И.И. Квасова
МЕТОДОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Учебное пособие
Москва
Российский университет дружбы народов
2008
ББК 87
К 32
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Р е це н зе н т –
доктор философских наук, профессор Т.А. Алексина
Квасова И.И. <...> ISBN 978-5-209-03015-7
Цель курса – привлечь внимание магистрантов к таким особенностям социального, которые помогут им в исследовательских поисках, в
умении соотносить конкретное с общим, теоретически ориентироваться в
различных уровнях последнего, формулировать такие теоретические положения, которые могли бы выразить законы социальной деятельности,
тем самым способствовать формированию социальной реальности. <...> Выбор в пособии методологических концепций не связан жесткими детерминантами, а обусловлен стремлением привлечь внимание к тем
авторам, которые познание человека связывали с особенностями его деятельности и отношений между познающими субъектами, и своими аргументами, дающими ориентиры, которые наиболее оптимально могут
быть применимы к современным реалиям. <...> © И.И. Квасова, 2008
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2008
2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
5
Особенности социального познания <...> Вебер о значении методологии и ценностных установок
в социальном познании
Диалектика объективного и субъективного. <...> Предметность познания
Реальность и человек
Логика социальных наук по М. <...> Веберу
Идеализация как способ более глубокого постижения
реальности
Модификация механизмов социального познания
в специфических условиях
7
Концепции социального познания в творчестве К. <...> Поппера
Обоснование объективности знания
Теория фальсификационизма
Эволюционная эпистемология К. <...> Поппера и ее применение
к анализу общества
Концепция «ситуационной логики»
Проблема идеального в контексте «третьего мира» Поппера
7
9
12
13
15
17
18
18
19
23
26
28
Проблемы понимания в социально-гуманитарном знании
Прагматический метод и эффективность познания
Понимание <...>
_Методология_социального_познания.pdf
И.И. Квасова
МЕТОДОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Учебное пособие
Москва
Российский университет дружбы народов
2008
Стр.2
ББК 87
К 32
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензент –
доктор философских наук, профессор Т.А. Алексина
Квасова И.И.
К 32 Методология социального познания: Учеб. пособие. –
М.: РУДН, 2008. – 97 с.
ISBN 978-5-209-03015-7
Цель курса – привлечь внимание магистрантов к таким особенностям
социального, которые помогут им в исследовательских поисках, в
умении соотносить конкретное с общим, теоретически ориентироваться в
различных уровнях последнего, формулировать такие теоретические положения,
которые могли бы выразить законы социальной деятельности,
тем самым способствовать формированию социальной реальности.
Выбор в пособии методологических концепций не связан жесткими
детерминантами, а обусловлен стремлением привлечь внимание к тем
авторам, которые познание человека связывали с особенностями его деятельности
и отношений между познающими субъектами, и своими аргументами,
дающими ориентиры, которые наиболее оптимально могут
быть применимы к современным реалиям.
© И.И. Квасова, 2008
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2008
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Особенности социального познания
М. Вебер о значении методологии и ценностных установок
в социальном познании
Диалектика объективного и субъективного.
Предметность познания
Реальность и человек
Логика социальных наук по М. Веберу
Идеализация как способ более глубокого постижения
реальности
Модификация механизмов социального познания
в специфических условиях
Концепции социального познания в творчестве К. Поппера
Обоснование объективности знания
Теория фальсификационизма
Эволюционная эпистемология К. Поппера и ее применение
к анализу общества
Концепция «ситуационной логики»
Прагматический метод и эффективность познания
Понимание как проблема герменевтики
Историческое становление герменевтики
Проблема понимания в творчестве В. Дильтея
Попытка Гадамера соединить герменевтику
с фундаментальной онтологией.
Понятие герменевтического круга
Диалогическая парадигма и герменевтика
Герменевтический опыт как диалог с Другим
Понимание – подключение к смыслам человеческой
деятельности
Интерпретация как смыслосчитывание
и смыслообразование
3
5
7
7
9
12
13
15
17
18
18
19
23
26
Проблема идеального в контексте «третьего мира» Поппера 28
Проблемы понимания в социально-гуманитарном знании
31
31
32
36
37
42
44
44
46
51
Стр.4
Коммуникативная методология Ю. Хабермаса
как дополнение к герменевтической трактовке понимания 58
М.М. Бахтин как создатель диалогической герменевтики 59
Онтологический характер понимания в трактовке
М. Хайдеггера
Историческая обусловленность понимания
Действенная природа понимания
Онтологический характер эстетического познания
Особенности познания искусством
Феноменологические предпосылки интерпретации
Познание «очевидного» и «неочевидного»
Применение герменевтической методологии
к анализу произведений искусства П. Рикёром
Эвристические возможности герменевтической
методологии
П. Рикёр об онтологических основаниях герменевтики
Гадамер о многообразии человеческого опыта
Герменевтическое обоснование конституирующей роли
художественного опыта
Ю. Хабермас о социальной коммуникации
как конкретизации феноменологического анализа
Задания для самостоятельной творческой работы
Вопросы для подготовки к семинарским занятиям,
для межсеместровой и итоговой работы
Рекомендуемая литература
61
62
64
Оценка Гадамером потенциала искусства для герменевтики 66
Искусство и философия
66
68
69
71
73
78
80
81
84
86
88
91
92
94
4
Стр.5