Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общая лексикология (220,00 руб.)

0   0
АвторыКретов Алексей Александрович, Подтележникова Елена Николаевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц89
ID228068
АннотацияЦель учебно-методического пособия – дать студентам углубленное представление о системном характере организации лексико-семантического уровня языка путем решения лингвистических задач и выполнения упражнений
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4 курса дневного отделения и 5 курса вечернего отделения, обучающихся по специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика», а также для всех студентов-филологов, изучающих лексикологию
Общая лексикология / А.А. Кретов, Е.Н. Подтележникова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010 .— 89 с. — 47 с. — URL: https://rucont.ru/efd/228068 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОБЩАЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ Учебное пособие Составители: <...> Общие принципы системологии и их применение к лексикосемантическому уровню ………………………………………………….. <...> Квантитативная типология лексико-семантических систем ………54 Функциональная характеристика ……………………………………... <...> Лексико-семантическая макротипология как синтез квантитативной и квалитативной типологий …………………………58 Тема 11. <...> 79 4 Предисловие Учебное пособие «Общая лексикология» входит в комплекс пособий, включающий в себя также учебно-методическое пособие «Общая лексикология. <...> Кроме того, в лингвистической литературе наблюдается острый недостаток учебных пособий, посвященных проблемам системного анализа лексико-семантического уровня языка. <...> Лишь в последние годы предпринимаются попытки описания лексикосемантического уровня языка как системы. <...> Цель курса – дать студентам углубленное представление о системном характере организации лексико-семантического уровня языка, познакомить их с новейшими разработками в данной области. <...> Модели языка и место лексикологии среди лингвистических дисциплин Для того чтобы понять систему языка, необходимо обратиться к ее моделированию. <...> С позиций современных представлений о языковых уровнях место лексикологии, имеющей предметом своего описания слово как номинативную единицу, – между морфологией и синтаксисом: слово собирается из морфем, а из слов собираются предложения или его части – словосочетания, синтагмы. <...> Из этого следует, что можно осуществить семантическую транскрипцию высказываний, подобную фонетической транскрипции (Панов 2007, с. <...> Принцип построения семантической транскрипции следующий: отдельным смыслам присваиваются определенные знаки. <...> Если в речевой цепи попадаются отрезки с одинаковым смыслом, то в транскрипции <...>
Общая_лексикология.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Общая_лексикология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОБЩАЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ Учебное пособие Составители: А.А. Кретов, Е.Н. Подтележникова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010
Стр.1
Содержание Предисловие ………………………………………………………………………..5 Тема 1. Теоретические проблемы лексикологии ………………………………...6 1. Лексикология как наука ………………………………………………......6 2. Модели языка и место лексикологии среди лингвистических дисциплин …………………………………………………………………….6 3. Общие принципы описания языковых уровней ………………………….9 Тема 2. Практика описания языковых уровней ………………………………...12 1. Практика описания фонетики …………………………………………12 2. Практика описания морфологии ……………………………………….13 3. Практика описания синтаксиса ……………………………………….14 4. Практика описания лексики ……………………………………………15 Тема 3. Элементы лексико-семантической системы …………………………...16 1. Общие принципы системологии и их применение к лексикосемантическому уровню …………………………………………………..16 2. Функциональный подход к выделению лексико-семантических единиц ……………………………………………………………………….17 Тема 4. Словарь как исчисление ………………………………………………...19 1. Корни слов как первичные формы лексической семантики …………20 2. Гиперсемемы как общественно отстоявшиеся контексты ………...21 3. Производные слова ………………………………………………………22 4. Соотношение лексической и грамматической семантик ……………24 Тема 5. Структурообразующие связи лексико-семантической системы ……..26 1. Синтагматические связи ……………………………………………….27 2. Парадигматические связи: синонимия, антонимия, конверсивы, гипо-гиперонимия, эквонимия, паронимия ………………………………..28 3. Эпидигматические связи ………………………………………………..30 4. Криптоклассный анализ лексики ……………………………………….33 Тема 6. Силы притяжения и отталкивания в лексико-семантической системе …………………………………………………………………………….35 1. Означающие притягивают означаемые: полисемия …………………36 2. Случайное совпадение по форме разнородных означающих: омонимия ……………………………………………………………………37 Тема 7. Выявление организации лексико-семантического пространства …….42 Тема 8. Функционирование лексико-семантической системы ………………...46 1. Функциональная стратификация лексико-семантических групп …...47 2. Функциональный анализ языка …………………………………………47 Тема 9. Развитие лексико-семантической системы …………………………….48 3
Стр.3
