В. Т. Звиревич
АНТИЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
от героя-полубога
до «человечного человека»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2011
ББК Ю612
З-435
Научный редактор
кандидат философских наук,
доцент кафедры истории философии
Уральского федерального университета С. П. Пургин
Рецензенты:
кафедра философии и культурологии Института международных связей
(заведующий кафедрой доктор философских наук,
профессор В. М. Русаков); <...> С. В. Аржанухин, доктор философских наук,
профессор кафедры государственного и муниципального управления
Уральской академии государственной службы
Звиревич В. Т. <...> З-435
Античная антропология: от героя-полубога до «человечного
человека» / В. Т. Звиревич ; [науч. ред. <...> Цицерон
Введение
В этой книге речь пойдет о философской антропологии, точнее,
об истории философских воззрений на человека. <...> Книга написана на материале учений отдельных философов
или философских направлений, выражавших главные исторически
бытовавшие формы античной мысли, а именно на материале поэм
Гомера и Гесиода (мифология), текстов орфиков (религиозные
взгляды), воззрений ранних (ионийских) натурфилософов и ученых,
софистов, а также представители демокритовского направления
социальной философии. <...> Как видно из сказанного, мы ограничились преимущественно
ранними, исторически исходными антропологическими представлениями в мифологии, религии и философии (в ее разделении
4
на натурфилософию и социальную философию), но вместе с тем
обращались и к последующей философской мысли, правда, эпизодически, и обходились по большей части литературными данными,
за исключением «раннеримской» философской мысли, если можно
ввести такое понятие, а именно творчества Лукреция и Цицерона,
которое мы привлекали в весьма значительной мере. <...> И долгое время в этике присутствовали антропологические темы9. <...> Конкретно же в данном параграфе мы обратимся к тому, каким именно образом представлены антропологические воззрения
в мифах <...>
Античная_антропология_от_героя-полубога_до_человечного_человека_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
В. Т. Звиревич
АНТИЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
от героя-полубога
до «человечного человека»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2011
Стр.2
ББК Ю612
З-435
Научный редактор
кандидат философских наук,
доцент кафедры истории философии
Уральского федерального университета С. П. Пургин
Рецензенты:
кафедра философии и культурологии Института международных связей
(заведующий кафедрой доктор философских наук,
профессор В. М. Русаков);
С. В. Аржанухин, доктор философских наук,
профессор кафедры государственного и муниципального управления
Уральской академии государственной службы
З-435
Звиревич В. Т.
Античная антропология: от героя-полубога до «человечного
человека» / В. Т. Звиревич ; [науч. ред. С. П. Пургин]. – Екатеринбург :
Изд-во Урал. ун-та, 2011. – 244 с.
ISBN 978-5-7996-0659-6
В монографии впервые в нашей историко-философской литературе
предпринято обобщенно-проблемное изложение античных представлений
о человеке на основе выделения и характеристики мифологического, религиозного,
натурфилософского и социокультурного типов антропологии.
Для преподавателей, студентов и всех интересующихся историей философских
воззрений на человека.
ББК Ю612
ISBN 978-5-7996-0659-6
© ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет
имени первого Президента Б. Н. Ельцина», 2011
© Звиревич В. Т., 2011
Стр.3
У кого из нас, подобающим образом воспитанных,
не пребывают в душе, вместе с благодарными
воспоминаниями, воспитатели, у кого – его наставники
и учителя, у кого – само то безгласное
место, где он был вскормлен или обучен? У кого
могут быть или когда-нибудь были столь великие
возможности, что могли бы появиться без услуг
многих друзей?
Цицерон
ВВедение
В этой книге речь пойдет о философской антропологии, точнее,
об истории философских воззрений на человека. Нет особой надобности
доказывать, что этого рода тематике в последнее время
уделяется довольно много внимания. Однако надо сказать, что
исследования в данной области – мы имеем в виду историю антропологических
воззрений – ведутся пока еще преимущественно
в традиционном ключе, т. е. в виде изучения взглядов отдельных
философов на человека, на уровне конкретно-историческом1
. Кроме
того, объектом некоторых историко-антропологических работ является
сам человек античного общества, а вовсе не воззрения на него
древних философов. Используя стандартное немецкое название, их
можно именовать сочинениями «Vom Menschenbild» (в философии,
литературе, истории)2
.
