Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Практика психологического тренинга (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЕвтихов Олег Владимирович
Издательство[Б.и.]
Страниц255
ID227196
АннотацияЭта книга предназначена для начинающих свою профессиональную практику психологов, студентов психологических факультетов, творческих и ищущих педагогов, социальных работников, а также для всех, кто хочет овладеть активными методами коррекции и развития личности. Легкий и доступный язык изложения делает книгу понятной и интерес ной для широкого круга читателей. Разнообразие и структурированность предлагаемых упражнений в сочетании с их простотой и комментариями автора дают уникальную возможность освоить предлагаемый инструментарий.
Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов .— : [Б.и.], 2004 .— 255 с. — URL: https://rucont.ru/efd/227196 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Во второй части рассматриваются знания и техники, полезные ведущему тренинги, включающие такие понятия, как: Карта и Тер ритория, раппорт и подстройка, речь ведущего, невербальная ком муникация, техники активного слушания, практика использования вопросов, техники активизации и управления вниманием и другие. <...> Во второй части рассматриваются знания и техники, полезные ведущему тренинги, включающие такие понятия, как: Карта и Тер ритория, раппорт и подстройка, речь ведущего, невербальная ком муникация, техники активного слушания, практика использования вопросов, техники активизации и управления вниманием и другие. <...> На наш взгляд, наиболее общее, но удачное определение группового психологического тренинга предложено Н. Ю. Хряще вой и С. И. Макшановым, представляющими тренинг как «много2 функциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации про2 фессионального и личностного бытия человека» 1. <...> Как отмечает С. И. Макшанов, разделение методов по кри терию их активности может представляться недостаточно коррек тным, так как сам по себе метод не может быть активным или пас сивным, активность — это скорее свойство субъекта, а не метода. <...> Другие авторы относят групповой психологический тренинг к психологическим методам воздействия. <...> По отношению к теории психологического тренинга в проти вовес к «развитию» С. И. Макшанов вводит удачный термин «пред намеренное изменение». <...> На наш взгляд, наиболее общее, но удачное определение группового психологического тренинга предложено Н. Ю. Хряще вой и С. И. Макшановым, представляющими тренинг как «много2 функциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации про2 фессионального и личностного бытия человека» 1. <...> Как отмечает С. И. Макшанов, разделение методов по кри терию их активности может представляться недостаточно коррек <...>
Практика_психологического_тренинга.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Практика_психологического_тренинга.pdf
Œ. ¬. ≈‚ÚËıÓ‚ œ–¿ü“»ü¿ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒ√Œ “–≈Õ»Õ√¿ СанктПетербург 2004
Стр.1
ББК 88.5 Е27 Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент О. М. Миллер, кандидат психологических наук, доцент А. А. Ярулов Научный редактор кандидат психологических наук, доцент Т. Л. Ядрышникова Е27 Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издатель ство «Речь», 2004. — 256 с. ISBN 5926802482 Эта книга предназначена для начинающих свою профессиональную прак тику психологов, студентов психологических факультетов, творческих и ищущих педагогов, социальных работников, а также для всех, кто хочет овладеть активными методами коррекции и развития личности. Легкий и доступный язык изложения делает книгу понятной и интерес ной для широкого круга читателей. Разнообразие и структурированность предлагаемых упражнений в сочетании с их простотой и комментариями ав тора дают уникальную возможность освоить предлагаемый инструментарий. ББК 88.5 Пособие одобрено и рекомендовано к печати кафедрой практической психологии Красноярского государственного педагогического университета (протокол № 17 от 03.03.03.) ISBN 5926802482 © О. В. Евтихов, 2004 © Издательство «Речь», 2004 © П. Борозенец, оформление, 2004
Стр.2
Œ√À¿¬À≈Õ»≈ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА .................................................................. 11 ◊‡ÒÚ¸ 1 “≈Œ–≈“»◊≈—ü»≈ » Ã≈“Œƒ»◊≈—ü»≈ Œ—ÕŒ¬¤ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒ√Œ “–≈Õ»Õ√¿ √·‚‡ 1 Œ¡Ÿ≈≈ œ–≈ƒ—“¿¬À≈Õ»≈ Œ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒÃ “–≈Õ»Õ√≈ ...14 1.1. Специфика тренинговой формы работы ................................... 14 1.2. История психологического тренинга.......................................... 20 1.3. Основные направления развития групповых методов психологической работы .............................................................. 24 1.4. Тренинговая группа как психологическое зеркало .................. 29 1.5. