Виссарион Белинский
Сочинения Александра Пушкина
Санктпетербург. Одиннадцать томов MDCCCXXXVIII-MDCCCXLI
СТАТЬЯ ВОСЬМАЯ
"Евгений Онегин"
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Признаемся:
не без некоторой робости приступаем мы к критическому
рассмотрению такой поэмы, как "Евгений Онегин". {384} И эта робость
оправдывается многими причинами. "Онегин" есть самое задушевное произведение
Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие
творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и
ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся
душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое
произведение, значит - оценить самого поэта во все" объеме его творческой
деятельности. Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма
имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение. С
этой точки зрения даже и то, что теперь критика могла бы с основательностию
назвать в "Онегине" слабым или устарелым, даже и то является исполненным
глубокого значения, великого интереса. И нас приводит в затруднение не одно
только сознание слабости наших сил для верной оценки такого произведения, но
и необходимость в одно и то же время во многих местах "Онегина", с одной
стороны, видеть недостатки, с другой - достоинства. Большинство нашей
публики еще не стало выше этой отвлеченной и односторонней критики, которая
признает в произведениях искусства только безусловные недостатки или
безусловные достоинства и которая не понимает, что условное и относительное
составляют форму безусловного. Вот почему некоторые критики добродушно были
убеждены, что мы не уважаем) Державина, находя в нем великий талант и в то
же самое время не находя между произведениями его ни одного, которое было бы
вполне художественно и могло бы вполне удовлетворить требованиям
эстетического вкуса нашего времени. Но в отношении к "Онегину" наши суждения
могут показаться многим еще более противоречащими, потому что "Онегин" со
стороны формы есть произведение в высшей степени художественное, а со
стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие
достоинства. Вся наша статья об Онегине будет развитием этой мысли, какою бы
ни показалась она с первого взгляда многим из наших читателей.
Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину
русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С
этой точки зрения "Евгений Онегин" есть поэма _историческая_ в полном смысле
слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое
достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и
блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин является не просто поэтом
только,
но и представителем впервые пробудившегося общественного
самосознания: заслуга безмерная! До Пушкина русская поэзия была не более,
как понятливою и переимчивою ученицею европейской музы, - и потому все
произведения русской поэзии до Пушкина как-то походили больше на этюды и
копии, нежели на свободные произведения самобытного вдохновения. Сам Крылов
- этот талант, столько же сильный и яркий, сколько и национально-русский,
долго не имел смелости отказаться от незавидной чести быть то переводчиком,
то подражателем Лафонтена. В поэзии Державина ярко проблескивают и русская
речь и русский ум, но не больше, как проблескивают, потопляемые водою
риторически понятых иноземных форм и понятий. Озеров написал русскую
трагедию, даже историческую - "Димитрия Донского", но в ней "русского" и
"исторического" - одни имена: все остальное столько же русское и
историческое, сколько французское или
татарское. Жуковский написал две
"русские" баллады - "Людмилу" и "Светлану"; но первая из них есть переделка
Стр.1