Г.,
профессор Орловского госуниверситета,
доктор педагогических наук
ФвОФАН ЗАТВОРНИК
и религиозный КРИЗИС
русской интеллигенции
Святителя Феофана Затворника по праву считают верным и
типичным продолжателем святоотеческой традиции в аскетике
и нравственном богословии. <...> «В мировоззрении Феофана есть
какая-то вселенская смелость, большая духовная свобода и гиб
кость, свобода от быта», - замечает протоиерей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия». <...> 1
Расцвет деятельности святителя Феофана как духовного
писателя, проповедника, богослова приходится на вторую по
ловину XIX века. <...> Это время отличается крайней напряженнос
тью духовных исканий в среде русской интеллигенции, которая
переживает глубокий религиозный кризис. <...> Значительная часть
интеллигенции отходит от Православной Церкви. <...> При этом они
идут по пути критики православных догматов, таинств, цер
ковного предания и переходят на позиции рассудочного проте
стантизма в самых разнообразных его проявлениях. <...> Другие идут по пути
религиозного отрицания и атеизма, пути обожествления науки
и прогресса. <...> Вместе с тем переходу на позиции нигилизма нередко
предшествовали чрезмерное напряжение духовных сил и аске
тический надрыв. <...> Для него встал
характерный вопрос: «Как же мне жить свято? <...> » Этот вопрос
Писарев и группа его юных единомышленников, собравшихся в
67
5*
Сборник Орловского церковного историко-археологического общества
религиозный кружок, решали в духе самого крайнего аскети
ческого максимализма: «Пусть лучше человечество вымрет и
жизнь остановится, чем жить во грехе». <...> При этом экзальтиро
ванные юноши надеялись на чудо: «вдруг люди будут рождаться
каким-нибудь чудесным образом, помимо плотского греха». <...> 2
Мечтательно-моралистическое перенапряжение оборачива
ется надрывом, в результате которого Писарев становится од
ним из вождей нигилизма. <...> Срыв религиозного чувства лежал и
в основе кризиса Добролюбова, который был старшим <...>
Феофан_Затворник_и_религиозный_кризис_русской_интеллигенции.pdf
№ 2 (5), 2001 г.
БОБЫЛЕВ Б. Г.,
профессор Орловского госуниверситета,
доктор педагогических наук
русской интеллигенции
Святителя Феофана Затворника по праву считают верным и
и ФвОФАН ЗАТВОРНИК
религиозный КРИЗИС
типичным продолжателем святоотеческой традиции в аскетике
и нравственном богословии. «В мировоззрении Феофана есть
какая-то вселенская смелость, большая духовная свобода и гибкость,
свобода от быта», - замечает протоиерей Георгий Флоровский
в книге «Пути русского богословия».1
Расцвет деятельности святителя Феофана как духовного
писателя, проповедника, богослова приходится на вторую половину
XIX века. Это время отличается крайней напряженностью
духовных исканий в среде русской интеллигенции, которая
переживает глубокий религиозный кризис. Значительная часть
интеллигенции отходит от Православной Церкви. При этом они
идут по пути критики православных догматов, таинств, церковного
предания и переходят на позиции рассудочного протестантизма
в самых разнообразных его проявлениях. Это секты
лорда Редстока, Пашкова, Толстого и др. Другие идут по пути
религиозного отрицания и атеизма, пути обожествления науки
и прогресса.
Вместе с тем переходу на позиции нигилизма нередко
предшествовали чрезмерное напряжение духовных сил и аскетический
надрыв. Показателен в этом отношении пример Д. И.
Писарева. В юности на него произвело огромное впечатление
чтение гоголевской «Переписки с друзьями». Для него встал
характерный вопрос: «Как же мне жить свято?» Этот вопрос
Писарев и группа его юных единомышленников, собравшихся в
67
5*
Стр.1