Во второй части рассматриваются знания и техники, полезные
ведущему тренинги, включающие такие понятия, как: Карта и Тер
ритория, раппорт и подстройка, речь ведущего, невербальная ком
муникация, техники активного слушания, практика использования
вопросов, техники активизации и управления вниманием и другие. <...> Во второй части рассматриваются знания и техники, полезные
ведущему тренинги, включающие такие понятия, как: Карта и Тер
ритория, раппорт и подстройка, речь ведущего, невербальная ком
муникация, техники активного слушания, практика использования
вопросов, техники активизации и управления вниманием и другие. <...> На наш взгляд, наиболее общее, но удачное определение
группового психологического тренинга предложено Н. Ю. Хряще
вой и С. И. Макшановым, представляющими тренинг как «много2
функциональный метод преднамеренных изменений психологических
феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации про2
фессионального и личностного бытия человека» 1. <...> Как отмечает С. И. Макшанов, разделение методов по кри
терию их активности может представляться недостаточно коррек
тным, так как сам по себе метод не может быть активным или пас
сивным, активность — это скорее свойство субъекта, а не метода. <...> Другие авторы относят групповой психологический тренинг к
психологическим методам воздействия. <...> По отношению к теории психологического тренинга в проти
вовес к «развитию» С. И. Макшанов вводит удачный термин «пред
намеренное изменение». <...> На наш взгляд, наиболее общее, но удачное определение
группового психологического тренинга предложено Н. Ю. Хряще
вой и С. И. Макшановым, представляющими тренинг как «много2
функциональный метод преднамеренных изменений психологических
феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации про2
фессионального и личностного бытия человека» 1. <...> Как отмечает С. И. Макшанов, разделение методов по кри
терию их активности может представляться недостаточно коррек <...>
Практика_психологического_тренинга.pdf
Œ. ¬. ≈‚ÚËıÓ‚
œ–¿ü“»ü¿
œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒ√Œ
“–≈Õ»Õ√¿
СанктПетербург
2004
Стр.1
ББК 88.5
Е27
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент О. М. Миллер,
кандидат психологических наук, доцент А. А. Ярулов
Научный редактор
кандидат психологических наук, доцент Т. Л. Ядрышникова
Е27
Евтихов О. В.
Практика психологического тренинга. — СПб.: Издатель
ство «Речь», 2004. — 256 с.
ISBN 5926802482
Эта книга предназначена для начинающих свою профессиональную прак
тику психологов, студентов психологических факультетов, творческих и
ищущих педагогов, социальных работников, а также для всех, кто хочет
овладеть активными методами коррекции и развития личности.
Легкий и доступный язык изложения делает книгу понятной и интерес
ной для широкого круга читателей. Разнообразие и структурированность
предлагаемых упражнений в сочетании с их простотой и комментариями ав
тора дают уникальную возможность освоить предлагаемый инструментарий.
ББК 88.5
Пособие одобрено и рекомендовано к печати
кафедрой практической психологии
Красноярского государственного педагогического университета
(протокол № 17 от 03.03.03.)
