Первая часть «Теоретические основы лидерства» содержит описание современных
представлений о феномене «лидерство» и результатов научных разработок этой
проблемы. <...> Вторая часть «Метафорические модели и стратегии лидерства» посвящена метафорическим описаниям лидерства. <...> В ней представлены конструкты лидерства, содержащиеся в древнекитайских трактатах «Тридцать шесть стратагем» и «Искусство войны». <...> Первая часть «Теоретические основы лидерства» содержит описание современных
представлений о феномене «лидерство» и результатов научных разработок этой
проблемы. <...> Вторая часть «Метафорические модели и стратегии лидерства» посвящена метафорическим описаниям лидерства. <...> В ней представлены конструкты лидерства, содержащиеся в древнекитайских трактатах «Тридцать шесть стратагем» и «Искусство войны». <...> 8. В бою помести солдат в местность смерти . <...> Лидерство, мудрость и власть в древнекитайской традиции . <...> Конструкты лидерства в трактате Сунь-цзы «Искусство войны» . <...> 6. В войне располагайся на выгодной местности . <...> ТРАКТАТ «ИСКУССТВО ВОЙНЫ» СУНЬ-ЦЗЫ (в переводе академика Н. И. Конрада) . <...> 8. В бою помести солдат в местность смерти . <...> Конструкты лидерства в трактате Сунь-цзы «Искусство войны» . <...> 6. В войне располагайся на выгодной местности . <...> ТРАКТАТ «ИСКУССТВО ВОЙНЫ» СУНЬ-ЦЗЫ (в переводе академика Н. И. Конрада) . <...> Во второй части, богатой на метафоры и иллюстрации, рассматриваются конструкты лидерства, в том числе описанные в
древнекитайских трактатах. <...> Были
предложения разделить работу на две книги, первую посвятив традиционному научному подходу к исследованию лидерства, а вторую — метафорическим моделям и стратагемам лидерства. <...> Были
предложения разделить работу на две книги, первую посвятив традиционному научному подходу к исследованию лидерства, а вторую — метафорическим моделям и стратагемам лидерства. <...> Ваше мнение о книге, вопросы, замечания и предложения автору
вы можете сообщить по электронной почте <...>
Стратегии_и_приемы_лидерства._Теория_и_практика.pdf
ББК 88.4
Е27
Р е цензенты:
Хасан Борис Иосифович — доктор психологических наук, профессор, заведующий
кафедрой психологии развития института естественных и гуманитарных
наук Сибирского федерального университета;
Марьин Михаил Иванович — доктор психологических наук, профессор, заместитель
начальника управления организации работы с личным составом
ДКО МВД России.
Е27
Евтихов О. В.
Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. — СПб.: Речь, 2007. —
238 с.
ISBN 5-9268-0585-6
Пособие состоит из двух взаимодополняющих частей.
Первая часть «Теоретические основы лидерства» содержит описание современных
представлений о феномене «лидерство» и результатов научных разработок этой
проблемы. В ней рассматриваются различные теории, концепции и модели лидерства,
а также вопросы взаимосвязи управления, руководства и организационного
лидерства.
Вторая часть «Метафорические модели и стратегии лидерства» посвящена метафорическим
описаниям лидерства. В ней представлены конструкты лидерства, содержащиеся
в древнекитайских трактатах «Тридцать шесть стратагем» и «Искусство войны».
Также приводится ряд практических советов, полезных руководителям.
Пособие предназначено для психологов, педагогов, эффективных руководителей
и тех, кто стремится ими стать. Оно будет полезно и людям, стремящимся быть более
успешными в общении и взаимодействии с другими людьми.
