Когда шесть лет назад я готовил к печати свою первую
книжку «Русский пиар», я и представить не мог того, что
случится с нами в 2009 году. <...> Теперь битвы со средствами массовой информации, участие в конференциях и организация лоббистской работы стали нужны не просто для того, чтобы предъявить
приятелю собственный портрет на страницах делового издания или испортить настроение конкуренту. <...> 3
АЛЕКСЕЙ САНАЕВ
Пиар наконец-то стал действительно необходим. <...> Именно это и доказал своему руководству один из моих
коллег, директор по связям с общественностью крупного
российского холдинга. <...> Увидев своё имя в списках планируемого сокращения персонала, он, призвав на помощь всю свою
фантазию, засел за компьютер, а потом заявился к президенту компании с объёмной презентацией, озаглавленной
просто и весомо: «Антикризисный пиар». <...> Пиар, как атмосфера вокруг земного шара, всегда был там,
где существовал человек и функционировало общество. <...> 5
АЛЕКСЕЙ САНАЕВ
Цицерон в одной из своих речей проронил фразу: «Лицилий — отличный обувщик», и я не берусь сказать, сколько сестерциев заплатил упомянутый Лицилий за такой промоушн из
уст величайшего оратора древности, но убеждён, что в клиентах
до конца трудовой практики его «Ремонт обуви» не нуждался. <...> Никто из российских олигархов в
девяностые годы толком не понимал, зачем этот отдел по связям с общественностью ему, собственно, нужен. <...> 7
АЛЕКСЕЙ САНАЕВ
Те же пиарщики поработали и над тем, чтобы убедить работодателей в своей нужности. <...> Крупные бизнесмены в России никогда не дорожили своей репутацией — она исправлению уже давно не поддаётся, — но ради
удовольствия прочесть о самих себе на страницах ведущего издания были готовы потратить немало денег и час-другой на интервью. <...> А как вывести репутацию компании из стремительного кризисного пике и предбанкротного состояния, не знает никто. <...> Оказались никчёмными и сотни пособий яркой расцветки,
выброшенных на полки книжных магазинов <...>
PRавда._Роман_о_русском_пиаре.pdf
Когда шесть лет назад я готовил к печати свою первую
книжку «Русский пиар», я и представить не мог того, что
случится с нами в 2009 году. Тогда российский бизнес роc как
на дрожжах, акционеры и топ-менеджеры были переполнены
оптимизмом, а корпоративные пиар-технологии казались
увлекательной игрой, в которую олигархи могли сразиться в
перерывах между сделками по недружественному поглощению.
Глобальный
финансовый кризис нанёс сильнейший удар по
российскому бизнесу. Впервые в истории снизился поток автомобилей
на вечно запруженных улицах Москвы. Впервые в
истории предприниматели всерьёз взялись за сокращение
расходов на СМС-сообщения своих сотрудников. Впервые в
своей жизни я видел растерянные лица олигархов, которые
привыкли зарабатывать, но не терять миллиарды.
А что же случилось с русским пиаром? Он стал только интереснее.
Теперь битвы со средствами массовой информации,
участие в конференциях и организация лоббистской работы
стали нужны не просто для того, чтобы предъявить
приятелю собственный портрет на страницах делового издания
или испортить настроение конкуренту. Сегодня связи
с общественностью — одно из важнейших средств физического
выживания компании, борьбы за её умирающую репутацию,
за её биржевую стоимость, опустившуюся вдруг ниже
плинтуса, за благосклонность органов власти и зарубежных
кредиторов, от которых в последние месяцы стало
зависеть слишком много.
3
Стр.2
АЛЕКСЕЙ САНАЕВ
Пиар наконец-то стал действительно необходим.
Именно это и доказал своему руководству один из моих
коллег, директор по связям с общественностью крупного
российского холдинга. Увидев своё имя в списках планируемого
сокращения персонала, он, призвав на помощь всю свою
фантазию, засел за компьютер, а потом заявился к президенту
компании с объёмной презентацией, озаглавленной
просто и весомо: «Антикризисный пиар». Спустя несколько
недель ему повысили заработную плату.