ISBN 5926802482
© О. В. Евтихов, 2004
© Издательство «Речь», 2004
© П. Борозенец, оформление, 2004
Стр.2
Œ√À¿¬À≈Õ»≈
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА .................................................................. 11
◊‡ÒÚ¸ 1
“≈Œ–≈“»◊≈—ü»≈ » Ã≈“Œƒ»◊≈—ü»≈
Œ—ÕŒ¬¤ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒ√Œ “–≈Õ»Õ√¿
√·‚‡ 1
Œ¡Ÿ≈≈ œ–≈ƒ—“¿¬À≈Õ»≈ Œ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒÃ “–≈Õ»Õ√≈ ...14
1.1. Специфика тренинговой формы работы ................................... 14
1.2. История психологического тренинга.......................................... 20
1.3. Основные направления развития групповых методов
психологической работы .............................................................. 24
1.4. Тренинговая группа как психологическое зеркало .................. 29
1.5. Факторы, обеспечивающие возможность изменения
участников в тренинговой группе................................................ 33
√·‚‡ 2
√–”œœŒ¬¿fl ƒ»Õ¿Ã»ü¿ ¬ “–≈Õ»Õ√Œ¬Œ… √–”œœ≈ .......................35
2.1. Фазы развития тренинговой группы ........................................... 35
2.2. Сплоченность и напряженность в тренинговой группе ........... 37
2.3. Проблема лидерства в тренинговой группе ............................... 38
√·‚‡ 3
—“–”ü“”–Õ¤≈ ’¿–¿ü“≈–»—“»ü» —Œ÷»¿À‹ÕŒœ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒ√Œ
“–≈Õ»Õ√¿ .....................................................43
3.1. Цели и задачи тренинга ................................................................. 43
3.2. Общие принципы тренинга ........................................................... 46
3.3. Роль и функции ведущего тренинг............................................... 50
Функции ведущего тренинг ........................................................... 51
Предмет работы ведущего в группе............................................. 51
Стиль ведения группы .................................................................... 53
Стр.3
4
Практика психологического тренинга
Котренерство (Совместное проведение группы) ..................... 55
3.4. Групповые методы и методические средства,
используемые в тренинге .......................................................... 55
Диагностические процедуры ........................................................ 56
Информирование ............................................................................ 56
Психогимнастические упражнения ............................................. 57
Ролевые игры ................................................................................... 57
Психодраматические приемы ....................................................... 60
Метод фиксированных ролей ....................................................... 61
Дебрифинг ....................................................................................... 63
Групповая дискуссия...................................................................... 64
Мозговой штурм ............................................................................. 65
Анализ ситуаций ............................................................................. 66
Психогимнастика............................................................................ 67
Проективное рисование................................................................. 68
Элементы музыкотерапии ............................................................. 69
Домашняя работа ............................................................................ 69
√·‚‡ 4
üŒÕ—“–”»–Œ¬¿Õ»≈ » œŒƒ√Œ“Œ¬ü¿ “–≈Õ»Õ√¿ ..........................70
4.1. Этапы построения содержательной работы в тренинге .......... 71
4.2. Подготовка тренинга ..................................................................... 73
4.3. Формы организации тренинговых занятий ................................ 74
4.4. Планирование программы тренинга ............................................ 75
4.5. Особенности подбора упражнений ............................................. 77
√·‚‡ 5
Œ–√¿Õ»«¿÷»fl » œ–Œ¬≈ƒ≈Õ»≈ “–≈Õ»Õ√¿ .....................................79
5.1. Проведение процедуры знакомства ............................................ 79
5.2. Работа с ожиданиями..................................................................... 80
5.3. Формирование норм и правил в группе ....................................... 81
5.4. Инструкции в упражнениях .......................................................... 84
5.5. Завершение процедур .................................................................... 84
5.6. Обсуждение ..................................................................................... 84
5.7. Проведение дебрифинга................................................................ 85
5.8. Организация опроса группы ......................................................... 86
5.9. Проведение дискуссии в группе ................................................... 87
5.10. Обратная связь в тренинговой группе ...................................... 88
5.11. Работа с принудительно образованными группами................ 89
5.12. Работа со зрителями .................................................................... 90
