Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организация производства и предпринимательства в АПК (110,00 руб.)

0   0
Первый авторХижняк Анатолий Арсентьевич
ИздательствоФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет
Страниц33
ID226686
АннотацияОсновное содержание: обоснование безубыточного объема продаж; обоснование решения о принятии заказа по цене ниже себестоимости продукции; обоснование состава и структуры товарной продукции; обоснование цены на выводимый на рынок товар; определение рыночной равновесной цены; обоснование решения «производить или покупать». Методические указания по курсу «Организация производства и предпринимательства в АПК» предназначены для студентов сельскохозяйственных вузов, обучающихся по агроэкономическим специальностям.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом ОГАУ
Кому рекомендованостулентам высшего профессионоального образования,
УДК338/24(07)
Хижняк, А. А. Организация производства и предпринимательства в АПК / А. А. Хижняк .— Оренбург : ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет, 2013 .— 33 с. — URL: https://rucont.ru/efd/226686 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.М. Черкашин, А.А. Хижняк, М.Г. Мордвинова ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АПК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к самостоятельной работе студентов очной и заочной форм обучения по курсу «Организация предпринимательской деятельности» Оренбург Издательский центр ОГАУ 2013 УДК 338.22 (07) ББК 65.29 я 7 Ч 48 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Оренбургского государственного аграрного университета. <...> Ч 48 Организация производства и предпринимательство в АПК: учебнометодическое пособие к самостоятельной работе студентов очной и заочной форм обучения по курсу «Организация предпринимательской деятельности» / Г.М. Черкашин, А.А. Хижняк, М.Г. Мордвинова. <...> Основное содержание: обоснование безубыточного объема продаж; обоснование решения о принятии заказа по цене ниже себестоимости продукции; обоснование состава и структуры товарной продукции; обоснование цены на выводимый на рынок товар; определение рыночной равновесной цены; обоснование решения «производить или покупать». <...> Методические указания по курсу «Организация производства и предпринимательство в АПК» предназначены для студентов сельскохозяйственных вузов, обучающихся по агроэкономическим специальностям. <...> Обоснование решения «производить или покупать» ............. 29 Список рекомендуемой литературы ........................................................ 31 3 ВВЕДЕНИЕ Главной целью производственной деятельности любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли, величина которой зависит от цены товара, его полной себестоимости и количества продаваемого товара. <...> Тематика заданий следующая: – обоснование безубыточного объема продаж и зоны безопасности фирмы; – обоснование решения о принятии заказа по цене ниже себестоимости продукции; – обоснование состава и структуры товарной продукции; – обоснование цены на выводимый на рынок товар; – обоснование рыночной равновесной цены; – обоснование решения «производить или покупать <...>
Организация_производства_и_предпринимательства_в_АПК..pdf
ЗАДАНИЕ 1 ОБОСНОВАНИЕ БЕЗУБЫТОЧНОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ И ЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ ФИРМЫ Теоретические основы решения задания Суть решения данного задания хорошо демонстрирует график достижения безубыточности (рис.1). В общем виде прибыль – это разница между выручкой от реализации товара и его полной себестоимостью. Объем выручки определяется произведением цены единицы товара (руб./шт.) на объем его реализации (шт.). Чем выше объем продаж, тем больше выручка. На графике – это кривая 1. руб. Зона прибыльности 1 2 3 Т Объем, шт. Рис. 1 – График достижения безубыточности Себестоимость продукции (товара) складывается из условно постоянных расходов фирмы (амортизация основных средств, содержание объектов соцкультбыта, управленческого персонала, ЖКХ и т.д.) и переменных расходов, непосредственно связанных с производством товара. Чем больше объем производства, тем выше эти расходы. На графике переменные и условно постоянные расходы представлены кривыми 2 и 3. Кроме графика достижения безубыточности, при решении задания 1 используется прогнозный анализ хозяйственных ситуаций с помощью маржинального дохода, экономическое содержание которого представлено на рисунке 2. Маржинальный доход определяется как разность между выручкой от продажи продукции и переменными затратами или как сумма условно постоянных расходов и прибыли от продаж. 5 1 – объем продаж, руб. 2 – переменные расходы, руб. 3 – условно постоянные расходы, руб. Т – точка безубыточности (объем производства), шт.