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе................................................ 33 √·‚‡ 2 √–”œœŒ¬¿fl ƒ»Õ¿Ã»ü¿ ¬ “–≈Õ»Õ√Œ¬Œ… √–”œœ≈ .......................35 2.1. Фазы развития тренинговой группы ........................................... 35 2.2. Сплоченность и напряженность в тренинговой группе ........... 37 2.3. Проблема лидерства в тренинговой группе ............................... 38 √·‚‡ 3 —“–”ü“”–Õ¤≈ ’¿–¿ü“≈–»—“»ü» —Œ÷»¿À‹ÕŒœ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒ√Œ “–≈Õ»Õ√¿ .....................................................43 3.1. Цели и задачи тренинга ................................................................. 43 3.2. Общие принципы тренинга ........................................................... 46 3.3. Роль и функции ведущего тренинг............................................... 50 Функции ведущего тренинг ........................................................... 51 Предмет работы ведущего в группе............................................. 51 Стиль ведения группы .................................................................... 53
Стр.3
4 Практика психологического тренинга Котренерство (Совместное проведение группы) ..................... 55 3.4. Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге .......................................................... 55 Диагностические процедуры ........................................................ 56 Информирование ............................................................................ 56 Психогимнастические упражнения ............................................. 57 Ролевые игры ................................................................................... 57 Психодраматические приемы ....................................................... 60 Метод фиксированных ролей ....................................................... 61 Дебрифинг ....................................................................................... 63 Групповая дискуссия...................................................................... 64 Мозговой штурм ............................................................................. 65 Анализ ситуаций ............................................................................. 66 Психогимнастика............................................................................ 67 Проективное рисование................................................................. 68 Элементы музыкотерапии ............................................................. 69 Домашняя работа ............................................................................ 69 √·‚‡ 4 üŒÕ—“–”»–Œ¬¿Õ»≈ » œŒƒ√Œ“Œ¬ü¿ “–≈Õ»Õ√¿ ..........................70 4.1. Этапы построения содержательной работы в тренинге .......... 71 4.2. Подготовка тренинга ..................................................................... 73 4.3. Формы организации тренинговых занятий ................................ 74 4.4. Планирование программы тренинга ............................................ 75 4.5. Особенности подбора упражнений ............................................. 77 √·‚‡ 5 Œ–√¿Õ»«¿÷»fl » œ–Œ¬≈ƒ≈Õ»≈ “–≈Õ»Õ√¿ .....................................79 5.1. Проведение процедуры знакомства ............................................ 79 5.2. Работа с ожиданиями..................................................................... 80 5.3. Формирование норм и правил в группе ....................................... 81 5.4. Инструкции в упражнениях .......................................................... 84 5.5. Завершение процедур .................................................................... 84 5.6. Обсуждение ..................................................................................... 84 5.7. Проведение дебрифинга................................................................ 85 5.8. Организация опроса группы ......................................................... 86 5.9. Проведение дискуссии в группе ................................................... 87 5.10. Обратная связь в тренинговой группе ...................................... 88 5.11. Работа с принудительно образованными группами................ 89 5.12. Работа со зрителями .................................................................... 90
Стр.4
Оглавление 5 5.13. Ритуалы в группе .......................................................................... 91 5.14. Использование видеосъемки ...................................................... 93 5.15. Использование музыки................................................................ 94 5.16. О паузах ......................................................................................... 95 5.17. О спорах в группе ......................................................................... 95 5.18. Завершение тренинга ................................................................... 96 5.19. О неудачах ..................................................................................... 