Тема 1. Теоретические проблемы лексикологии 1. Лексикология как наука Научное изучение языка в истории лингвистики началось с исследования звуковой стороны и ее закономерностей. Неудивительно, что фонетический уровень является наиболее разработанным в системе языка. До определенного момента теоретическое языкознание занималось изучением лишь формальных аспектов языка, и центральными подсистемами считались фонематическая и морфологическая. Смысловой стороне языка уделялось очень мало внимания, более того, лексическая и семантическая подсистемы долгое время относились к периферийным подсистемам языка. В последние годы возрос интерес к семантическим аспектам языка, а применение функционального подхода позволило избавиться от лингвистического фетишизма («гипноза формы»), понять, что форма важна не сама по себе, а лишь постольку, поскольку указывает на семантику. В самом общем виде лексикология (от греч. lexicos – ‘словарный’ и logos – ‘учение’) – это раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка (лексика). Объектом лексикологии является лексика какого-либо языка. Лексика языка представляет собой совокупность всех слов, входящих в его состав. Кроме того, это могут быть и сочетания слов, которые в речи играют роль таких же единиц, какими являются отдельные слова. Семантика – это наука о значениях языковых единиц (от греч. sēmantikos – ‘обозначающий’). В качестве самостоятельной научной дисциплины семантика выделилась сравнительно недавно, в конце XIX в. Автором термина «семантика» считается Мишель Бреаль, французский ученый. В качестве его синонима в трудах русских и немецких ученых конца XIX – начала XX в. использовался термин семасиология (греч. semasia – ‘обозначение’ и logos – ‘учение’), который в настоящее время употребляется как синоним лексической семантики. Лингвистов, специализирующихся в области семантики, называют семасиологами. 2. Модели языка и место лексикологии среди лингвистических дисциплин Для того чтобы понять систему языка, необходимо обратиться к ее моделированию. В настоящее время наиболее распространенными являются уровневая и полевая модели языка. 6
Стр.6
Уровневая модель системы языка в формулировке И.П. Распопова (Распопов 1976) предполагает следующее (табл. 1): 1. Система складывается из подсистем, которые располагаются одна над другой в строго регламентированном порядке. 2. Подсистемы выделяются по вертикали. Единицы каждого уровня имеют специфическое качество; единицы более высокого уровня строятся из единиц более низкого уровня путем интеграции. 3. Единицы каждого уровня могут быть выявлены в любом осмысленном тексте. Согласно полевой модели, сферы языка соотносятся друг с другом не по принципу «выше-ниже», а гораздо сложнее и многообразнее. По мнению В.Г. Адмони, в языке есть параллелизмы и пересечения, сферы, прорезающие уровни (Адмони 1967). А.В. Бондарко выделяет следующие признаки поля (Бондарко 1967): 1. Общность семантических функций у элементов. 2. Взаимодействие грамматических и лексических элементов. 3. Членение «центр (ядро) – периферия»; постепенные переходы от одних группировок к другим, частичные пересечения, общие сегменты. По признанию многих лингвистов, психолингвистов и нейролингвистов, сеть отношений в языковой структуре является отображением нервных связей в мозгу человека. Правильное понимание связей между элементами языка обеспечивает адекватное владение языком (Попова 1984). Следует отметить, что уровневая и полевая модели языка не противоречат, а взаимодополняют друг друга, позволяя наиболее полно описать систему языка. С позиций современных представлений о языковых уровнях место лексикологии, имеющей предметом своего описания слово как номинативную единицу, – между морфологией и синтаксисом: слово собирается из морфем, а из слов собираются предложения или его части – словосочетания, синтагмы. Промежуточное место между лексикологией и синтаксисом занимает фразеология, изучающая словосочетание как целостную номинативную единицу, состоящую из двух лексем (биверб), трёх лексем (триверб) и т. д. Однако место курса «Общая лексикология» в учебных программах для вузов стабильно располагается между фонетикой и морфологией. Такое его положение отражает практику и традицию сравнительно-исторического языкознания XIX в.: фонетика (т. е. фонетические соответствия и фонетические единицы) для компаративиста производны от словаря, понимаемого как набор корневых слов. В свою очередь, и морфология производна от словаря, поскольку морфологические парадигмы, изучаемые ею, задаются тождеством 7
Стр.7
основы и чтобы получить парадигму, надо иметь основу, которая принадлежит лексике. Правда, с этой точки зрения начинать следовало бы с лексики, а не с фонетики. Но тогда между фонетикой и морфологией не было бы связующего звена, каким и является лексика. На сегодняшний день эта логика, закреплённая традицией и утверждённая учебными программами лингвистических специальностей для вузов, целиком принадлежит прошлому. Последовательность курсов, отвечающая уровневой модели языка в нашем понимании, имеет следующий вид. 1. Фоника, включающая фонетику – учение об артикуляционных, перцептивных и акустических свойствах звуков речи, фонологию – учение о звуках речи (фонах) в их лингвистическом (смыслоразличительном аспекте) и фонемологию – учение о системе фонем как различителей морфем (единиц языка). 2. Морфемология, включающая морфемику – учение о морфемарии (системе минимальных знаковых единиц – морфем) данного языка и морфологию – учение о грамматических парадигмах данного языка (словоизменении). 3. Лексикология – учение о системе номинативных единиц данного языка. 4. Синтаксис – учение о системе коммуникативных единиц данного языка. Связующим звеном между фоникой и морфемологией является морфонология, между морфемологией и лексикологией – словообразование, между лексикологией и синтаксисом – фразеология. Таблица 1 Уровневая модель языка Синтаксис Фразеология Лексикология Словообразование Морфемология: морфемика, морфология Морфонология Фоника: фонетика, фонология, фонемология Определяя место семантики среди выделенных языковых уровней, нельзя просто достроить еще один уровень или поставить семантику между какими-то уровнями. Как отмечает И.М. Кобозева (Кобозева 2000), объектом семантики (в узком смысле) является содержательная сторона значимых единиц языка, т. е. их значение. Поэтому для того, чтобы вписать семантику в 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