Виссарион Белинский
О жизни и сочинениях Кольцова
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Русский
быт -
Увы! - совсем не так глядит,
Хоть о семейности его
Славянофилы нам твердят
Уже давно, - но, виноват,
Я в нем не вижу ничего
Семейного... О старине
Рассказов много знаю я,
И память верная моя
Тьму песен сохранила мне
Однообразных и простых,
Но страшно грустных... Слышен в них
То голос воли удалой.
Все злою долею женой,
Все подколодною змеей
Опутанный, - то плач о том,
Что тускло зимним вечерком
Горит лучина, - хоть не спать
Бедняжке ночь, и друга ждать.
И тешить старую любовь, -
Что ту лучину залила
Лихая старая свекровь...
О, верьте мне: не весела
Картина - русская семья...
Семья для нас всегда была
Лихая мачеха, не мать.
А. Григорьев. {75}
Издавая в свет полное собрание стихотворений покойного Кольцова, мы
прежде всего думаем выполнить долг справедливости в отношении к поэту, до
сих пор еще не понятому и не оцененному надлежащим образом. Конечно, нельзя
сказать, чтобы Кольцов не обратил на себя общего внимания еще при первом
появлении своем на литературное поприще; но это внимание относилось не
столько к поэту с сильным самобытным талантом, сколько к любопытному
феномену. Большею частию в нем видели русского мужичка, который, едва зная
грамоте, сам собою открыл и развил в себе способность писать стишки, и
притом недурные. Все поняли, что, по таланту, Кольцов выше Слепушкина,
Суханова, Алипанова; но не многие поняли, что у него решительно не было
ничего общего с этими _поэтами-самоучками_, как их тогда величали. Впрочем,
это естественно, и тут некого винить. Для верной оценки всякого поэта нужно
время, и не раз случалось, что даже великие гении в области искусства были
признаваемы только потомством. Теперь этого уже не бывает, потому что теперь
пустому, но блестящему таланту легче попасть в гении, нежели гению не быть
признанным; но и теперь это признание целою массою общества тоже требует
времени и обходится не без борьбы. То же самое можно отнести ко всякому
замечательному таланту, выходящему из-под уровня обыкновенности.
Кроме этого обстоятельства, Кольцов явился в то время русской
литературы, когда она, так сказать, кипела новыми талантами в новых родах.
Едва замолкли поэты, вышедшие по следам Пушкина, как начали появляться
романисты, нувеллисты, а потом поэты-стихотворцы, резко отличавшиеся от
прежних своим направлением и колоритом. В литературе, молодой и не
установившейся, новость возбуждает такое же внимание, как и гениальность, и
часто считается за одно с нею, хотя и не надолго. Среди всех этих новостей
сам Кольцов возбудил собою внимание, как новость, появившаяся под именем
Стр.1