Стр.4
Оглавление
5
5.13. Ритуалы в группе .......................................................................... 91
5.14. Использование видеосъемки ...................................................... 93
5.15. Использование музыки................................................................ 94
5.16. О паузах ......................................................................................... 95
5.17. О спорах в группе ......................................................................... 95
5.18. Завершение тренинга ................................................................... 96
5.19. О неудачах ..................................................................................... 97
◊‡ÒÚ¸ 2
«Õ¿Õ»fl » “≈’Õ»ü», œŒÀ≈«Õ¤≈
¬≈ƒ”Ÿ≈Ô “–≈Õ»Õ√Œ¬Œ… √–”œœ¤
√·‚‡ 6
û– » œ–≈ƒ—“¿¬À≈Õ»fl Œ Õ≈à ......................................................100
6.1. Территории и их Карты ............................................................... 100
6.2. Особенности восприятия человека............................................ 103
6.3. Каналы восприятия ...................................................................... 104
6.4. Фильтры восприятия (Особенности формирования
Модели мира) ................................................................................ 106
√·‚‡ 7
–¿œœŒ–“ » œŒƒ—“–Œ…ü¿ ................................................................ 110
7.1. Подстройка.................................................................................... 111
7.2. Подстройка к языку тела ............................................................ 112
7.3. Подстройка к речи........................................................................ 112
7.4. Подстройка к дыханию................................................................ 113
7.5. Подстройка — ведение ................................................................ 114
7.6. Отсоединение ................................................................................ 115
7.7. Механизмы формирования раппорта с группой ..................... 115
√·‚‡ 8
–≈◊‹ ü¿ü —–≈ƒ—“¬Œ ¬Œ«ƒ≈…—“¬»fl » œ≈–≈ƒ¿◊»
»Õ‘Œ–ÿ÷»» ..................................................................................... 116
8.1. Калибровка вербального сообщения ...................................... 117
8.2. Голос............................................................................................... 118
8.3. Темп речи ....................................................................................... 119
8.4. Пауза в речи................................................................................... 119
8.5. Громкость ...................................................................................... 120
8.6. Высота голоса ............................................................................... 121
Стр.5
6
Практика психологического тренинга
8.7. Интонация ..................................................................................... 121
8.8. Смысловые ударения ................................................................... 122
√·‚‡ 9
Õ≈¬≈–¡¿À‹Õ¿fl üŒÃÔջü¿÷»fl .................................................. 123
9.1. О мелочах....................................................................................... 123
9.2. Коммуникативная конгруэнтность ............................................ 125
9.3. Поза и положение тела ............................................................... 126
9.4. Жесты ............................................................................................. 127
9.5. Взгляд ............................................................................................. 128
√·‚‡ 10
œ–»üÀ¿ƒÕ¤≈ «Õ¿Õ»fl » “≈’Õ»ü» ................................................ 130
10.1. Приемы активизации и управления вниманием .................. 130
Обращение по имени .................................................................... 131
Неожиданный поворот ................................................................ 131
Обращение к актуальным проблемам и событиям .................. 131
Обращение к авторитетным источникам .................................. 132
Использование юмора ................................................................. 132
10.2. Практика использования вопросов ...................................... 132
Закрытые вопросы ........................................................................ 133
Открытые вопросы ....................................................................... 133
Наводящие вопросы ..................................................................... 134
Двойные направляющие вопросы............................................... 134
Возвратные вопросы .................................................................... 134
Контрольные вопросы ................................................................. 135
Вопросы, направленные на проверку компетентности .......... 135
Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний....... 135
Сбивающие вопросы..................................................................... 136
Провокационные вопросы .......................................................... 136
