ISBN 978-5-9718-0600-4
В книге сформировано целостное представление об управлении
методической деятельностью, содержании методической работы спортивных школ. <...> Раскрываются направления методической деятельности спортивной школы, педагогический контроль, методика анализа
учебно-тренировочных занятий, планирование методической работы
спортивной школы; приведен перечень документов, необходимых для
эффективной работы спортивной школы. <...> В 2007 г. принят
новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации», в 2009 г. – «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период
до 2020 г.» Модернизируется система органов управления сферой
физической культуры и спорта, подготовки спортивного резерва
и развития детско-юношеского спорта. <...> Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых эффективных методов и организационных форм работы по подготовке спортивных
резервов. <...> От эффективности работы тренера-преподавателя детско-юношеского спорта во многом
зависит, как скоро наша страна вернется к прежним позициям
в мировом спорте. <...> В юношеском спорте полноценная реализация тренировочного процесса предполагает дифференцированный подход к его построению, учет характерных возрастных
и индивидуальных особенностей юных спортсменов, а также различных типологических и морфофункциональных признаков,
влияющих на становление спортивного мастерства. <...> Рационализировать построение многолетней тренировки юных спортсменов
возможно при научном подходе к управлению образовательным
процессом. <...> Практика деятельности спортивных школ подтверждает, что
российский спорт остается конкурентоспособным на международной арене. <...> Остается неясным, что включает методическая деятельность спортивной школы, каковы ее направления, содержание направлений,
организация. <...> В пособии
раскрываются направления и руководство методической <...>
Управление_методической_деятельностью_спортивной_школы_научно-_методичекое_пособие..pdf
Н.Н. НИКИТУШКИНА
И.А. ВОДЯННИКОВА
УПРАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Спортивной
ШКОЛЫ
МОСКВА
201
2
Стр.1
УДК 796/799
ББК 75.14
Н62
Рецензент:
доктор педагогических наук, профессор А. П. Матвеев
Никитушкина Н. Н.
Н62
Управление методической деятельностью спортивной
школы [Текст] : науч.-метод. пособие / Н. Н. Никитушкина,
И. А. Водянникова. – М. : Советский спорт, 2012. – 200 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0600-4
В книге сформировано целостное представление об управлении
методической деятельностью, содержании методической работы спортивных
школ. Раскрываются направления методической деятельности
спортивной школы, педагогический контроль, методика анализа
учебно-тренировочных занятий, планирование методической работы
спортивной школы; приведен перечень документов, необходимых для
эффективной работы спортивной школы.
Для руководителей, их заместителей, инструкторов-методистов,
тренеров спортивных школ всех видов и типов и других специалистов
физической культуры и спорта.
УДК 796/799
ББК 75.14
© Никитушкина Н. Н.,
Водянникова И. А., 2012
ISBN 978-5-9718-0600-4
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2012
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы были насыщены важными для страны событиями
в сфере физической культуры и спорта. В 2007 г. принят
новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации», в 2009 г. – «Стратегия развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период
до 2020 г.» Модернизируется система органов управления сферой
физической культуры и спорта, подготовки спортивного резерва
и развития детско-юношеского спорта.
Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно
требует неустанного поиска новых эффективных методов
и организационных форм работы по подготовке спортивных
резервов. Имеется много факторов, существенно влияющих на
качество работы спортивных школ. Развитие спорта высших достижений
опирается на юношеский спорт. От эффективности работы
тренера-преподавателя детско-юношеского спорта во многом
зависит, как скоро наша страна вернется к прежним позициям
в мировом спорте.
Современный уровень спортивных достижений требует организации
целенаправленной, научно обоснованной многолетней
подготовки спортсменов. В юношеском спорте полноценная реализация
тренировочного процесса предполагает дифференцированный
подход к его построению, учет характерных возрастных
и индивидуальных особенностей юных спортсменов, а также различных
типологических и морфофункциональных признаков,
влияющих на становление спортивного мастерства. Рационализировать
построение многолетней тренировки юных спортсменов
возможно при научном подходе к управлению образовательным
процессом.
