Эволюция форм художественного сознания
в русской литературе
Серия основана в 2001 году
Редакционный совет серии <...> А. М.
ГОРЬКОГО
Эволюция форм художественного сознания
в русской литературе
Выпуск 3
РОМАНТИЗМ VS РЕАЛИЗМ:
ПАРАДИГМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ,
АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ
Сборник научных статей
К 100-летию со дня рождения
профессора И. А. Дергачева
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2011
УДК 82.091
4
ББК Ш5(2=р)5-3я43
Р696
Редакционная коллегия выпуска: докт. филол. наук О. <...> Т. Е. А б р а м з о н, докт. филол. наук, профессор (Магнитогорский государственный университет)
Романтизм vs реализм: парадигмы художественности,
Р696 авторские стратегии: сб. науч. ст. : к 100-летию со дня
рождения проф. <...> 3)
ISBN 978-5-7996-0621-3
Сборник посвящен таким теоретико-методологическим категориям историко-литературного процесса, как творческий метод, литературное направление, тип художественного сознания. <...> Гегель в культурном сознании России 1840-х гг.
и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ............. 93
Овчинников А. Г. «Дневник обольстителя» С. <...> (Реализм под маской романтизма в повести Н. В. Гоголя
6
Содержание
«Невский проспект») <...> ]. Третий же выпуск ориентирован на выявление стадиальной логики историко-литературного процесса конца XVIII — первой
половины XX столетия. <...> Центральной для всего сборника методологической категорией
стало понятие «литературное направление», или, говоря языком современного литературоведения, «парадигма художественности»1. <...> Суть этого
«поворота» — своего рода реверсия, «возвращение» романтизма, подспудное, теневое его присутствие в классическом реализме. <...> И. А. Дергачева
«Был ли “народный реализм” в русской литературе?», а также не3
Интерес И. А. <...> Предисловие редактора
11
опубликованную работу бывшего преподавателя кафедры А. К. Базилевской «Психология любви в “таинственных повестях” И. С. Тургенева». <...> В плане интересующей нас проблемы коснемся статьи
В. М. Марковича (во многом провокационной) «Вопрос о
литературных <...>
Романтизм_vs._реализм.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М.
ГОРЬКОГО
Эволюция форм художественного сознания
в русской литературе
Выпуск 3
РОМАНТИЗМ VS РЕАЛИЗМ:
ПАРАДИГМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ,
АВТОРСКИЕ
СТРАТЕГИИ
Сборник научных статей
К 100-летию со дня рождения
профессора И. А. Дергачева
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2011
Стр.4
4
УДК 82.091
ББК Ш5(2=р)5-3я43
Р696
Редакционная коллегия выпуска: докт. филол. наук О. В.
Зырянов (гл. редактор), докт. филол. наук Н. В.
Пращерук, докт. филол. наук Е. К. Созина
Рецензенты:
кафедра русской литературы Удмуртского государственного
университета (заведующая кафедрой докт. филол. наук,
профессор Г. В. Мосалева);
Т. Е. Абрамзон, докт. филол. наук, профессор (Магнитогорский
государственный университет)
Р696
Романтизм vs реализм: парадигмы художественности,
авторские стратегии: сб. науч. ст. : к 100-летию со дня
рождения проф. И. А. Дергачева. — Екатеринбург : Изд-во
Урал. ун-та, 2011. — 364 с. — (Эволюция форм художественного
сознания в русской литературе ; вып. 3).
ISBN 978-5-7996-0622-0 (вып. 3)
ISBN 978-5-7996-0621-3
Сборник посвящен таким теоретико-методологическим категориям
историко-литературного процесса, как творческий метод,
литературное направление, тип художественного сознания.
Исследование важнейших парадигм художественности классической
эпохи — романтизма и реализма — сочетается с оригинальными
авторскими оценками индивидуальных художественных
миров и анализом персональных стратегий текстообразования
русских писателей-классиков.