10.3. Техники активного слушания ............................................... 137
Смотрите на собеседника ............................................................ 137
Реагируйте ..................................................................................... 137
Не заканчивайте предложение вместо другого человека ...... 138
Задавайте вопросы на понимание .............................................. 138
Перефразируйте ........................................................................... 138
Замечайте чувства ......................................................................... 138
Напутствие начинающему тренеру ............................................ 139
Стр.6
Оглавление
◊‡ÒÚ¸ 3
”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, »√–¤ » Ã≈“¿‘Œ–¤
¬ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒÃ “–≈Õ»Õ√≈
√·‚‡ 11
œ–»“◊», Ã≈“¿‘Œ–¤ » »Õ¤≈ »—“Œ–»» ...................................... 142
А. Истории для формирования понимания
и содержательного контекста в группе................................. 144
Б. Упражнениястимулы .............................................................. 151
11.9. Игра Роджера................................................................... 151
11.8. Желтые веревки ............................................................... 153
В. Истории «Россыпью» .............................................................. 155
√·‚‡ 12
”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Œ–»≈Õ“»–Œ¬¿ÕÕ¤≈ Õ¿ «Õ¿üŒÃ—“¬Œ
”◊¿—“Õ»üŒ¬ » —Œ«ƒ¿Õ»≈ –¿¡Œ“Œ—œŒ—Œ¡ÕŒ—“» √–”œœ¤ ... 161
12.1. «Самопрезентация» ........................................................ 162
12.2. «Имена» ............................................................................ 162
12.3. «Автопортрет» ................................................................ 163
12.4. «Представление партнера»............................................ 163
12.5. «Презентация товарища» .............................................. 164
12.6. «Вам послание»................................................................ 165
12.7. «На льдине»...................................................................... 166
12.8. «Ужасный секрет» .......................................................... 167
12.9. «Луноход» ........................................................................ 168
√·‚‡ 13
”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Õ¿œ–¿¬À≈ÕÕ¤≈ Õ¿ –¿¡Œ“”
— —¿ÃŒ¬Œ—œ–»fl“»≈à » Œ–√¿Õ»«¿÷»fi À»◊ÕŒ—“ÕŒ…
Œ¡–¿“ÕŒ… —¬fl«» ............................................................................... 170
13.1. «Кто я?», «Какой я?» ...................................................... 171
13.2. «Каким меня видят?» ...................................................... 172
13.3. «Вы меня узнаете?» ......................................................... 173
13.4. «Автопортрет» ................................................................ 174
13.5. «Волшебная чайная» ....................................................... 174
√À¿¬¿ 14
”œ–¿∆Õ≈Õ»fl Õ¿ –¿«¬»“»≈ Ã≈∆À»◊ÕŒ—“ÕŒ…
◊”¬—“¬»“≈À‹ÕŒ—“» » ¬«¿»ÃŒœŒÕ»Ã¿Õ»fl ............................. 177
14.1. «Описаниеинтерпретация» .......................................... 177
14.2. «Узнай по рукам» ............................................................ 179
7
Стр.7
8
Практика психологического тренинга
14.3. «Экскурсия» ..................................................................... 180
14.4. «Общее дыхание» ............................................................ 181
14.5. «Слепые странники» ....................................................... 181
14.6. «Слепые и поводырь» ..................................................... 182
14.7. «Сиамские близнецы» .................................................... 184
14.8. «Танец с листком»........................................................... 185
√·‚‡ 15
”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Õ¿œ–¿¬À≈ÕÕ¤≈ Õ¿ –¿«¬»“»≈
¬Õ”“–»√–”œœŒ¬Œ√Œ ¬«¿»ÃŒƒ≈…—“¬»fl ..................................... 186
15.1. «Синхронизация»............................................................ 186
15.2. «Взаимопонимание» ....................................................... 187
15.3. «Шеренга» ........................................................................ 188
15.4. «Растяжка» ...................................................................... 189
15.5. «Блиндаж»........................................................................ 191
15.6. «Мина» .............................................................................. 192
√·‚‡ 16
üŒÃÔջü¿“»¬Õ¤≈ »√–¤ » ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl ............................. 193
16.1. «Групповой рассказ» ...................................................... 193
16.2. «Техника вежливого отказа» ........................................ 194
16.3. «Рассмеши партнера» ..................................................... 195
16.4. «Разговор» ....................................................................... 196
16.5. «Просьба» ........................................................................ 197
16.6. «Интонации».................................................................... 198