ВВЕДЕНИЕ
Когда я публично высказываю мысль о том, что все мы в своей
общественной, деловой и частной жизни в той или иной степени
занимаемся пиаром, в аудитории всегда найдётся человек,
который громко скажет: «А вот я не считаю нужным заниматься
собственным пиаром!»
Ну что же, это тоже неплохой пиар-ход: публично объявить
себя честным и чистым человеком, для которого имидж — ничто
и который выше всех технологий манипуляции сознанием
на свете. Тот, кто это сказал, активный, практикующий пиарщик.
Пиар,
как атмосфера вокруг земного шара, всегда был там,
где существовал человек и функционировало общество.
В доисторическую эпоху охотник возвращался в стойбище с
охоты, бросал дубину у порога и с ходу рассказывал соплеменникам,
какие героические поступки ему только что пришлось
совершить, чтобы добыть вот этого, лежащего перед слушателями
дохленького на вид протозверя. Если он путался в собственных
словах или забывал, с чего вообще начал, на него
прочно ставили клеймо — врёт, а зверя принес никчёмного. Потому
что народ не обманешь. Но если рассказ был захватывающим
и лес как живой пугал слушателей загадочными шорохами,
а жесты рассказчика заставляли содрогаться, то первобытная
целевая аудитория замирала от волнения, костёр отбрасывал
зловещие тени на лежащий у порога пещеры трофей и всем казалось,
что перед ними — истинный герой, а мамонта он принёс
небывалой величины. При этом фактическая сторона вопроса
оставалась неизменной: вот — охотник, вот — добытый им хорёк.
А результаты — абсолютно разные, что неизбежно отражалось
на расстановке политических сил в племени. В случае
успешного пиар-продвижения парня могли избрать вождём, в
противном случае — и прибить.
5
Стр.3
АЛЕКСЕЙ САНАЕВ
Мой компьютер с осени 2008 года содержит целую коллекцию
резюме грамотных менеджеров, которые вынуждены были уйти
из своих компаний по разным причинам, но в основном изза
того, что тратили слишком много денег. Они слишком увлеклись
процессом, забывая глядеть на несколько шагов вперёд,
на результат. Они понадеялись на агентов-подрядчиков, вместо
того чтобы надеяться только на себя.
Конечно, кризис закончится, и очень скоро. Но навыки антикризисного
пиара нам с вами пригодятся ещё не раз, уважаемый
читатель. Жизнь реальна на сто процентов, и, как мне кажется,
это только к лучшему. А пиар всегда останется самым
эффективным оружием собственного движения вперед и вверх
по спирали жизни. Да и вся жизнь — что это, если не огромная
пиар-кампания каждого человека, в которой мало сделать ДЕЛО
— необходимо ещё и облечь его в дорогой, красивый чехол
ИМИДЖА.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Вопрос 1. Зачем ваш пиар вообще нужен? . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Цели и задачи подразделения по связям
с общественностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Вопрос 2. Я, по-твоему, кто? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Будни российских олигархических компаний. . . . . . . . . . . . . . 23
Вопрос 3. Сколько можно писать ерунду?. . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Функционирование печатных средств массовой
информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Вопрос 4. Может, повесим это на Компромат?. . . . . . . . . . . . . 101
Электронные СМИ в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Вопрос 5. А если ему денег дать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Работа с журналистами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Вопрос 6. Зачем нам в этом участвовать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Организация общественных мероприятий . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Вопрос 7. С ведомством уже решили? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Работа с органами государственной власти . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Вопрос 8. Почему они к нам так плохо относятся? . . . . . . . . . 211
Зарубежные коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Вопрос 9. А что говорят юристы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Тонкости внутрикорпоративного пиара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Стр.136