Стр.6
Выручка от реализации продукции – совокупный доход Себестоимость (затраты производства и реализации) Затраты условно переменные Затраты условно постоянные на прибыль Чистая прибыль Прибыль – чистый доход Налог Маржинальный доход Рис. 2 – Выручка, себестоимость, прибыль от продаж и маржинальный доход во взаимосвязи В настоящем задании необходимо: – определить точку достижения безубыточности; – рассчитать объем продаж, который гарантирует организации получение необходимой суммы прибыли; – установить запас финансовой прочности (зоны безопасности) организации; – рассчитать силу операционного рычага (как увеличится прибыль фирмы, если объем продаж увеличится на 10 %). Решение этих задач покажем на конкретном примере. Условия задачи Производственная мощность организации рассчитана на выпуск одной тысячи единиц продукции, продаваемых по 20 тыс. руб./шт. Вся продукция товарная, остатков продукции на складах нет. Следовательно, объем производства равен объему продаж (выручке), равному 20 млн руб. (1000 шт. Ч Ч 20 000 руб. / шт. = 20 млн руб.). Условно постоянные затраты (амортизация, аренда помещений, зарплата управленческого персонала, отчисления на социальное страхование управленческого персонала, общехозяйственные расходы и др.) составляют 4 млн руб., условно переменные (сырье, материалы, МБП, зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование производственным рабочим, топливо, энергия, общепроизводственные расходы) на единицу продукции – 12 тыс. руб., а на весь объем производимой продукции – 12 млн руб. 12 тыс. руб./ед. · 1000 ед. = 12 млн руб. При этих условиях прибыль от продаж составит: П = ВР – ЗП – ЗПЕР = 20 – 4 – 12 = 4 млн руб. Решение Для решения поставленных задач будем использовать аналитические зависимости (формулы расчетов), в которых приняты следующие обозначения: 6
Стр.7
ВР – выручка от продаж продукции, руб.; ЗП П – прибыль от продаж, руб.; Т – точка безубыточности, ед. или руб.; ДМ ПН ЗПЕР – маржинальный доход; – прибыль, которую хотел бы получить продавец, руб.; ЗБ – зона безопасности, %; К – объем проданной продукции в натуре, ед.; ДУ ЦУД му выручки и суммы затрат. ЦУД – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж; – цена реализации единицы товара, руб./ед. Для определения точки безубыточности необходимо приравнять сум· Т = ЗП + ЗПЕР. УД. · Т 20 · Т = 4000 + 12 · Т Решив это уравнение, получаем: Т = 500 ед. или 500 ед. · 20 тыс. руб./ед. = 10 млн руб. Это значит, что до объема 500 ед. изделий фирма будет находиться в зоне убытков, а свыше – уже в зоне прибыли. Маржинальный доход (ДМ ДМ или ДМ менее: КН = ВР – ЗПЕР = 20,0 млн руб. – 12,0 млн руб. = 8,0 млн руб. По условиям задачи продавец хотел бы получить прибыль (ПН нее 2,0 млн руб. В этом случае объем продаж (КН = (ЗП + ПН) : (ЦУД – ЗПЕР. УД. ) не ме) должен составить не ) = (4000 + 2000) : (20 – 12) = 750 ед. При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы достичь точки безубыточности. При многономенклатурном производстве этот показатель (объем продаж, обеспечивающий прибыль 2,0 млн руб.) определяют в стоимостном выражении: ВР = (ЗП + ПН ) : ДУ = (4,0 + 2,0) : 0,4 = 15,0 млн руб. ставляет 8,0 : 20,0 = 0,4. Разность между фактическим и безубыточным объемами продаж – запас финансовой прочности организации. Если она Удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (ДУ) со7 = П + ЗП ) определяется по формуле: = 4,0 + 4,0 = 8,0 млн руб. – условно постоянные затраты, руб.; – условно переменные затраты, руб.;
Стр.8
