Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659247)
Контекстум

Феофан Затворник и религиозный кризис русской интеллигенции (80,00 руб.)

0   0
Первый авторБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID227882
АннотацияО Святителе Феофане Затворнике, его взглядах и деятельности
Бобылев, Б. Г. Феофан Затворник и религиозный кризис русской интеллигенции / Б. Г. Бобылев .— Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Вып.2. — : [Б.и.], 2001 .— 8 с. — С. 67-74 .— URL: https://rucont.ru/efd/227882 (дата обращения: 10.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г., профессор Орловского госуниверситета, доктор педагогических наук ФвОФАН ЗАТВОРНИК и религиозный КРИЗИС русской интеллигенции Святителя Феофана Затворника по праву считают верным и типичным продолжателем святоотеческой традиции в аскетике и нравственном богословии. <...> «В мировоззрении Феофана есть какая-то вселенская смелость, большая духовная свобода и гиб кость, свобода от быта», - замечает протоиерей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия». <...> 1 Расцвет деятельности святителя Феофана как духовного писателя, проповедника, богослова приходится на вторую по ловину XIX века. <...> Это время отличается крайней напряженнос тью духовных исканий в среде русской интеллигенции, которая переживает глубокий религиозный кризис. <...> Значительная часть интеллигенции отходит от Православной Церкви. <...> При этом они идут по пути критики православных догматов, таинств, цер ковного предания и переходят на позиции рассудочного проте стантизма в самых разнообразных его проявлениях. <...> Другие идут по пути религиозного отрицания и атеизма, пути обожествления науки и прогресса. <...> Вместе с тем переходу на позиции нигилизма нередко предшествовали чрезмерное напряжение духовных сил и аске тический надрыв. <...> Для него встал характерный вопрос: «Как же мне жить свято? <...> » Этот вопрос Писарев и группа его юных единомышленников, собравшихся в 67 5* Сборник Орловского церковного историко-археологического общества религиозный кружок, решали в духе самого крайнего аскети ческого максимализма: «Пусть лучше человечество вымрет и жизнь остановится, чем жить во грехе». <...> При этом экзальтиро ванные юноши надеялись на чудо: «вдруг люди будут рождаться каким-нибудь чудесным образом, помимо плотского греха». <...> 2 Мечтательно-моралистическое перенапряжение оборачива ется надрывом, в результате которого Писарев становится од ним из вождей нигилизма. <...> Срыв религиозного чувства лежал и в основе кризиса Добролюбова, который был старшим <...>
Феофан_Затворник_и_религиозный_кризис_русской_интеллигенции.pdf
№ 2 (5), 2001 г. БОБЫЛЕВ Б. Г., профессор Орловского госуниверситета, доктор педагогических наук русской интеллигенции Святителя Феофана Затворника по праву считают верным и и ФвОФАН ЗАТВОРНИК религиозный КРИЗИС типичным продолжателем святоотеческой традиции в аскетике и нравственном богословии. «В мировоззрении Феофана есть какая-то вселенская смелость, большая духовная свобода и гибкость, свобода от быта», - замечает протоиерей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия».1 Расцвет деятельности святителя Феофана как духовного писателя, проповедника, богослова приходится на вторую половину XIX века. Это время отличается крайней напряженностью духовных исканий в среде русской интеллигенции, которая переживает глубокий религиозный кризис. Значительная часть интеллигенции отходит от Православной Церкви. При этом они идут по пути критики православных догматов, таинств, церковного предания и переходят на позиции рассудочного протестантизма в самых разнообразных его проявлениях. Это секты лорда Редстока, Пашкова, Толстого и др. Другие идут по пути религиозного отрицания и атеизма, пути обожествления науки и прогресса. Вместе с тем переходу на позиции нигилизма нередко предшествовали чрезмерное напряжение духовных сил и аскетический надрыв. Показателен в этом отношении пример Д. И. Писарева. В юности на него произвело огромное впечатление чтение гоголевской «Переписки с друзьями». Для него встал характерный вопрос: «Как же мне жить свято?» Этот вопрос Писарев и группа его юных единомышленников, собравшихся в 67 5*
Стр.1