В.Г.Белинский.
"Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах.
Сочинение А. С. Грибоедова
Второе издание С.-П.-бург. 1839
---------------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Библиотека Алексея Комарова
---------------------------------------------------------------------Как
посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом!
Грибоедов. "Горе от ума"
Было
время, когда теория искусства
точностию, так
чувство
подражания
белил
присесть на часок
искусстве
как
премудро и
роды. Поэзия
поперек. В этих пиитиках основою была - идея искусства,
природе, с приличными, впрочем, украшениями вроде мушек,
и румян или вроде подстриженных аллей регулярного сада. Объяснив так
так глубоко значение искусства, приступали к разделению его на
разделилась
вдоль и
дидактическую, описательную, эпистолярную, пастушескую, сатирическую,
эпиграмматическую и проч. и
основывалось это
на лирическую, эпическую, драматическую,
проч., - всего не перечтешь. На чем
разделение? - На
вопрос
важный, для
изучение, наука, о котором
Ничего не бывало! не
готов
- позамысловатее
что
внешних признаках, на условной форме,
существовавшей отвлеченно от идеи, из которой необходимо должна выходить
всякая форма. Что
это
слишком бойких, - драматическая поэзия
некоторым
древностию
такое, например, драматическая поэзия? Вы думаете, что
решения которого
можно написать
требуется время, размышление,
рассуждение, целую книгу? -
самый точный и самый удовлетворительный ответ. По мнению одних - не
есть
ясно! Но, милостивые
успеете перечесть по пальцам десяти, как вам уже и
театральное зрелище, с
подражанием природе, к наставлению и увеселению служащее; другие
и в пиитических хитростях наиболее искушенные - говорят,
драматическая поэзия есть выражение настоящего времени, как эпическая -
прошедшего, а лирическая - будущего. Коротко и
государи, мужи, ученостию и
эпическая поэзия
лет
представляет бывшее настоящим; но лирическая-то поэзия как успела у вас
забежать вперед самой
воспевает
себя
момента
в
духе
знаменитые! положим, что
еще будет? Напротив, старцы достопочтенные! viri doctissimi atque
sapientissimi! 1] лирическая-то поэзия и
настоящего
истые классики заметили эту
хриплым голосом дела минувшие, а драма
и выражать то, чего и не было и нет, а только
есть по преимуществу выражение
Подновленные мнимым романтизмом, как белилами и румянами устарелые гетеры,
некоторые
поэта, настоящего, мимолетного ощущения.
натяжку
и "из глубины сознающего
духа" новою нелепостию украсили старую: лирическая поэзия, говорят они,
выражает настоящее время; эпическая - прошедшее, а драматическая - будущее,
ибо-де (о, неисчерпаемая глубина сознающего духа!) она представляет людей
не такими, каковы
вытащил
из
глубины своего сознающего духа
Бахман, которого
подразделению родов
любили делать, потому
начале и
заключать в
возможность
потому прибегали
(необходимое условие!), если его действующие лица - цари и их наперсники,
царицы и
шестистопными
их
которые, красноречиво и
делается, рассказывают, что
кончится
"драма", или "слезная
наперсницы, механизм действия
с приличною
делается
движется
резнею, - то знайте, что это "трагедия"; если
содержит в
и
чрез "вестников",
выступкою, на сцене, где ничего не
за
кулисами, а пятый акт кончится
же оно писано прозою и
себе трогательное и назидательное происшествие из частной жизни
свадьбою любовников и наказанием разлучников, - знайте, что это
комедия", или "мещанская трагедия" - что все одно и
то же; если же драматическое произведение имеет в предмете осмеяние пороков
на
они суть, но какими должны быть!! Эту новую нелепость
один
бестолковая эстетика, к сожалению, прекрасно переведена
была, лет десять назад тому, на русский язык. Но об обновленных классиках
после: обратимся к почиющим в мире. Разделив поэзию на роды, они приступали
к
что определение
себе, как
голоса, все виды драматической
писано
внутреннего (имманентного) развития
к описаниям, которые
поэзии. Если
рифмованными ямбами
самого
виды. Что такое трагедия? - Определений они не
должно основываться на разумном
зерно растительную силу из самого себя,
из
же себя, - и
гораздо легче. Итак, опишем, с их
драматическое произведение
с пиитическими вольностями
немец-псевдофилософ -
прочесть
представлялась с математической
что для постижения искусства не нужно было иметь от природы
изящного, а следовательно, и развивать его наукою и учением. Стоило
да
любую пиитику - и потом рассуждать об
Стр.1