97 ◊‡ÒÚ¸ 2 «Õ¿Õ»fl » “≈’Õ»ü», œŒÀ≈«Õ¤≈ ¬≈ƒ”Ÿ≈Ô “–≈Õ»Õ√Œ¬Œ… √–”œœ¤ √·‚‡ 6 û– » œ–≈ƒ—“¿¬À≈Õ»fl Œ Õ≈à ......................................................100 6.1. Территории и их Карты ............................................................... 100 6.2. Особенности восприятия человека............................................ 103 6.3. Каналы восприятия ...................................................................... 104 6.4. Фильтры восприятия (Особенности формирования Модели мира) ................................................................................ 106 √·‚‡ 7 –¿œœŒ–“ » œŒƒ—“–Œ…ü¿ ................................................................ 110 7.1. Подстройка.................................................................................... 111 7.2. Подстройка к языку тела ............................................................ 112 7.3. Подстройка к речи........................................................................ 112 7.4. Подстройка к дыханию................................................................ 113 7.5. Подстройка — ведение ................................................................ 114 7.6. Отсоединение ................................................................................ 115 7.7. Механизмы формирования раппорта с группой ..................... 115 √·‚‡ 8 –≈◊‹ ü¿ü —–≈ƒ—“¬Œ ¬Œ«ƒ≈…—“¬»fl » œ≈–≈ƒ¿◊» »Õ‘Œ–ÿ÷»» ..................................................................................... 116 8.1. Калибровка вербального сообщения ...................................... 117 8.2. Голос............................................................................................... 118 8.3. Темп речи ....................................................................................... 119 8.4. Пауза в речи................................................................................... 119 8.5. Громкость ...................................................................................... 120 8.6. Высота голоса ............................................................................... 121
Стр.5
6 Практика психологического тренинга 8.7. Интонация ..................................................................................... 121 8.8. Смысловые ударения ................................................................... 122 √·‚‡ 9 Õ≈¬≈–¡¿À‹Õ¿fl üŒÃÔջü¿÷»fl .................................................. 123 9.1. О мелочах....................................................................................... 123 9.2. Коммуникативная конгруэнтность ............................................ 125 9.3. Поза и положение тела ............................................................... 126 9.4. Жесты ............................................................................................. 127 9.5. Взгляд ............................................................................................. 128 √·‚‡ 10 œ–»üÀ¿ƒÕ¤≈ «Õ¿Õ»fl » “≈’Õ»ü» ................................................ 130 10.1. Приемы активизации и управления вниманием .................. 130 Обращение по имени .................................................................... 131 Неожиданный поворот ................................................................ 131 Обращение к актуальным проблемам и событиям .................. 131 Обращение к авторитетным источникам .................................. 132 Использование юмора ................................................................. 132 10.2. Практика использования вопросов ...................................... 132 Закрытые вопросы ........................................................................ 133 Открытые вопросы ....................................................................... 133 Наводящие вопросы ..................................................................... 134 Двойные направляющие вопросы............................................... 134 Возвратные вопросы .................................................................... 134 Контрольные вопросы ................................................................. 135 Вопросы, направленные на проверку компетентности .......... 135 Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний....... 135 Сбивающие вопросы..................................................................... 136 Провокационные вопросы .......................................................... 136 10.3. Техники активного слушания ............................................... 137 Смотрите на собеседника ............................................................ 137 Реагируйте ..................................................................................... 137 Не заканчивайте предложение вместо другого человека ...... 138 Задавайте вопросы на понимание .............................................. 138 Перефразируйте ........................................................................... 138 Замечайте чувства ......................................................................... 138 Напутствие начинающему тренеру ............................................ 139
