Психология лидерства
Список литературы
Тематика контрольных работ
Перечень вопросов к зачету и экзамену <...> 3
7
9
11
14
24
29
34
37
43
44
45
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Объект, предмет и задачи психологии
Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в
XVIII в. (в книгах немецкого философа Х. <...> Если первоначально он
относился к науке, которая изучала душевные или психологические
явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу
исследований психологов включались неосознаваемые психические
процессы, а также поведение и деятельность. <...> Психология — это наука, которая изучает особенности и
закономерности возникновения, формирования и развития психики. <...> Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее
способность отражать предметы и явления реального мира. <...> Можно выделить следующие психические явления, которые
изучает психология: <...> Таким образом, объект психологии – это человек и психика
человека, а предмет – это закономерности, механизмы, особенности
развития психики. <...> Основной задачей психологии как науки является изучение
объективных закономерностей функционирования, и проявления
психических явлений и процессов как результата отражения воздействий
объективной действительности. <...> Физиология и антропология позволяют психологии более точно
понять строение и функции нервной систем ы, их роль и значение в
формировании механизмов функционирования психики. <...> Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в
направлениях правильного осмысления функционирования психики и
сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально - и
социально-психологическим качествам людей. <...> Отличия житейской и научной психологии
Житейская психология – это психологические знания,
почерпнутые людьми из обыденной жизни. <...> Они обладают следующими основными отличительными
характеристиками:
-конкретностью, т.е. привязанностью к конкретным ситуациям,
конкретным людям, конкретным задачам человеческой <...>
Психология._рабочая_тетрадь..pdf
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Психология как наука
История становления психологии как науки
Мозг и психика
Основные методы психологии
Психология познавательной деятельности
Психические свойства и состояния личности
Психология поведения и деятельности
Психология группы и коллектива
Психология лидерства
Список литературы
Тематика контрольных работ
Перечень вопросов к зачету и экзамену
1.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Объект, предмет и задачи психологии
Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в
XVIII в. (в книгах немецкого философа Х. Вольфа «Рациональная
психология» и «Эмпирическая психология»). Если первоначально он
относился к науке, которая изучала душевные или психологические
явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу
исследований психологов включались неосознаваемые психические
процессы, а также поведение и деятельность.
Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был
введен эксперимент и усовершенствованы методы исследования.
Основанная В. Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспериментальная
психологическая лаборатория (а позже Институт экспериментальной
психологии) положила начало новой экспериментальной ветви
психологии.
Термин «психология» состоит из двух корней «psyche» (душа) и
«logos» (учение, наука).
Психология — это наука, которая изучает особенности и
закономерности возникновения, формирования и развития психики.
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее
способность отражать предметы и явления реального мира.
Можно выделить следующие психические явления, которые
изучает психология:
а) психические процессы (ощущение, восприятие, память,
мышление, воображение и др);
б) психические состояния (бодрость, усталость, мотивация,
эмоции, чувства);
3
3
7
9
11
14
24
29
34
37
43
44
45
Стр.1
в) психические свойства (направленность, способности, задатки,
характер, темперамент).
Таким образом, объект психологии – это человек и психика
человека, а предмет – это закономерности, механизмы, особенности
развития психики.
Из предмета психологии вытекают ее задачи.
Основной задачей психологии как науки является изучение
объективных закономерностей функционирования, и проявления
психических явлений и процессов как результата отражения воздействий
объективной действительности.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.
● Изучать качественные (структурные) особенности психических
явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое
практическое значение.
● Анализировать становление и развитие психических явлений и
процессов в связи с обусловленностью психики объективными условиями
жизни и деятельности людей.
● Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе
психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно
овладеть практическими средствами их формирования и развития.
● Содействовать планомерному внедрению научных
психологических знаний в практику (разработка научных и практических
методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в
различных сферах деятельности).
Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний
С одной стороны, философия, социология и другие социальные
науки предоставляют психологии возможность методологически точно
и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания
человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки
показывают психологии, как
осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах
становления общества и человеческих отношений.
Физиология и антропология позволяют психологии более точно
понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в
формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в
направлениях правильного осмысления функционирования психики и
сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально - и
социально-психологическим качествам людей.
Медицинские науки помогают психологии понять патологию
психического развития людей и находить пути для психокоррекции и
психотерапии.
4
Стр.2