УДК 796.8.01(075.8)
ББК 75.715
Т83
СОДЕРЖАНИЕ
Т83
Туманян Г. С.
Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера
[Текст] / Г. С. Туманян. – М. : Советский спорт, 2006. – 494 с. : ил.
ISBN 5971801147
Часть первая состоит из четырех глав, посвященных пропедевтике –
введению в профессию тренера, в теорию и организацию спортивной дея
тельности. Здесь автор рассматривает модели личности тренера, их класси
фикацию, выстраивает модель профессиональных функций тренера, систе
му научной организации труда, раскрывает профессиональную систему под
готовки спортсменов, формулирует важнейшие проблемы стратегии их под
готовки, дает конкретные практические рекомендации, а также знакомит с
вопросами теории и организации тренировочной, внетренировочной и со
ревновательной деятельности и технологией управления последней. Осо
бое внимание уделено методам борьбы с допингом.
Во второй части главы 5–9 посвящены вопросам содержания и методи
ки раздельной технической, стратегическотактической, теоретической, фи
зической и психологической подготовки, которые рассматриваются на ос
нове метаанализа достижений спортивной науки. Последняя – 10я – глава
посвящена комплексной подготовке спортсменов с различными антропо
метрическими характеристиками.
УДК 796.8.01(075.8)
ББК 75.715
ОТ АВТОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
ЧАСТЬ I.
Пропедевтика, или Введение в профессию тренера,
теорию и организацию тренировочной, внетренировочной
и соревновательной деятельности
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОФЕССИЯ – ТРЕНЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.1. О модели личности тренера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.1.1. Социальная значимость профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.1.2. Личные качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.1.3. Требования к здоровью и продление молодости . . . . . . . . . 19
1.1.3.1. Теории старения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.1.3.2. Когда начинается процесс старения? . . . . . . . . . . . . . . 25
1.1.3.3. Цветущая молодость может быть продлена! . . . . . . . 27
1.1.3.4. Молодость мозга – гарантия долголетия . . . . . . . . . . . 29
1.2. Профессиональная специфика тренерской деятельности . . . . . 33
1.2.1. Личные тренеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.2.2. Тренеры сборных команд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
1.3. Модель профессиональной деятельности тренера . . . . . . . . . . . . 36
1.4. Научная организация труда тренера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
ISBN 5971801147
© Туманян Г. С., 2006.
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2006.
ГЛАВА ВТОРАЯ. СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2.1. О классификации видов спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2.2. Структура спортивных достижений и определяющие
ее условия и факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
2.3. Совершенствование соревновательной и тренировочной
работоспособности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3
Стр.2
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
И СУДЕЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
7.1. Введение в проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
7.2. Теоретическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
7.2.1. Содержание теоретической подготовки . . . . . . . . . . . . . . . 336
7.2.2. Методика передачи знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
7.2.3. Формы организации передачи знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
7.3. Формирование видов деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
7.3.1. Судейская деятельность: содержание, механизмы,
место в системе соревнований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
7.3.2. Характеристики модели судьи и его деятельности . . . . . 348
7.3.3. Методология разработки учебных программ
для подготовки и переподготовки судей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
7.3.4. Методы формирования судейских функций . . . . . . . . . . . 354
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. РАЗДЕЛЬНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
8.1. Введение в проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
8.2. О телосложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
8.3. Формирование телосложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
8.3.1. Содействие гармоничному формированию
тотальных размеров, пропорций и конституции тела . . . . . . . . . 361
8.3.2. «Динамические» нормы массы и длины тела
для спортсменов разного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
8.3.3. Прогнозирование величины прироста массы тела
юного спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
8.3.4. Обеспечение оптимальной динамики наращивания
массы тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
8.3.5. Обучение искусству принудительного снижения веса . . . 372
8.4. Кондиционная или функциональная готовность . . . . . . . . . . . . 378
8.4.1. Скоростносиловые качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
8.4.2. Гибкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
8.4.3. Выносливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
8.5. Совершенствование кондиционных возможностей . . . . . . . . . . 402
8.5.1. Методика скоростносиловой подготовки . . . . . . . . . . . . . 402
8.5.2. Совершенствование гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
8.5.3. Совершенствование выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РАЗДЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
9.1. Введение в проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
9.2. Психологическая характеристика спортивной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
6
9.3. Личность и спортивные достижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
9.3.1. Психофизические свойства как врожденные факторы
спортивных достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
9.3.1.1. Свойства нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
9.3.1.2. Темперамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
9.3.1.3. Эмоциональные свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
9.3.2. Формируемые свойства личности как факторы
спортивных достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
9.3.2.1. Мотивационные, мировоззренческие и идейные
свойства личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
9.3.2.2. Твердость характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
9.3.3. Ситуативные психологические факторы спортивных
достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
9.3.3.1. Способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455
9.3.3.2. Психическая готовность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНОЙ
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ . . . . . . . . . . 462
10.1. Введение в проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
10.2. Геометрия телосложения спортсменов высокого,
среднего и низкого роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
10.3. Телосложение и мышечная сила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
10.4. Соматометрические характеристики
и показатели быстроты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
10.5. Размеры тела, гибкость и координационные способности . . 478
10.6. Выносливость атлетов различных соматотипов . . . . . . . . . . . . 483
10.6.1. Энергетический портрет спортсменов
со значительными различиями антропометрических
характеристик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
10.6.2. Объем сердца и особенности функций дыхательного
аппарата у спортсменов с различными антропометрическими
характеристиками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487
10.6.3. Фактическая тренируемость и особенности
соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов
с крайними значениями весоростовых данных . . . . . . . . . . . . . . 489
10.7. Некоторые выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 491
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
НЕКОТОРЫЕ СОКРАЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 498
7
Стр.4
Посвящается тренерам – основным
труженикам в спорте, созидателям успехов
спортсменов, воспитателям будущих чемпионов
сделал все возможное для упрощения материала. Прежде всего я пы
тался избежать наукообразия, стремился к ясности изложения. Фа
милии коллег, чьими данными мне пришлось воспользоваться, я вы
вел за скобки, поставив на первое место тех, с кем пришлось сотруд
ничать в совместных исследованиях.
