Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКуприянова Т. Г.
АвторыМоск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова
ИздательствоМ.: МГУП имени Ивана Федорова
Страниц367
ID227225
АннотацияВ работе рассматривается концепция предпринимательской деятельности в историко-экономическом разрезе, что способствует объективному пониманию процессов, происходивших в мировой практике книгоиздания и распространения книги. Впервые дается историографический анализ истории предпринимательства, введены новые исторические факты, освещаются мало изученные ранее периоды развития института предпринимательства как за рубежом, так и в России. В работе анализируются инновационные процессы, влияющие на динамику книжного дела и доказывающие, что предпринимательство является важным показателем интеллектуального потенциала общества.
ISBN978-5-8122-1178-3
УДК002
ББК76.1
Куприянова, Т. Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития : монография / Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова; Т. Г. Куприянова .— Москва : МГУП имени Ивана Федорова, 2012 .— 367 с. — Библиогр.: с. 342-366 (313 назв.) .— ISBN 978-5-8122-1178-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/227225 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Развитие книгоиздания в первой половине ХХ века ........259 <...> Книга и книжное дело в информационном обществе // Книга. <...> Понятие «предпринимательство» применительно к книжному делу должно вырабатываться на основе теоретического положения книговедческой науки, что «книжное дело есть способ существования книги, выступающей с одной стороны способом отражения общественного сознания, с другой — средством его формирования»10. <...> Предпринимательству в книжном деле присуща установка на инновацию, проявляющуюся, прежде всего в том, что книгоиздание тесно сопряжено с творческим процессом авторского корпуса, создающего произведения. <...> Издательство и книжная торговля выступают в роли посредников между автором и читателем. <...> Исторический опыт развития книжного дела показывает, что среди таких выдающихся деятелей, как Гутенберг, Зенефельдер, Киприанов, Новиков, Смирдин, Сойкин и многих других, вопрос 14 извлечения прибыли не ставился во главу угла, хотя их идеи и новшества принесли доходы последователям и подражателям. <...> Позже Ломоносов пошел в своих проектах еще дальше, предложив выделить академическое книгоиздание и книжную торговлю в особую «Директорию», предоставив ей большие права по расширению книжного дела. <...> Книгоиздание в этот период находилось на подъеме: открывались новые типографии, значительно расширился издательский репертуар, оживилась книжная торговля. <...> Он первым в России поставил книжное дело на прочную экономическую основу, проявил себя как предприниматель, организовав акционерное товарищество и сеть книжных лавок по стране, наладил публикацию объявлений о книгах в периодических изданиях. <...> Название статьи носит знаковый характер, в ней впервые книжная торговля рассматривается в тесной связи с чтением. <...> Вполне резонно он задается по этому поводу вопросом: «Как же хотите вы, чтобы мы, торгующие книжным товаром, считали его чем-нибудь другим? <...> Она пишет, что серийные издания, появившиеся в издательском <...>
Предпринимательство_в_книжном_деле_историография,_история,_тенденции_развития.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова Т.Г. Куприянова ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КНИЖНОМ ДЕЛЕ: ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Монография Москва 2012
Стр.1
УДК 002 ББК 76.1 К 92 Р е ц е н з е н т ы: В.И. Щепоткин, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Основы организации издательского дела» Московского государственного гуманитарно-экономического института; Б.В. Ленский, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой «Книжного бизнеса» МГУП имени Ивана Федорова. Куприянова Т.Г. К 92 Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития : монография / Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова., 2012. — 368 с. ISBN 978-5-8122-1178-3 В работе рассматривается концепция предпринимательской деятельности в историко-экономическом разрезе, что способствует объективному пониманию процессов, происходивших в мировой практике книгоиздания и распространения книги. Впервые дается историографический анализ истории предпринимательства, введены новые исторические факты, освещаются мало изученные ранее периоды развития института предпринимательства как за рубежом, так и в России. В работе анализируются инновационные процессы, влияющие на динамику книжного дела и доказывающие, что предпринимательство является важным показателем интеллектуального потенциала общества. Печатается в авторской редакции. УДК 002 ББК 76.1 ISBN 978-5-8122-1178-3 © Куприянова Т.Г., 2012 © Московский государственный университет печати, имени Ивана Федорова, 2012 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие........................................................................................6 Раздел I. Историография истории предпринимательства в книжном деле...................................................................................8 1.1. Понятие «предпринимательство» в экономической науке западных стран.....................................................................8 1.2. Эмпирический взгляд на предпринимательскую деятельность в ХVIII веке.............................................................15 1.3. Коммерческие взгляды на предпринимательскую деятельность в первой половине ХIХ века .................................20 1.4. Формирование профессионального взгляда на предпринимательскую деятельность во второй половине ХIХ века .........................................................................................27 1.5. Книговедческий подход к пониманию природы предпринимательства в книжном деле........................................46 Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства.....................................................66 2.1. Ранняя стадия развития отношений обмена ........................66 2.2. Скриптории — центры книжного производства .................74 2.3. Городские книгописные мастерские ....................................78 Раздел 3. Возникновение предпринимательских отношений в связи с изобретением книгопечатания.........................................85 3.1. Ксилографические мастерские..............................................85 3.2. Печатная мануфактура...........................................................89 3.3. Контракты и монополии первопечатников..........................94 3.4. Типографские и издательские компании ...........................100 3
Стр.3
Раздел 4. Развитие предпринимательских отношений в книжном деле в ХVI–ХVII веках..................................................106 4.1. Предпринимательские новшества в ХVI веке ...................106 4.2. Предпринимательство в западноевропейском книжном деле в ХVII веке ..........................................................116 4.3. Предпринимательская инициатива в отечественном книжном деле ХVII века.............................................................125 Раздел 5. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века ............................................................................135 5.1. Предпринимательство в книжном деле за рубежом .........135 5.2. Предпринимательство в книжном деле России первой половины ХVIII века ......................................................143 5.3. Дворянское направление в отечественном предпринимательстве второй половины ХVIII века................156 Раздел 6. Предпринимательство в условиях индустриализации книжной отрасли в ХIХ веке.........................172 6.1. Развитие предпринимательства в книжном деле Западной Европы в ХIХ веке .............................................172 6.2. Формирование института предпринимательства в книжном деле России в первой половине ХIХ века..............183 6.3. Объекты собственности и авторское право .......................195 Раздел 7. Предпринимательство в книжном деле России во второй половине ХIХ века...........................................203 7.1. Книжный рынок России в пореформенный период..........203 7.2. Семейные предприятия в книжном деле России...............216 7.3. Специализация как форма предпринимательства в издательском деле ....................................................................227 7.4. Кредитование предпринимательской деятельности .........231 7.5. Акционерные компании.......................................................236 Раздел 8. Предпринимательство в книгоиздании зарубежных стран в ХХ веке.........................................................259 8.1. Развитие книгоиздания в первой половине ХХ века ........259 8.2. Тенденции развития книгоиздания во второй половине ХХ века........................................................................266 4
Стр.4
8.3. Инновации на книжном рынке второй половины ХХ века......284 8.4. Новые издания в структуре издательского репертуара ....291 Раздел 9. Предпринимательство в книжной торговле зарубежных стран в ХХ веке.........................................................303 9.1. Тенденции развития книжной торговли.............................303 9.2. Независимые книжные магазины: традиции и инновации .................................................................................313 9.3. Развитие форм продвижения книги....................................322 9.4. Электронные технологии в книжном деле.........................334 Библиографический список...........................................................342 5
Стр.5