донцах)? 6. Устраивались ли на Масленицу кулачные бои? Кто участвовал в этих боях, каковы были правила боя? Какое значение придавалось кулачному бою? 7. Прощеное воскресенье, почему так называется? Как просили прощенья, что говорили при этом, чем угощали пришедших просить прощения? Как объясняли этот обычай? 8. Когда и как провожали Масленицу (делали соломенное чучело и сжигали его, возили по селу на санках, возили в санях ряженого старика и т. д.)? Из чего делали чучело и как его наряжали? 9. Какие специальные масленичные песни существовали? Сороки 9/22 марта. 1. Работали или нет в этот день? Существовал ли обычай печь печенье в форме птичек, как они назывались, как делали тесто? Как объясняют этот обычай? Что делали с этим печеньем (отдавали детям, скармливали скоту)? Что делали дети с этим печеньем (съедали, поднимали их на палочки и бегали по селу, сажали на кусты, выкликали весну)? 2. Тексты закличек. Приметы, связанные с этой датой. Пост 1. Какие развлечения допускались во время Великого поста? Устраивали ли во время Поста посиделки? 2. Пелись ли специальные постовые песни, как их называли? Были ли специальные игры, приуроченные к Великому посту? Средокрестие Среда на четвертой неделе Поста (середина Поста). Пекли ли в этот день особое печенье, как его называли? Что еще совершали в этот день? Был ли обычай запекать в печенье монетку, сушеные ягоды? Что совершал тот, кому они достанутся? 7
Стр.7
Благовещенье 25 марта/7 апреля. 1. Как готовились к празднику? Почему в этот день особенно строго соблюдали запрет на работу, даже домашнюю? 2. Пословицы, связанные с запретом работать на Благовещенье. 3. Считалось ли обязательным посещение в этот день церкви? Был ли обычай отпускать птиц на волю? Какие послабления в постной пище допускались в этот день? Существовал ли обычай печь благовещенские просфоры из мирской муки? Сохранился ли этот обычай до сих пор? Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой. 1. Когда заготовляли вербу? Был ли обычай украшать вербу? 2. Как народ объясняет обычай освящения вербы? 3. Существовал ли обычай хлестать домочадцев, особенно детей, освященной вербой? Для чего это делали и что при этом говорили? 4. Как использовали освященную вербу после праздника (при заболеваниях людей и скота, выгоняли скот первый раз в поле, и т.д.)? Что делали с прошлогодними ветками (запаривали и отдавали скоту, сжигали, выкидывали и т. д.). 5. Приметы, связанные с этим днем. Пасха 1. Какие действия совершались в Чистый четверг? Какие работы совершались обязательно в этот день? Существовал ли обычай делать четверговую соль и как ее использовали? Соблюдается ли обычай готовить пасхальные блюда (пасху, кулич), как их украшали? Когда красили яйца (в четверг или другой день) и чем, в какой цвет? 2. Когда, где и чем разговлялись? Когда посещали кладбище? Можно ли поминать на Пасху и если нет, то почему? 3. Когда начиналось гуляние? Где, как и кто играл яйцами и какими? Был ли обычай ставить качели, где их ставили, какой формы? Кто мог кататься на качелях? Были при этом специальные припевки, песни? Кого обязательно приглашали в гости на Пасху? 4. Был ли обычай ходить по селу, делать обход дворов с пением специальных песен? Кто ходил по дворам (дети, священник), как их благодарили хозяева? 8
Стр.8