ББК 88.4
ISBN 5-9268-0585-6
© О. В. Евтихов, 2007
© Издательство «Речь», 2007
© П. В. Борозенец, оформление, 2007
Стр.2
Оглавление
Предисловие автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Bведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Часть 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
Глава 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИДЕРСТВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.1. Феномен «лидерство»: понятие и сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.2. Эволюция теории лидерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3. Зарубежные теории лидерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Ситуационная теория лидерства Ф. Фидлера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Ситуационная теория П. Херси и К. Бланшара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Двумерная модель лидерства Р. Блейка и Дж. Моутон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Ценностная теория лидерства С. Кучмарски и Т. Кучмарски . . . . . . . . . . . . . . 44
Концепция «обслуживающего лидерства» Р. Гринлифа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Глава 2. ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.1. Организационное управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.2. Организационное руководство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Психологические типы руководителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
2.3. Организационное лидерство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3
Стр.3
Стратегии и приемы лидерства: теория и практика
Часть 2
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
И СТРАТЕГИИ ЛИДЕРСТВА
Глава 3. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
3.1. Искусство управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
«Управление колесницей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
«Уроки дирижера» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
3.2. Особенности рационального использования времени . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
«Искусство управления обезьянами» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
3.3. Ступени профессионализма лидера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Глава 4. ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ КОНСТРУКТЫ ЛИДЕРСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
4.1. Лидерство, мудрость и власть в древнекитайской традиции . . . . . . . . . . .110
4.2. Древнекитайские стратагемы лидерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Спокойно ждать, когда враг утомится . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
С противоположного берега наблюдать за пожаром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Пожертвовать сливовым деревом, чтобы спасти персиковое . . . . . . . . . . .124
Бить по траве, чтобы вспугнуть змею . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Бросить кирпич, чтобы заполучить яшму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Схватить главаря, чтобы обезвредить разбойников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
Вытаскивать хворост из-под очага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Золотая цикада сбрасывает чешую . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Дружить с дальним и воевать с ближним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Грозить софоре, указывая на тут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
Притворяться глупцом, не поддаваясь вожделениям (Делать безумные
жесты, не теряя равновесия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
На сухом дереве развесить цветы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Бегство — лучший прием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
4.3. Конструкты лидерства в трактате Сунь-цзы «Искусство войны» . . . . . . . . .144
1. Война — путь обмана, обман — путь войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
2. Победа без сражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
3. Победа должна быть легкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
4. Избегай «полного», а занимай «пустое» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
5. Приходи первым и жди противника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
6. В войне располагайся на выгодной местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
4
Стр.4
Оглавление
7. Награждай и наказывай умело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
8. В бою помести солдат в местность смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
9. Заботься о противнике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
Глава 5. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЮ . . . . .160
5.1. Особенности внутриорганизационного взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . .160
5.2. Практика делегирования полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
5.3. Разница между созиданием и разрушением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
5.4. О преданности и поддержке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. «ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ СТРАТАГЕМ» (краткое описание) . . . . . . . . . . .181
Раздел 1. Стратагемы победоносных сражений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Раздел 2. Стратагемы сражений при равновесии сил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Раздел 3. Стратагемы наступательных сражений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
Раздел 4. Стратагемы сражений с несколькими участниками . . . . . . . . . . . . . . . .189
Раздел 5. Стратагемы битвы совместно с третьей стороной . . . . . . . . . . . . . . . . .191
Раздел 6. Стратагемы проигрышных сражений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
Приложение 2. ТРАКТАТ «ИСКУССТВО ВОЙНЫ» СУНЬ-ЦЗЫ (в переводе академика
Н. И. Конрада) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
Глава I. Предварительные расчеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
Глава II. Ведение войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Глава III. Стратегическое нападение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201
Глава IV. Форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Глава V. Мощь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
Глава VI. Полнота и пустота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205
Глава VII. Борьба на войне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
Глава VIII. Девять изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
Глава IX. Поход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210
Глава Х. Формы местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
5
Стр.5
Стратегии и приемы лидерства: теория и практика
Глава XI. Девять местностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215
Глава XII. Огневое нападение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
Глава XIII. Использование шпионов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .221
Приложение 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ РУКОВОДИТЕЛЯ . . . . . . . . . . . .223
Методика «Оценка предрасположенности к управленческой деятельности»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
Методика «Самооценка управленческого потенциала» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
Методика «Какой вы руководитель?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .229
Методика «Самооценка руководящих способностей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232
Методика «Как вы справляетесь с делегированием полномочий?» . . . . . . . . . .235
Стр.6