Виссарион Белинский
Мысли и заметки о русской литературе
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Какова
бы ни была наша литература, во всяком случае ее значение для нас
гораздо важнее, нежели как может оно казаться: в ней, в одной ней вся наша
умственная жизнь и вся поэзия нашей жизни. Только в ее сфере перестаем мы
быть Иванами и Петрами, а становимся просто людьми, обращаемся к людям и с
людьми.
В нашем обществе преобладает дух разъединения: у каждого нашего
сословия все свое, особенное - и платье, и манеры, и образ жизни, и обычаи,
и даже язык. Чтоб убедиться в этом, стоит только провести вечер, на котором)
сошлись бы нечаянно чиновник, военный, помещик, купец, мещанин, поверенный
по делам или управляющий, духовный, студент,
семинарист,
профессор,
художник; увидя себя в таком обществе, вы можете подумать, что присутствуете
при разделении языков... Так велико разъединение, царствующее между этими
представителями разных классов одного и того же общества! Дух разъединения
враждебен обществу: общество соединяет людей, каста разъединяет их. Многие
думают, что спесь, остаток славянской старины, уничтожает у нас
социабельность (sociability {Общительность.
-
Ред.}).
Если это и
справедливо, то разве отчасти только. Положим, что дворянин неохотно
сходится о людьми низшего звания; но люди низших званий чем не готовы
пожертвовать для сближения с дворянином? Это их страсть! Но беда в том, что
это сближение всегда бывает внешним, формальным), похожим на шапочное
знакомство; самолюбию богатого купца
льстит знакомство даже с бедным
дворянином, но, перезнакомившись и с богатыми дворянами, он все же остается
верен привычкам, понятиям, языку, образу жизни своего, то есть купеческого,
звания. Этот дух особности так силен у нас, что даже и новые сословия,
возникшие из нового порядка дел, основанного Петром Великим, не замедлили
принять на себя особенные оттенки. Чему удивляться, что дворянин на купца, а
купец на дворянина вовсе не походят, если иногда почти то же различие
существует и между ученым и художником?.. У нас еще не перевелись ученые,
которые всю жизнь остаются верными благородной решимости не понимать, что
такое искусство и зачем оно; у нас еще много художников, которые и не
подозревают живой связи их искусства с наукою, с литературою, с жизнию. И
потому, сведите _такого_ ученого с _таким_ художником, - и вы увидите, что
они будут или молчать, или перекидываться общими фразами, да и те для них
будут не разговором, а работою. Иной наш ученый, особенно если он посвятил
себя точным наукам, смотрит с ироническою улыбкою на философию и историю, и
на тех, кто ими занимается, а на поэзию, литературу, журналистику смотрит
просто как на вздор. Так называемый наш "словесник" с презрением смотрит на
математику, которая не далась ему в школе. Скажут: все это не дух
разъединения, а дух полупросвещения или полуобразованности. Так! но ведь все
эти люди получили первоначальное образование если не довольно глубокое, то
довольно многостороннее: словесник учился еще в школе математике,
а
математик - словесности. Многие из них даже очень хорошо рассуждают, при
случае, о том, что существует только
искусственное разделение наук, а
существенного нет и быть не может, потому что все науки составляют одно
знание об одном предмете - о бытии, что искусство так же, как и наука, есть
то же сознание бытия, только в другой форме, и что литература должна быть
наслаждением и роскошью ума равно для всех образованных людей. Но когда эти
прекрасные рассуждения придется им приложить к делу, - тогда они сейчас же
разделяются на цехи, которые посматривают друг на друга или с некоторою
ироническою улыбкою и с чувством своего достоинства, или с какою-то
недоверчивостию... Как же тут требовать социабельности между людьми
различных сословий, из которых каждое по-своему и думает, и говорит, и
одевается, и ест, и пьет?.. И однакож, несмотря на то, сказать, чтоб у нас
вовсе не было общества, значило бы сказать неправду. Несомненно то, что у
-
Стр.1