Стр.6
Оглавление ◊‡ÒÚ¸ 3 ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, »√–¤ » Ã≈“¿‘Œ–¤ ¬ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒÃ “–≈Õ»Õ√≈ √·‚‡ 11 œ–»“◊», Ã≈“¿‘Œ–¤ » »Õ¤≈ »—“Œ–»» ...................................... 142 А. Истории для формирования понимания и содержательного контекста в группе................................. 144 Б. Упражнениястимулы .............................................................. 151 11.9. Игра Роджера................................................................... 151 11.8. Желтые веревки ............................................................... 153 В. Истории «Россыпью» .............................................................. 155 √·‚‡ 12 ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Œ–»≈Õ“»–Œ¬¿ÕÕ¤≈ Õ¿ «Õ¿üŒÃ—“¬Œ ”◊¿—“Õ»üŒ¬ » —Œ«ƒ¿Õ»≈ –¿¡Œ“Œ—œŒ—Œ¡ÕŒ—“» √–”œœ¤ ... 161 12.1. «Самопрезентация» ........................................................ 162 12.2. «Имена» ............................................................................ 162 12.3. «Автопортрет» ................................................................ 163 12.4. «Представление партнера»............................................ 163 12.5. «Презентация товарища» .............................................. 164 12.6. «Вам послание»................................................................ 165 12.7. «На льдине»...................................................................... 166 12.8. «Ужасный секрет» .......................................................... 167 12.9. «Луноход» ........................................................................ 168 √·‚‡ 13 ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Õ¿œ–¿¬À≈ÕÕ¤≈ Õ¿ –¿¡Œ“” — —¿ÃŒ¬Œ—œ–»fl“»≈à » Œ–√¿Õ»«¿÷»fi À»◊ÕŒ—“ÕŒ… Œ¡–¿“ÕŒ… —¬fl«» ............................................................................... 170 13.1. «Кто я?», «Какой я?» ...................................................... 171 13.2. «Каким меня видят?» ...................................................... 172 13.3. «Вы меня узнаете?» ......................................................... 173 13.4. «Автопортрет» ................................................................ 174 13.5. «Волшебная чайная» ....................................................... 174 √À¿¬¿ 14 ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl Õ¿ –¿«¬»“»≈ Ã≈∆À»◊ÕŒ—“ÕŒ… ◊”¬—“¬»“≈À‹ÕŒ—“» » ¬«¿»ÃŒœŒÕ»Ã¿Õ»fl ............................. 177 14.1. «Описаниеинтерпретация» .......................................... 177 14.2. «Узнай по рукам» ............................................................ 179 7
Стр.7
8 Практика психологического тренинга 14.3. «Экскурсия» ..................................................................... 180 14.4. «Общее дыхание» ............................................................ 181 14.5. «Слепые странники» ....................................................... 181 14.6. «Слепые и поводырь» ..................................................... 182 14.7. «Сиамские близнецы» .................................................... 184 14.8. «Танец с листком»........................................................... 185 √·‚‡ 15 ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Õ¿œ–¿¬À≈ÕÕ¤≈ Õ¿ –¿«¬»“»≈ ¬Õ”“–»√–”œœŒ¬Œ√Œ ¬«¿»ÃŒƒ≈…—“¬»fl ..................................... 186 15.1. «Синхронизация»............................................................ 186 15.2. «Взаимопонимание» ....................................................... 187 15.3. «Шеренга» ........................................................................ 188 15.4. «Растяжка» ...................................................................... 189 15.5. «Блиндаж»........................................................................ 191 15.6. «Мина» .............................................................................. 192 √·‚‡ 16 üŒÃÔջü¿“»¬Õ¤≈ »√–¤ » ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl ............................. 193 16.1. «Групповой рассказ» ...................................................... 193 16.2. «Техника вежливого отказа» ........................................ 194 16.3. «Рассмеши партнера» ..................................................... 195 16.4. «Разговор» ....................................................................... 196 16.5. «Просьба» ........................................................................ 197 16.6. «Интонации».................................................................... 198 √·‚‡ 17 ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Õ¿œ–¿¬À≈ÕÕ¤≈ Õ¿ –¿«¬»“»≈ œ—»’»◊≈—ü»’ œ–Œ÷≈——Œ¬ .............................................................200 А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности ... 200 17.1. «Словесный ком» ............................................................ 