Виссарион Белинский
Герой нашего времени
Сочинение М. Лермонтова.
С.-Петербург. 1840. Две части.
---------------------------------------------------------------------------В.Г.
Белинский. Взгляд на русскую литературу.
М., Современник, 1988
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Отличительный
характер нашей литературы состоит в резкой
противоположности ее явлений. Возьмите любую европейскую литературу, и вы
увидите, что ни в одной из них нет скачков от величайших созданий до самых
пошлых: те и другие связаны лестницею со множеством ступеней, в нисходящем
или восходящем порядке, смотря по тому, с которого конца будете смотреть.
Подле гениального художественного создания вы увидите множество созданий,
принадлежащих сильным художническим талантам; за ними бесконечный ряд
превосходных,
примечательных,
порядочных и т.
д.
беллетрических
произведений, так что доходите до порождений дюжинной посредственности не
вдруг, а постепенно и незаметно.
Самые посредственные произведения
иностранной беллетристики носят на себе отпечаток большей или меньшей
образованности, знания общества или, по крайней мере, грамотности авторов. И
потому-то все европейские литературы так плодовиты и богаты, что ни на миг
не оставляют своих читателей без
наслаждения.
Самая французская литература,
художественными созданиями, едва ли еще
произведениями, благодаря которым она
достаточного запаса умственного
бедная и ничтожная
не богаче других беллетрическими
и удерживает свое исключительное
владычество над европейскою читающею публикою. Напротив того, наша молодая
литература по справедливости может гордиться значительным числом великих
художественных созданий и до нищеты бедна хорошими беллетрическими
произведениями, которые, естественно, должны бы далеко превосходить первые в
количестве. В век Екатерины литература наша имела Державина - и никого, кто
бы хотя несколько приближался к нему; полузабытый ныне Фонвизин и забытые
Хемницер и Богданович были единственными примечательными беллетристами того
времени. Крылов, Жуковский и Батюшков
были поэтическими корифеями века
Александра I; Капнист, Карамзин (говорим о нем не как об историке),
Дмитриев, Озеров и еще немногие блестящим образом поддерживали беллетристику
того времени. С двадцатых до тридцатых годов настоящего века литература наша
оживилась: еще далеко не кончили своего поэтического поприща Крылов и
Жуковский, как явился Пушкин, первый великий народный русский поэт, вполне
художник, сопровождаемый и окруженный толпою более или менее примечательных
талантов, которых неоспоримым достоинством мешает только невыгода быть
современниками Пушкина.
Но зато пушкинский период необыкновенно
(сравнительно с предшествовавшими и последующим) был богат блестящими
беллетрическими талантами, из которых некоторые в своих произведениях
возвышались до поэзии, и хотя другие теперь уже и не читаются, но в свое
время пользовались большим вниманием публики и сильно занимали ее своими
произведениями, большею частию мелкими, помещавшимися в журналах и
альманахах. Начало четвертого десятилетия ознаменовалось романическим и
драматическим движением и
-
Милославский" подал большие надежды, "Торквато Тассо" тоже подал большие
надежды... и многие подавали большие
несбывшимися яркими надеждами: "Юрий
надежды, только теперь оказались
совершенно безнадежными... Но и в этом периоде надежд и безнадежностей
блестит яркая звезда великого творческого таланта, - мы говорим о Гоголе,
который, к сожалению, после смерти Пушкина ничего не печатает и которого
последние произведения русская публика прочла в "Современнике" за 1836 год,
хотя слухи о новых его произведениях и не умолкают... Тридцатый год был
роковым для нашей литературы: журналы начали прекращаться один за другим,
альманахи наскучили публике и прекратились, и в 1834 году "Библиотека для
чтения" соединила в себе труды почти всех известных и неизвестных поэтов и
литераторов, как бы нарочно для того, чтобы показать ограниченность и их
деятельности и бедность русской литературы... Но обо всем этом мы скоро
поговорим в особой статье; на этот раз прямо выскажем нашу главную мысль,
что отличительный характер русской литературы - внезапные проблески сильных
и даже великих художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная
поговорка читателей: "Книг много, а читать нечего..." К числу таких сильных
художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты,
Стр.1