А.И. Жиленков
СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХА
ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИСТОРИИ
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное пособие
2-е издание дополненное
Белгород
2013
ББК 83.3 (0)4
Ж 72
Печатается по решению
кафедры русской и зарубежной литературы
и методики преподавания НИУ «БелГУ»
от 06.02.2013 г.
Рецензенты <...> Средние века и эпоха Возрождения в истории зарубежной литературы : учеб. пособие / А.И. Жиленков. <...> Жанр сонета в западноевропейской литературе эпохи Возрождения (Ф.Петрарка <...> Под жанровым углом зрения рассматриваются и
героический эпос, и факторы, образовавшие «рыцарский» роман, и
эволюция западноевропейского сонета и др. <...> 5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
АРХАИЧЕСКИЙ ЭПОС РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(КЕЛЬТСКИЕ САГИ, ПЕСНИ «СТАРШЕЙ ЭДДЫ»)
ПЛАН <...> ЗНАЧЕНИЕ АРХАИЧЕСКИХ ЭПОСОВ В ИСТОИИИ
МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. <...> КОРОЛЬ – ГЕРОЙ – центральная оппозиция в героическом
и, отчасти, в архаическом эпосах, связанная с распределением активности между королем (в архаическом эпосе племенным вождем)
9
и героем и особенностями тех взаимоотношений, которые складываются между ними. <...> «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»
(Анализ фольклорной природы памятника)
Практическое занятие № 2 проводится в форме коллоквиума,
то есть такого учебного занятия (научного собрания), на котором
заслушиваются и обсуждаются доклады на определенную тему. <...> ЭПИЧЕСКИЙ МИР «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ» И СПОСОБЫ
ЕГО СОЗДАНИЯ <...> ОБРАЗЫ
ПЕРСОНАЖЕЙ
В
ОТНОШЕНИИ
К
РОМАННОМУ ГЕРОЮ ТРИСТАНУ (король Марк,
Изольда). <...> КОНЦЕПЦИЯ КУРТУАЗНОЙ ЛЮБВИ В РОМАНЕ И
ФУНКЦИЯ МОТИВА ЛЮБОВНОГО НАПИТКА. <...> ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ В ВАРИАНТАХ
РОМАНА О ТРИСТАНЕ. <...> Французские и немецкие памятники (Беруль, Тома, Мария
Французская, Готфрид Страсбургский, «предположительный
вариант» романа Кретьена де Труа). <...> Анализ текстов указывает на VI век как на то время, когда жили прототипы героев нашей легенды. <...> Сохранила наша легенда и еще одну древнюю примету – следы матриархата: король Марк выбирает себе в наследники именно
Тристана, племянника по женской линии; мотив «сопротивляющегося <...>
Средние_века_и_эпоха_Возрождения_в_истории_зарубежной_литературы.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................................. 4
Практическое занятие № 1. Архаический эпос раннего Средневековья
(кельтские саги, песни «Старшей Эдды») ............................................................. 6
Практическое занятие № 2. Французский героический эпос. «Песнь
о Роланде». (Анализ фольклорной природы памятника) .................................. 12
Практическое занятие № 3. Жанрообразующие факторы романа
о Тристане и Изольде ............................................................................................ 17
Приложение к практическому занятию ............................................................... 32
Практическое занятие № 4. Особенности городской литературы.
Французские фаблио ............................................................................................. 41
Практическое занятие № 5. Поэзия вагантов ................................................... 44
Практическое занятие № 6. Проторенессансный характер «Божественной
комедии» Данте ........................................................................................ 47
Практическое занятие № 7. «Декамерон» Джованни Боккаччо. Проблема
художественного единства ........................................................................ 86
Практическое занятие № 8. Художественное своеобразие романа
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» ................................................................ 88
Практическое занятие № 9. Замысел и воплощение романа Мигеля де
Сервантеса «Дон Кихот»....................................................................................... 90
Практическое занятие № 10. Жанр сонета в западноевропейской литературе
эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, П. де Ронсар, У. Шекспир) ......... 93
Приложение к практическому занятию ............................................................ 109
Практическое занятие № 11. «Гамлет» У. Шекспира. Проблема соответствия
человека и эпохи .................................................................................. 112
Контрольные вопросы ......................................................................................... 116
Список художественных произведений ........................................................... 120
Примечания .......................................................................................................... 121
3
Стр.3