Выпуск приурочен к 100-летию со дня рождения выдающегося
уральского филолога, известного специалиста по русской
классической литературе, основателя филологического факультета
УрГУ профессора И. А. Дергачева (1911—1991) и
предназначен для специалистов гуманитарного профиля, интересующихся
исследованиями в области теоретической и исторической
поэтики.
УДК 82.091
ISBN 978-5-7996-0622-0 (вып. 3)
ISBN 978-5-7996-0621-3
© ГОУ ВПО «Уральский
государственный
университет им. А. М. Горького», 2011
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
5
Предисловие редактора .................................................................................... 7
Раздел 1. Романтизм и реализм в русской классической литературе:
искусство великого синтеза ........................................................... 12
Зырянов О. В. Романтизм vs реализм
в литературной классике XIX в.
(круговорот понятий и подходов) ................................................ 12
Четвертных Е. А. Элизиум в поэзии русского романтизма:
сотворение мифа .............................................................................. 36
Исрапова Ф. Х. «Неромантическая» поэтика
романтической лирики ................................................................... 48
Турышева О. Н. Концепция адресата и образ читателя
в литературе романтизма и реализма ............................................ 65
Житкова Л. Н. Эстетический синтез критического метода
В. Г. Белинского (понятийно-категориальный аспект) ............ 85
Созина Е. К. Гегель в культурном сознании России 1840-х гг.
и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ............. 93
Овчинников А. Г. «Дневник обольстителя» С. Кьеркегора
и «Журнал Печорина» М. Ю. Лермонтова
в контексте постромантизма ........................................................ 111
Пращерук Н. В. «Реалистический» вариант
русского модернизма: о прозе И. А. Бунина ............................. 129
Клягина Л. Р. Романтическое двоемирие
и «эстетика двух реальностей» в русском авангарде ............. 163
Раздел 2. Индивидуальные художественные миры
и авторские стратегии текстообразования .............................. 172
Милюгина Е. Г. Поэтические переводы Н. А. Львова
в контексте «спора о древних и новых»:
эстетика погружения в прошлое и диалога с древними ....... 172
Тихомирова Л. Н. Манифестация «ночного» сознания
в предромантической поэзии С. Боброва ................................. 190
Шаяхметов Р. А. О смысле дуальной оппозиции
«Онегин — Ленский» в романе в стихах А. С. Пушкина ....... 198
Рудакова С. В. Символика цвета
в художественном мире Е. А. Боратынского ........................... 205
Кондакова Ю. В. «Не тот» Шиллер и «не тот» Гофман.
(Реализм под маской романтизма в повести Н. В. Гоголя
Стр.6
6
Содержание
«Невский проспект») ..................................................................... 222
Кривонос В. Ш. Временнбя структура поэмы Н. В. Гоголя
«Мертвые души» ............................................................................. 237
Налегач Н. В. Философская природа поэзии И. Анненского
как основа целостности поэтической книги
«Тихие песни» ................................................................................. 256
Алексеева М. А. Ранняя лирика Б. Л. Пастернака:
диалог с романтической традицией .............................................. 270
Раздел 3. Из архива кафедры ........................................................................ 280
Дергачев И. А. Был ли «народный реализм»
в русской литературе? .................................................................... 280
Базилевская А. К. Психология любви
в «таинственных повестях» И. С. Тургенева ............................. 291
Раздел 4. Отклики и рецензии ........................................................................ 321
Алексеев А. А. О двух подходах к Достоевскому.
Рецензия на книгу Альберта Ковача ......................................... 322
Исрапова Ф. Х. «Все это в стихотворении есть,
но есть безмерно больше»:
Путеводитель по книге С. Н. Бройтмана ................................... 331
Тематический указатель научных трудов
кафедры русской литературы (библиография и содержание) ............. 346
Русская литература 1870—1890-х гг. .......................................... 346
Модификации художественных систем
в историко-литературном процессе ........................................... 358
Об авторах .......................................................................................................... 361
Стр.7