УДК 796/799
ББК 75.1
В41
Серия основана в 2008 году
Автор: Визитей Николай Николаевич, доктор философии, профес
сор, действительный член Международной академии наук высшей
школы (г. Москва), членкорр. Украинской академии наук, Лауреат
премии Госкомспорта СССР за лучшие научноисследовательские ра
боты в области физической культуры и спорта. Награжден Золотой
медалью за работы по социологии спорта. В настоящее время живет
и работает в г. Кишиневе (Республика Молдова).
В41
Визитей Н.Н.
Теория физической культуры: к корректировке базовых
представлений. Философские очерки. – М. : Советский спорт,
2009. – 184 с. («Спорт без границ»).
ISBN 9785971803539
Книга посвящена анализу актуальных проблем современной тео
рии физической культуры и путей преодоления кризисного состояния,
в котором она в настоящее время находится.
С позиций философской антропологии рассматриваются феноме
ны: человеческая культура, культура физическая, телесность человека
и его физические качества, двигательное действие человеческого инди
вида и его здоровье. Проводится анализ научной, художественной
и спортивной деятельностей в отношении их возможности выступить
в качестве фактора оптимизации режима функционирования челове
ческого тела, средства совершенствования физической культуры лич
ности.
Книга адресована научным работникам, преподавателям и студен
там вузов физической культуры и спорта, а также всем, кого интере
суют философские проблемы человеческой телесности.
УДК 796/799
ББК 75.1
ISBN 9785971803539
© Н. Н. Визитей, 2009
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2009
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................ 6
Очерк 1
ТУПИКИ И ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...................................................................... 9
Вводные замечания ...................................................................................... 9
Феномен культуры: традиции его понимания в сфере наук
о физической культуре и спорте ........................................................... 10
Двигательные способности человека: суть феномена
(предварительные замечания)................................................................. 18
Понятие «физическая культура»: издержки позитивистски
ориентированных определений............................................................... 22
«Двигательные качества» как традиционный предмет теории
физического воспитания ........................................................................... 24
Парадоксы в оценках физкультурной и спортивной
деятельностей как следствие неполноценности
соответствующих теоретических представлений........................... 27
Очерк 2
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ.................. 30
Вводные замечания ...................................................................................... 30
Культура как сопряжение социального и природного.................. 30
Человекообразующая функция культурного акта.......................... 33
Телесность – один из главных предметов современной
гуманитарной науки ..................................................................................... 35
Культура как метафизически ориентированный процесс .......... 37
О средствах совершенствования физической культуры
личности ............................................................................................................ 41
Очерк 3
ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...................................................................... 43
Вводные замечания ...................................................................................... 43
Позитивистская методология и ее просчеты при анализе
двигательного действия.............................................................................. 43
Двигательное действие как предмет гуманитарного знания ..... 47
«Чувство среды», «чувство тела» и их координация
при осуществлении действия .................................................................. 53
Сознание и действие ................................................................................... 56
3
Стр.3
Содержание
Динамика человеческого бытия и процесс действия................... 60
Эффективность «свободного действия»............................................ 63
Действие: главные условия его успешного выполнения
и продуктивного анализа........................................................................... 66
Очерк 4
ПРОБЛЕМА ТЕЛЕСНОСТИ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ (Часть первая) ......................................................................... 68
Вводные замечания ...................................................................................... 68
Тело человека как первичный культурный объект ........................ 68
«Возвращенное действие» как основополагающий акт
процесса рефлексивного бытия телесности ...................................... 71
Механизм возвращенного действия на первых этапах
социализации индивида............................................................................. 73
«Я–другой» – пространство человеческой телесности ............... 76
Человеческая телесность в режиме экстериоризации
и интериоризации......................................................................................... 78
Восприятие как совосприятие............................................................... 80
Очерк 4
ПРОБЛЕМА ТЕЛЕСНОСТИ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ (Часть вторая) ........................................................................ 82
Социальное и органическое: изоморфизм структур .................... 82
Социальноприродная дисгармония: ее причины,
экзистенциальносмысловые и психосоматические
проявления ....................................................................................................... 85
О сущности феномена «физические качества личности»
(вводные положения) ................................................................................. 90
Метафизический характер человеческих способностей ............ 93
Сила как личностное качество и факторы, определяющие
ее проявление .................................................................................................. 95
Диалогический характер человеческой способности................... 98
Очерк 5
ТЕОРЕТИКОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ВОЗМОЖНАЯ СФЕРА ВОСПРОИЗВОДСТВА
И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ........ 102
Вводные замечания ...................................................................................... 102
Основные трудности, связанные с попытками осуществления
теоретикопознавательного акта ............................................................. 103
О попытках целостного рассмотрения феномена «человек» .... 105
Методологические принципы сопряжения объективного
и субъективного планов бытия предмета в процессе
его научного и философского анализа ................................................ 111
4
Стр.4
Содержание
Понимание и сопутствующий ему режим телесности................. 114
Знание «как» и знание «что»: сопоставительное
рассмотрение ................................................................................................... 118
Сочувствующая объективность .............................................................. 120
Очерк 6
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА ............................................................................................................. 126
Вводные замечания ...................................................................................... 126
Художественное творчество: общие особенности процесса....... 126
О метафизической природе художественного предмета............ 128
Онтологический статус художественного предмета ..................... 132
Художественный процесс и человеческая телесность .................. 135
Художественный акт и акт теоретикопознавательный:
сопоставительный анализ .......................................................................... 137
Человекосозидающий характер актерской игры............................ 138
Очерк 7
БОЛЬШОЙ СПОРТ КАК ФЕНОМЕН ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ............................................................................................................ 141
Вводные замечания ...................................................................................... 141
Объективное содержание спортивной деятельности ................... 142
О попытках определения спорта как физической,
игровой и воспитательной деятельности ........................................... 145
Методологические принципы анализа спорта
как человекообразующего фактора....................................................... 148
Соревнование – универсальное общественное отношение;
его социальнокультурный потенциал.................................................. 151
Специфика соревновательных отношений в спорте ..................... 154
Человекообразующий потенциал спорта ........................................... 157
Спорт как конфликтное соперничество ............................................. 163
Очерк 8
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА............ 167
Вводные замечания ...................................................................................... 167
О сущности феномена «здоровье» ........................................................ 168
Метафизический потенциал личности и ее здоровье.................. 170
Здоровье – цель или средство? .............................................................. 173
Здоровье спортсмена: потенциальные возможности
и реальность ..................................................................................................... 175
О фитнесе ......................................................................................................... 177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 182
5
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время в теории физической культуры сложилась
напряженная ситуация: в течение всех последних лет здесь не пре
кращаются дискуссии о содержании тех понятий, которые состав
ляют концептуальную основу данной науки. При этом реальное
положение дела таково: спорящие стороны чаще всего не могут друг
друга в чемлибо убедить. За данным обстоятельством, при бли
жайшем рассмотрении, стоит, однако, другое, существенно в боль
шей степени, чем названное, судьбоносное для теории физической
культуры: те методологические парадигмы, которые здесь реали
зуются, не являются в должной мере адекватными тем задачам,
которые данная теория ставит перед собою в качестве основопола
гающих.