200 17.2. «Скульптор» .................................................................... 202 17.3. «Фоторобот».................................................................... 203 17.4. «Опиши партнера» .......................................................... 204 17.5. «Где я?» ............................................................................. 206 17.6. «Ты его узнаешь?»........................................................... 207 17.7. «Признак отличия» ......................................................... 208 17.8. «Сыщики» ......................................................................... 209 Б. Упражнения для развития мышления ................................... 210 17.9. «Ситуация»....................................................................... 210 17.10. «Признаки» .................................................................... 211
Стр.8
Оглавление 9 17.11. «Составь предложение»............................................... 211 Упражненияголоволомки .......................................................... 211 17.12. «Адам и Ева» .................................................................. 212 17.13. «Крепостные ворота» ................................................... 212 17.14. «Принцесса и крестьянин» .......................................... 213 17.15. «Командированный»..................................................... 214 17.16. «Человек и толпа» ......................................................... 214 В. Упражнения для развития внимания..................................... 214 17.17. «Муха» ............................................................................ 214 17.18. «Считалка» ..................................................................... 216 17.19. «Чужие коленки» .......................................................... 217 √·‚‡ 18 ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Õ¿œ–¿¬À≈ÕÕ¤≈ Õ¿ Œ–√¿Õ»«¿÷»fi √–”œœŒ¬Œ… ƒ»—ü”——»» .................................................................. 218 18.1. «Потерпевшие кораблекрушение» ............................... 218 18.2. «Катастрофа в пустыне» ................................................ 223 18.3. «Полет на Луну» ............................................................. 224 Занимательные задачи ................................................................. 225 «Справедливость» .................................................................... 225 «Собака Гарри» ........................................................................ 226 «Падишах» ................................................................................ 226 √·‚‡ 19 »√–¤ Õ¿ –¿«¬»“»≈ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒ… ◊”¬—“¬»“≈À‹ÕŒ—“» » Õ¿¬¤ü¿ ”¡≈∆ƒ¿fiŸ≈√Œ ¬Œ«ƒ≈…—“¬»fl .................................. 228 19.1. «Таможня» ....................................................................... 228 19.2. «Мафия» ........................................................................... 230 19.3. «Шериф и убийца» .......................................................... 233 √·‚‡ 20 Ã≈ƒ»“¿“»¬ÕŒ-–≈À¿ü—¿÷»ŒÕÕ¤≈ ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl ................... 236 20.1. «Храм тишины» ............................................................... 236 20.2. «Заросший сад» ............................................................... 237 20.3. «Маяк» .............................................................................. 238 20.4. Дом моей души ................................................................. 239 20.5. В гостях у Морфея .......................................................... 244 √·‚‡ 21 œ–Œ÷≈ƒ”–¤ ƒÀfl «¿¬≈–ÿ≈Õ»fl «¿Õfl“»fl .................................... 246 21.1. «Бюрократ» ...................................................................... 246 21.2. «Покажи пальцем».......................................................... 247
Стр.9
10 Практика психологического тренинга 21.3. «Горячий стул» ................................................................ 248 21.4. «Пожелание» ................................................................... 249 21.5. «Подарок» ........................................................................ 250 21.6. «Аплодисменты» ............................................................. 250 Ответы к задачам, описанным в главе 17 .................................. 250 Упражнение «Крепостные ворота»....................................... 250 Упражнение «Принцесса и крестьянин» .............................. 251 Упражнение «Командированный» ........................................ 251 Упражнение «Человек и толпа» ............................................ 251 Упражнение «Адам и Ева»...................................................... 251 БИБЛИОГРАФИЯ .............................................................................. 252 Монографии и диссертации ........................................................ 254
Стр.10