√·‚‡ 17
”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Õ¿œ–¿¬À≈ÕÕ¤≈ Õ¿ –¿«¬»“»≈
œ—»’»◊≈—ü»’ œ–Œ÷≈——Œ¬ .............................................................200
А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности ... 200
17.1. «Словесный ком» ............................................................ 200
17.2. «Скульптор» .................................................................... 202
17.3. «Фоторобот».................................................................... 203
17.4. «Опиши партнера» .......................................................... 204
17.5. «Где я?» ............................................................................. 206
17.6. «Ты его узнаешь?»........................................................... 207
17.7. «Признак отличия» ......................................................... 208
17.8. «Сыщики» ......................................................................... 209
Б. Упражнения для развития мышления ................................... 210
17.9. «Ситуация»....................................................................... 210
17.10. «Признаки» .................................................................... 211
Стр.8
Оглавление
9
17.11. «Составь предложение»............................................... 211
Упражненияголоволомки .......................................................... 211
17.12. «Адам и Ева» .................................................................. 212
17.13. «Крепостные ворота» ................................................... 212
17.14. «Принцесса и крестьянин» .......................................... 213
17.15. «Командированный»..................................................... 214
17.16. «Человек и толпа» ......................................................... 214
В. Упражнения для развития внимания..................................... 214
17.17. «Муха» ............................................................................ 214
17.18. «Считалка» ..................................................................... 216
17.19. «Чужие коленки» .......................................................... 217
√·‚‡ 18
”œ–¿∆Õ≈Õ»fl, Õ¿œ–¿¬À≈ÕÕ¤≈ Õ¿ Œ–√¿Õ»«¿÷»fi
√–”œœŒ¬Œ… ƒ»—ü”——»» .................................................................. 218
18.1. «Потерпевшие кораблекрушение» ............................... 218
18.2. «Катастрофа в пустыне» ................................................ 223
18.3. «Полет на Луну» ............................................................. 224
Занимательные задачи ................................................................. 225
«Справедливость» .................................................................... 225
«Собака Гарри» ........................................................................ 226
«Падишах» ................................................................................ 226
√·‚‡ 19
»√–¤ Õ¿ –¿«¬»“»≈ œ—»’ŒÀŒ√»◊≈—üŒ… ◊”¬—“¬»“≈À‹ÕŒ—“»
» Õ¿¬¤ü¿ ”¡≈∆ƒ¿fiŸ≈√Œ ¬Œ«ƒ≈…—“¬»fl .................................. 228
19.1. «Таможня» ....................................................................... 228
19.2. «Мафия» ........................................................................... 230
19.3. «Шериф и убийца» .......................................................... 233
√·‚‡ 20
Ã≈ƒ»“¿“»¬ÕŒ-–≈À¿ü—¿÷»ŒÕÕ¤≈ ”œ–¿∆Õ≈Õ»fl ................... 236
20.1. «Храм тишины» ............................................................... 236
20.2. «Заросший сад» ............................................................... 237
20.3. «Маяк» .............................................................................. 238
20.4. Дом моей души ................................................................. 239
20.5. В гостях у Морфея .......................................................... 244
√·‚‡ 21
œ–Œ÷≈ƒ”–¤ ƒÀfl «¿¬≈–ÿ≈Õ»fl «¿Õfl“»fl .................................... 246
21.1. «Бюрократ» ...................................................................... 246
21.2. «Покажи пальцем».......................................................... 247
Стр.9
10
Практика психологического тренинга
21.3. «Горячий стул» ................................................................ 248
21.4. «Пожелание» ................................................................... 249
21.5. «Подарок» ........................................................................ 250
21.6. «Аплодисменты» ............................................................. 250
Ответы к задачам, описанным в главе 17 .................................. 250
Упражнение «Крепостные ворота»....................................... 250
Упражнение «Принцесса и крестьянин» .............................. 251
Упражнение «Командированный» ........................................ 251
Упражнение «Человек и толпа» ............................................ 251
Упражнение «Адам и Ева»...................................................... 251
БИБЛИОГРАФИЯ .............................................................................. 252
Монографии и диссертации ........................................................ 254
Стр.10