ОТ АВТОРА
Наверное, каждому из нас трудно сказать, когда приходит время
подведения итогов... Очевидно, у всех поразному. Так же, как и в
спорте, в жизни и деятельности итоги могут быть предварительными,
промежуточными и окончательными. Предваряя это издание, я бы
сказал: «Время для творчества еще есть».
Если попробовать суммировать собственную деятельность в ка
честве спортсмена, тренера, судьи международной категории, педа
гога и ученого в области теории и методики спортивной тренировки,
то можно сказать, что, как и у многих, мое становление в спорте шло
по спирали. Все мы, начав с активных занятий спортом и встречаясь
на соревнованиях, затем разошлись по разным направлениям. Одни
стали тренерами, другие администраторами, третьи – спортивными
судьями. Испытав себя и в том, и в другом, я нашел свой путь в
спортивной науке. Совокупность знаний о многих видах спорта по
зволила мне взглянуть на свой предмет более широко, максимально
увеличить кругозор, используя достижения смежных научных дис
циплин и других видов спорта. Все это, взятое вместе, помогло не
только определять отдельные закономерности, характерные для спорта
высших достижений, но и (прежде всего), обобщив накопленный
опыт, взять из него все самое важное и сделать доступным каждому
тренеру.
Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что любовь к
спортивной деятельности, тренерской и научной работе я пронес че
рез всю жизнь. Именно это позволило мне взять на себя смелость
подготовить данное пособие, предназначенное тренерам, преподава
телям и исследователям спортивной деятельности. При этом я ста
рался отойти от классических требований к написанию монографий,
8
Было бы наивно думать, что мне удалось охватить все многообра
зие информации, накопленной в передовой практике подготовки
спортсменов. Среди авторов, чьими данными я воспользовался, преж
де всего назову коллег из смежных научных дисциплин – профессо
ров Н. И. Волкова, В. М. Зациорского, Я. М. Коца.
Мои первые слова самой сердечной благодарности учителям, кол
легам и воспитанникам, помощь которых и данные, полученные ими,
без сомнения, повысили ценность этого издания. Моя особая призна
тельность человеку, приобщившему меня к спорту и давшему первые
уроки грекоримской борьбы, а затем направившему на учебу в Мос
ковский институт физкультуры, – заслуженному тренеру ТССР
П. В. Ситнову. Тренировки по борьбе самбо, а затем вольной борьбе я
продолжил под руководством Х. Л. Чибичьяна. Мои успехи на ковре
в значительной мере определялись тем, что я обучался в одной груп
пе с такими мастерами самбо, как Е. М. Чумаков, Б. И. Васюков
и В. М. Андреев.
Мой тренерский стаж начался в студенческие годы при подготов
ке команды СКИФа (Москва) и затем был продолжен в Армении и
вновь в Москве. Звание заслуженного тренера мне было присвоено в
Армении. Позже я регулярно готовил сельских спортсменов России
к чемпионатам СССР, периодически участвовал в подготовке сбор
ной команды России и Советского Союза. Первые шаги в науке были
сделаны также в ГЦОЛИФКе. Самыми плодотворными годами сво
ей деятельности считаю период работы на кафедре теории и методи
ки физического воспитания, где в окружении ведущих профессоров
формировался мой профессиональный и научнопедагогический уро
вень. С особой благодарностью вспоминаю своих учителей в области
науки – профессоров Александра Дмитриевича Новикова и Михаи
ла Федоровича Иваницкого. Это были подлинные интеллигенты, об
ладавшие высочайшим интеллектом, культурой и неиссякаемой доб
ротой.
В 1956 году я стал кандидатом педагогических наук, в 1970 – док
тором, в 1987 – заслуженным деятелем науки, в 1993 году – действи
тельным членом Международной академии информатизации.
И последнее. Стаж моей работы в области спорта составляет бо
лее полувека. В восемнадцать лет я впервые ступил на борцовский
ковер и пожал руку своему сопернику. Сейчас, когда закончились
9
Стр.5