В то же время представляется, что этот, безусловно, основополагающий
и необходимый уровень исследований (ибо монографическая
проработка учений отдельных философов – это
база последующих сводок) все же может и должен быть дополнен
работами обобщающего характера, классифицирующими
или типологизирующими результаты конкретно-исторических
изысканий. Нетрудно заметить, на наш взгляд, что обилие исследований
по отдельным проблемам или отдельным учениям
о человеке прямо-таки взывает к тому, чтобы создавать труды
сводного характера. Но приходится констатировать, что нам
не удалось обнаружить исследований подобного рода. Возможно,
что они отсутствуют3
. И именно в восполнении отмеченного пробела
в истории философских воззрений на человека мы видим
назначение данной работы.
3
Стр.4
ОглаВление
Введение ........................................................................................................3
Глава 1. От мифологического человековедения – к религиозному ..........8
1.1. Эволюция выражения человеческого в мифологии .....................8
1.2. Мифологический тип антропологии ........................................... 16
1.2.1. Божественное рождение человека .....................................16
1.2.2. Персонификация элементов человека и его жизни ..........20
1.2.3. Отчуждение сознания и нравственности ..........................24
1.2.4. Отчуждение человеческой жизнедеятельности в виде
судьбы ....................................................................................................26
1.2.5. Судьба как жизнь ................................................................29
1.2.6. Предел судьбы-жизни – смерть .........................................32
1.2.7. Поиски бессмертия: вечная жизнь в этом мире ................37
1.2.8. «Мифологический» человек (герой) ................................40
1.3. Зарождение религиозного типа антропологии ...........................45
1.3.1. Сотворение людей богами ..................................................47
1.3.2. Жизнепроявления человека – от богов ..............................49
1.3.3. Двойственная природа человека ........................................50
1.3.4. Противопоставление души и тела ....................................53
1.3.5. Идея наказания и искупления греха ..................................64
1.3.6. Искупление вины в жизни ..................................................66
1.3.7. Очищение от греха в смерти ..............................................70
1.3.8. Жизнь под покровительством и руководством богов ......75
1.3.9. Человек во власти божественной судьбы ..........................82
1.3.10. Желания и выбор (свобода) человека в пределах судьбы ....86
Глава 2. Натурфилософский тип антропологии .......................................93
2.1. Формы человеческого в натурфилософии ..................................99
2.2. Методологическая основа натурфилософской
антропологии .............................................................................................101
2.3. Составляющие натурфилософского понимания человека ...........104
2.3.1. Естественное (природное) происхождение челове ка.....104
2.3.2. Космеизация тела человека ..............................................109
2.3.3. Овеществление (материализация) души ......................... 111
2.3.4. Материалистическое объяснение состояний тела
(смерти и сна) ..................................................................................... 114
2.3.5. Превращение бессмертия души в физический
феномен ............................................................................................... 116
2.3.6. Уравнивание жизни и смерти как природных
явлений ................................................................................................ 117
Стр.242
2.3.7. Редукция родовых и индивидуальных характеристик
людей к природным факторам .......................................................... 119
2.3.8. Разумность природы-рода и неразумность индивида .......125
2.3.9. Жизнь под патронатом природы ......................................127
Глава 3. Поворот к социокультурной антропологии ..............................137
3.1. Философские предпосылки поворота .......................................137
3.1.1. Обнажение человеческого в религии ...............................137
3.1.2. Разрыв с натурфилософским тождеством φύσις –
νόμος ....................................................................................................146
3.1.3. Размежевание природного и искусственного .................150
3.1.4. Практическое назначение философии и риторики ........152
3.1.5. Идея социокультурного прогресса ...................................156
3.2. Выражение человеческого в полисологии ................................161
3.3. Общие черты социокультурной антропологии.........................163
3.3.1. Обособление природы человека от вселенной ...............165
3.3.2. Характеристика человека через его потребности ..........166
3.3.3. Деятельностная сущность человека ................................172
3.3.4. Становление человека-деятеля.........................................179
3.4. «Эпигенетический» вариант социокультурной антропологии:
учение о приобретении человеком социальных качеств .......................185
3.4.1. Двоякое понимание источника социально- культурных
потребностей человека ...................................................................... 185
3.4.2. Человек – соединение природного и приобретенного .......186
3.4.3. Животная природа человека .............................................187
3.4.4. Приобретение человеком черт общественного существа
в процессе деятельности ...................................................................190
3.4.5. Государство и право – главные новообразования
природы человека ...............................................................................193
3.5. «Преформистский» вариант: учение об актуализации
социальной природы человека .................................................................196
3.5.1. Общественная природа людей .........................................196
3.5.2. Гуманность природы общественного человека ..............198
3.5.3. Незавершенность природы человека ...............................207
3.5.4. Пути и средства осуществления социальной и гуманной
природы человека ...............................................................................209
Заключение ................................................................................................ 217
Примечания ...............................................................................................222
Библиографические ссылки на источники .................................. 232
Стр.243