Практика деятельности спортивных школ подтверждает, что
российский спорт остается конкурентоспособным на международной
арене. В стране имеются авторитетнейшие школы и академии
с хорошими традициями, передовой технологией спортивной подготовки.
Надо только умело распорядиться этим богатством, со3
Стр.3
Содержание
Введение ....................................................................................................... 3
1. Содержание методической деятельности спортивной
школы ....................................................................................................... 6
1.1. Структура методической деятельности спортивной
школы ...............................................................................................
6
1.2. Рекомендации по составлению годового плана
методической работы спортивной школы .......................... 14
2. Научно-исследовательская деятельность ................................. 19
3. Рекомендации к разработке программы развития
спортивной школы ............................................................................... 38
4. Педагогический контроль в спортивной школе ....................... 42
4.1. Содержание педагогического контроля ............................... 43
4.2. Виды педагогического контроля ............................................ 51
4.3. Функции педагогического контроля .................................... 54
4.4. Проверка работы спортивных школ ..................................... 61
5. Анализ учебно-тренировочного занятия в спортивной
школе ........................................................................................................ 65
5.1. Комплексный педагогический анализ учебнотренировочного
занятия ............................................................ 66
5.2. Компонентный анализ учебно-тренировочного
занятия ............................................................................................. 68
5.3. Проблемно-ориентированный анализ учебнотренировочного
занятия ............................................................ 70
5.4. Посещение учебно-тренировочного занятия ..................... 70
6. Профессиональные компетенции тренера спортивной
школы ....................................................................................................... 84
6.1. Умения тренера ............................................................................ 84
6.2. Формирование взаимоотношений между тренером
и спортсменом ............................................................................... 86
6.3. Роли тренера в процессе спортивной подготовки ............ 94
6.4. Самооценка тренера .................................................................... 95
6.5. Стиль работы тренера ................................................................ 97
6.6. Как избежать методических просчетов
в тренировочном процессе ........................................................ 102
198
Стр.198
6.7. Личный пример тренера – ведущий метод
воспитания ..................................................................................... 106
7. Основы методики двигательной подготовки юных
спортсменов: методические рекомендации молодому
тренеру ..................................................................................................... 108
7.1. Методические основы двигательной подготовки юных
спортсменов ................................................................................... 108
7.2. Организационные формы учебно-тренировочного
процесса ........................................................................................... 115
7.3. Основное правило физической тренировки юных
спортсменов ................................................................................... 124
8. Организация и методика проведения внутришкольных
соревнований и спортивных праздников ................................... 129
9. Деловые игры как средство повышения квалификации
специалистов спортивных школ .................................................... 135
9.1. Деловые игры для руководства спортивных школ .......... 139
9.2. Деловые игры для тренеров-преподавателей
спортивных школ ......................................................................... 146
9.3. Деловая игра для юных спортсменов ................................... 151
Краткий словарь спортивных терминов .......................................... 154
Рекомендуемая литература .................................................................. 172
Приложения ................................................................................................ 174
199
Стр.199
Научно-методическое издание
НИКИТУШКИНА Наталия Николаевна
ВОДЯННИКОВА Ирина Андреевна
Управление методической деятельностью
спортивной школы
Научно-методическое пособие
Редактор И.В. Мушкарина
Художник Е.А. Ильин
Художественный редактор Л.В. Дружинина
Корректор А. Белова
Компьютерная верстка О.А. Котелкиной
Подписано в печать 16.07.2012. Формат 60901
/16
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 12,5. Уч.-изд. л. 12,0. Тираж 1000 экз.
Изд. № 1687. Заказ № 4485.
ОАО «Издательство “Советский спорт”».
105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.
Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
Сайт: www.sovsportizdat.ru.
E-mail: sovsport@mail.tascom.ru
Отпечатано с электронной версии заказчика
в ОАО «Первая Образцовая типография», филиал «Дом печати – ВЯТКА».
610033, Россия, г. Киров, ул. Московская, 122
200
.
Стр.200