Cложившаяся ситуация является не только напряженной, по
сути дела кризисной, но и в определенном смысле парадоксальной,
и эта парадоксальность состоит в том, что по таким вопросам, как
«что есть человеческая телесность», «в чем суть феномена физиче
ская культура и как культурное сопрягается на уровне человека
с природным», «каково глубинное экзистенциальносмысловое
содержание двигательного действия человека», «при каких услови
ях физические качества человека могут получить статус личност
ных его качеств» – по этим и многим другим вопросам, являющимся
первостепенно важными для теории физической культуры, к сегод
няшнему дню накоплен громадный фактологический материал
и осуществлены содержательные теоретические разработки в фи
лософской антропологии, культурологи, социологии, психологии,
которые, однако, теорией физической культуры фактически не при
нимаются во внимание. Особенно значительным просчетом явля
ется здесь то, что вне поля зрения данной теории оказываются те
методологические подходы, которые в указанных науках успешно
используются.
В чем автор данной работы видит свою основную задачу?
Прежде всего, мы должны стремиться к тому, чтобы навести
концептуальные мосты между сферами физкультурноспортивной
6
Стр.6
Предисловие
педагогики и философской антропологии. Однако взаимная отда
ленность здесь очень велика, и надежда преодолеть разрыв на те
оретическом уровне разово, одним броском, явно нереалистична.
Поэтому наша цель состоит в том, чтобы по возможности более
четко обозначить те берега, между которыми должны быть указан
ные мосты проложены. Говоря более определенно, при написании
данной работы мы стремились в первую очередь ознакомить чита
теля со спецификой философского подхода к анализу тех проблем,
которые в качестве первоочередных волнуют теорию физической
культуры. Рассмотрение вопросов, связанных с непосредственным
практическим использованием соответствующих результатов
в рамках физкультурной и спортивной деятельностей нами отло
жено для последующих публикаций. Тем не менее, на один аспект
«практического приложения», по нашему мнению – очень важный,
мы хотели бы обратить внимание уже сейчас.
Анализ физической природы человека, следующий философ
ским традициям, открывает широкую панораму процессов, в кото
рые реально вовлечен человек, позволяет увидеть физические каче
ства человека и совершаемые им деятельнопрактические акты
в событийном контексте такого масштаба, который несоизмерим
с масштабом их ви´дения в той ситуации, когда они являются пред
метом исключительно естественнонаучного рассмотрения, остаю
щегося по сей день преобладающим в сфере наук о физической
культуре и спорте. Вполне очевидно, что уже само по себе адекват
ное, неупрощенное представление о физической культуре способ
ствует тому, чтобы человек, стремящийся к ее развитию, преуспел
в этом. Причем преуспел не только, к примеру, в техническом совер
шенствовании разучиваемого двигательного действия или в увели
чении собственных физических кондиций, но и в освоении того об
щекультурного потенциала, которым соответствующие акты
реально обладают.
К сказанному добавим: использование философского подхода
при рассмотрении феномена «человек» позволяет модернизировать
общетеоретическую платформу, на которой осуществляется разра
ботка методических средств, используемых для решения конкрет
ных педагогических задач в рамках физкультурной и спортивной
практики.
Несколько слов о структуре данной работы. Она представляет
собой 9 относительно самостоятельных очерков, посвященных наи
7
Стр.7
Предисловие
более важным проблемам теории физической культуры (сущность
физической культуры, социальнокультурный потенциал двигатель
ного действия, человеческая телесность, феномен здоровья – Очер
ки 2, 3, 4–1, 4–2, 8), а также рассмотрению возможностей отдельных
видов человеческой деятельности выступить в качестве процесса,
обеспечивающего базисный (рефлексивный) режим работы чело
веческой телесности, то есть возможность этих деятельностей быть
средством развития физической культуры (Очерки 5, 6, 7). Пособие
начинается очерком, в котором дана общая характеристика теоре
тикопознавательной ситуации, сложившейся к сегодняшнему дню
в сфере наук о физической культуре личности (Очерк 1).
8
Стр.8