ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ
СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Учебно-методическое пособие
К РАСНОЯРСК
С ИБ ЮИ ФСКН Р ОССИИ
2012
УДК 159.9
ББК 88.4
Рецензенты: <...> О.Г. Смолянинова, доктор психологических наук, профессор
Учебно-методическое пособие подготовлено доктором
социологических наук, профессором Д.Д. Невирко и канд идатом психологических наук, доцентом О.В. Евтиховым
Невирко, Д.Д.
Организация и методики социопсихологического
обеспечения учебной и служебной деятельности обр азовательного учреждения правоохранительных органов :
учебно-методическое
пособие
/ <...> ПОЛОЖЕНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
И
СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРАВО ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ .......................................................... 7 <...> Программа социопсихологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебной
деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов ........................................................ 16 <...> О РГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИО НАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ............................ 33 <...> Психологический
климат
в
служебном
коллективе: феноменология и факторы формирования ....... 81 <...> О РГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ
ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬ НОГО УЧРЕЖДЕНИЯ , ВКЛЮЧЕННЫМИ В ГРУППУ ПОВЫШЕННОГО
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ ............................... 123 <...> В ОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬ ЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРАКТИКЕ СОЦИО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬ НОГО ПРОЦЕССА И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ..... <...> Особенности использования психологического тренинга для развития лидерских качеств .................. 157 <...> В учебном процессе материалы пособия могут использоваться при преподавании спецкурсов: «Психологическая
служба <...>
Организация_и_методики_социопсихологического_обеспечения_учебной_и_служебной_деятельности_образовательного_учреждения_правоохранительных_органов.pdf
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ
СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Учебно-методическое пособие
КРАСНОЯРСК
СИБЮИ ФСКН РОССИИ
2012
Стр.1
УДК 159.9
ББК 88.4
Рецензенты:
В.Г. Немировский, доктор социологических
наук, профессор;
О.Г. Смолянинова, доктор психологических
наук, профессор
Учебно-методическое пособие подготовлено доктором
социологических наук, профессором Д.Д. Невирко и кандидатом
психологических наук, доцентом О.В. Евтиховым
Невирко, Д.Д.
Организация и методики социопсихологического
обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного
учреждения правоохранительных органов :
учебно-методическое пособие
/ Д.Д. Невирко,
О.В. Евтихов. – Красноярск : СибЮИ ФСКН России,
2012. – 232 с. – ISBN 978-5-7889-0198-5.
В пособии раскрывается содержание работы по основным
направлениям социопсихологического обеспечения учебной и служебной
деятельности образовательного учреждения правоохранительных
органов.
Адресовано сотрудникам подразделений психологического
обеспечения, преподавателям и руководителям.
ISBN 978-5-7889-0198-5
©Сибирский юридический институт ФСКН России, 2012
© Д.Д. Невирко, О.В. Евтихов, 2012
Стр.2
Оглавление
Введение ........................................................................ 6
Раздел 1. ПОЛОЖЕНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ .......................................................... 7
1.1. Положение о подразделении психологического
обеспечения образовательного учреждения
правоохранительных органов ............................................... 10
1.2. Программа социопсихологического обеспечения
учебно-воспитательного процесса и служебной
деятельности образовательного учреждения правоохранительных
органов ........................................................ 16
1.3. Положение о кабинете психологической
регуляции .............................................................................. 28
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОТБОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ............................ 33
2.1. Организация профессионально-психологического
отбора кандидатов на обучение и службу
в образовательном учреждении правоохранительных
органов ................................................................................. 33
2.2. Методики профессионально-психологического
отбора кандидатов на обучение в образовательном
учреждении правоохранительных органов ............. 40
Методика определения профессиональной
ориентации «Профессиограмма» ........................................ 42
Многоуровневый личностный опросник – МЛО
«Адаптивность» .................................................................. 56
Индивидуально-типологический опросник (ИТО)
Л.Н. Собчик ........................................................................... 66
Методика
исследования
особенностей
мышления ............................................................................. 70
Раздел 3. ФАКТОРЫ И ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ................................. 81
3.1. Психологический климат в служебном
коллективе: феноменология и факторы формирования ....... 81
3.2. Методики исследования психологического
климата в служебных коллективах ....................................... 89
Стр.3
Методика «Оценка социально-психологического
климата» .............................................................................. 89
Методика определения динамичной составляющей
психологического климата (А.Ф. Фидлер) ................... 94
Раздел 4. СТИЛИ РУКОВОДСТВА: МОДЕЛИ И МЕТОДИКИ
ДИАГНОСТИКИ .......................................................................... 96
4.1. Классификации стилей руководства ..................... 96
4.2. Методики диагностики стиля руководства .......... 102
Методика оценки стиля руководства ....................... 102
Методика ситуационной самооценки стиля
руководства ....................................................................... 106
Опросник оценки качеств руководства ..................... 120
Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ
ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В ГРУППУ ПОВЫШЕННОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ ............................... 123
5.1. Формирование и сопровождение группы
повышенного психолого-педагогического внимания ........... 123
5.2. Подготовка и проведение дисциплинарной
воспитательной беседы ...................................................... 131
5.3. Особенности проведения профилактической
(поддерживающей) беседы с курсантами и слушателями ..... 138
Раздел 6. ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРАКТИКЕ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ..... 144
6.1. Современные возможности психологического
тренинга .............................................................................. 144
6.2. Особенности использования психологического
тренинга для диагностики лидерского потенциала
командиров учебных групп ................................................. 151
6.3. Особенности использования психологического
тренинга для развития лидерских качеств .................. 157
6.4. Содержание работы в тренингах развития
профессионально-значимых качеств .................................. 169
Список рекомендуемой к изучению литературы ......... 184
Терминологический словарь ....................................... 187
Приложения
Приложение 1. Примеры должностных инструкций
психологов подразделения психологического обеспечения
образовательного учреждения правоохранительных
органов ................................................................. 192
4
Стр.4
Приложение 2. Примеры упражнений для работы
с курсантами и учебными группами образовательного
учреждения правоохранительных органов ......................... 201
Приложение 3. Примеры упражнений для развития
профессионально важных психологических качеств
сотрудников правоохранительных органов ......................... 212
Приложение 4. Дополнительные психодиагностические
методики, используемые в процессе
психологического обеспечения учебно-воспитательного
процесса и служебной деятельности образовательного
учреждения правоохранительных органов .......... 217
Методика «Оценка выраженности лидерских
качеств» ............................................................................. 217
Методика «Оценка компетентности в проведении
служебного совещания» ........................................... 223
Методика «Как я делегирую полномочия»................. 225
Методика К. Томаса ................................................... 226
5
Стр.5