полностью использует производственную мощность, выпустит и реализует 1,0 тыс. изделий, то при точке безубыточности 500 ед. продукции зона безопасности (запас финансовой прочности) составит (1000 – 500) : 1000 = 50 %, при реализации 750 изделий – 33 % и т.д. Зона безопасности показывает процентное соотношение объема продукции, проданной сверх критического уровня (точка безубыточности) к общему объему продаж. В стоимостном выражении этот показатель определяется по формуле: ЗБ =[(ВР – Т) : ВР] ·100 % = [(20,0 млн руб. – 10 млн руб.) : 20 млн руб.] · · 100 % = 50 %. Точка безубыточности составляет 500 ед. · 20 тыс. руб./ед. = 10,0 млн руб. Таким образом, безубыточный объем и зона безопасности зависят от суммы условно постоянных и условно переменных затрат и уровня цен на продукцию. При росте цен нужно реализовать меньше продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации условно постоянных затрат, и наоборот, при снижении цен безубыточный объем реализации должен возрасти. Увеличение же постоянных и удельных переменных затрат повышает порог достижения рентабельности (точку безубыточности) и уменьшает зону безопасности. Каждый предприниматель должен стремиться к сокращению прежде всего условно постоянных затрат, что позволяет увеличить зону безопасности. Если, допустим, цена за единицу продукции снизилась с 20 тыс. руб. до 19 тыс. руб., удельные условно переменные затраты – с 12 до 10 тыс. руб., условно постоянные затраты – с 4 до 3,6 млн руб., а продано 1000 ед., то точка безубыточного объема продаж составит: Т = ЗП : (Ц – ЗУД. ПЕР. ) = 3600 : (19 – 10) = 400 ед. Зона безопасности при этом увеличится и составит: ЗБ = (1000 ·19 000 – 400 · 19 000) : 400 · 19 000 = 0,6, или 60 %. Это значит, что при более низкой цене реализации ситуация в организации улучшится, поскольку затраты на продукцию (условно постоянные и переменные) в данном случае уменьшаются в большей степени по сравнению с ценой реализации. Следовательно, предприниматель может пойти и на снижение цены реализации, если будет уверен в возможности более резкого уменьшения затрат. Сила (эффект) операционного рычага (СОР) показывает, на сколько процентов увеличится прибыль организации при росте выручки (объема продаж) на один процент (при неизменных ценах реализации), и рассчитывается по формуле: СОР = ДМ 8 : П = 8,0 : 4,0 = 2 %.
Стр.9
По условию задания объем реализации увеличивается на 10 %, т.е. реализуется 1000 ед. ·1,1 = 1100 ед. В этом случае выручка будет равна: 1100 ед. · 20 тыс. руб./ед. = 22 000 тыс. руб., а затраты составят: ЗПЕР = 12 тыс. руб./ед. · 1100 ед. = 13 200 тыс. руб. ЗП = 4000 тыс. руб. Суммарные затраты будут равен 13 200 + 4000 = 17 200 тыс. руб. Прибыль составит 22 000 – 17 200 = 4800 тыс. руб. При реализации 1000 ед. прибыль составляла 4000 тыс. руб. Это значит, что при увеличении объема реализации на 10 % (с 1000 ед. до 1100 ед.) прибыль увеличивается на 20 %: (4800 : 4000) · 100 % – 100 % = 120 – 100 = 20 %. Тогда сила операционного рычага будет равна 20 : 10 = 2, т.е. на 1 % роста объема продаж, прибыль увеличится на 2 %. Если фирма сможет увеличить объем продажи (выручку) на 10 %, т.е. будет производить и сбывать 1100 изделий, то ее прибыль увеличится на 20 % (10 · 2) и составит 4,8 млн руб. Наиболее высокий эффект операционного рычага проявляется около точки безубыточности, по мере удаления от нее эффект ослабевает. Показатели Объем продаж – К, ед. Удельная цена – ЦУД млн руб. , , тыс. руб./ед. Условно постоянные расходы – ЗП , Удельные условно переменные затраты – ЗУД тыс. руб./ед. Минимальная прибыль, которую хотел бы получить продавец, – ПН , млн руб. 23 4 4 3 2 4 3 6 6 11 10 9 12 10 8 11 12 12 8 Таблица 1 – Исходные данные к заданию 1 Варианты 12 3 4 5 6 7 8 9 10 500 700 900 1100 1300 1500 1700 1900 2000 2200 30 25 20 24 20 18 20 20 20 16 66 6 5 5 7 5 8 8 7 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