Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы экономических знаний (176,00 руб.)

0   0
Первый авторУшакова Л. К.
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц145
ID221354
АннотацияУчебное пособие содержит основные программные разделы курса экономической теории в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Главная цель пособия – в доступной для понимания и усвоения форме изложить основные проблемы экономической науки, познакомить учащихся с базовыми экономическими категориями и законами.
Кому рекомендованоДля иностранных студентов экономических специальностей, изучающих русский язык.
ISBN978-5-209-03462-9
УДК33
ББК65
Ушакова, Л. К. Основы экономических знаний : учеб. пособие / Л. К. Ушакова .— Москва : РУДН, 2010 .— 145 с. — ISBN 978-5-209-03462-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/221354 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Специальные экономические науки – это бухгалтерский учет, экономическая статистика, экономика отдельных стран, менеджмент и др. <...> Отраслевые экономические науки изучают особенности развития отдельных отраслей: экономика сельского хозяйства, экономика промышленности, экономика транспорта и других отраслей. <...> Микроэкономика изучает обособленные экономические единицы (предприятие, домохозяйство, отдельные рынки). <...> 11 12 РАЗДЕЛ I ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА 13 14 ТЕМА 1 ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ Основные понятия Потребность. <...> Закон возвышения потребностей Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. <...> Такая историческая закономерность получила название «закон возвышения потребностей». <...> Закон возвышения потребностей является первым фундаментальным принципом экономики. <...> 16 ТЕМА 2 ПРИНЦИП ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ Основные понятия Благо. <...> Относительная ограниченность ресурсов Взаимозаменяемое благо Вопрос 1. <...> Свободные блага – это естественные продукты природы, это то, что дает нам природа в готовом для потребления виде. <...> Поэтому пользоваться свободными благами может каждый человек без исключения (они носят неисключаемый характер), и потребление этих благ одним человеком не уменьшает возможности для потребления другого человека (они носят неконкурентный характер). <...> 17 Экономическое благо может выступать в предметновещевой форме и в виде услуги. <...> Ограниченность ресурсов Для удовлетворения огромного, почти неограниченного количества человеческих потребностей необходимо такое же количество экономических благ. <...> Ресурсы – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания экономических благ. <...> Если мы уменьшим круг потребностей, то ограниченность ресурсов станет относительной; это означает, что для удовлетворения ограниченного количества потребностей ресурсов хватает, их <...>
_Основы_экономических_знаний.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
_Основы_экономических_знаний.pdf
Л.К. Ушакова ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Учебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2010 1
Стр.2
ББК 65 У 93 У т в е р ж д е н о РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов П о д р е д а к ц и е й кандидата экономических наук, доцента В.В. Манцева Р е ц е н з е н т – кандидат экономических наук, доцент А.Н. Шолудько У 93 Ушакова Л.К. Основы экономических знаний: Учеб. пособие – М.: РУДН, 2010. – 140 с.: ил. ISBN 978-5-209-03462-9 Учебное пособие содержит основные программные разделы курса экономической теории в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Для иностранных студентов экономических специальностей, изучающих русский язык. Главная цель пособия – в доступной для понимания и усвоения форме изложить основные проблемы экономической науки, познакомить учащихся с базовыми экономическими категориями и законами. ISBN 978-5-209-03462-9 ББК 65 © Л.К. Ушакова, 2010 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................... 6 ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК..................................................................... 10 Р А З Д Е Л I. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА................. 13 ТЕМА 1. ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ......................... 15 ТЕМА 2. ПРИНЦИП ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ..................... 17 Вопрос 1. Понятие блага. Виды благ. ................................................ 17 Вопрос 2. Ресурсы. Виды ресурсов. Ограниченность ресурсов. ..... 18 ТЕМА 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕСТВА.. 20 Вопрос 1. Кривая производственных возможностей. Её построение и анализ....................................................................... 20 Вопрос 2. Закон возрастания вмененных издержек. ........................ 23 Р А З Д Е Л II. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ЕГО РАЗВИТИЕ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВАЖНЕЙШИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ........................................................... 25 ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.......................................................................................... 27 ТЕМА 5. СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ. ВИДЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ........................ 29 ТЕМА 6. КРУГООБОРОТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА............. 31 ТЕМА 7. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА................................................ 35 Вопрос 1. Структура современного общественного производства.35 Вопрос 2. Разделение труда. Его роль в развитии производства. ... 36 Вопрос 3. Понятие масштаба производства...................................... 38 3
Стр.4
ТЕМА 8. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВА............................. 39 Вопрос 1. Натуральное и товарное производство ............................ 39 Вопрос 2. Стадии развития производства ......................................... 42 Вопрос 3. Понятие экономической системы. Виды экономических систем и их основные характерные черты. ....................................... 44 ТЕМА 9. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ДОХОДЫ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА.................................................................................... 47 Вопрос 1. Понятие фактора производства и его дохода. ................. 48 Вопрос 2. Фактор производства – земля. Понятие и виды ренты... 49 Вопрос 3. Фактор производства – труд. Заработная плата. ............. 50 Вопрос 4. Капитал как фактор производства. ................................... 51 Вопрос 5. Предпринимательство как фактор производства. ........... 52 ТЕМА 10. ПОНЯТИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛИ. ИХ ВИДЫ ................................................................................................. 53 Вопрос 1. Понятие и виды издержек. ................................................ 53 Вопрос 2. Виды прибыли. ................................................................... 55 Вопрос 3. Процесс производства как процесс создания новой стоимости. ............................................................................................ 56 Р А З Д Е Л III. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 59 ТЕМА 11. ЭВОЛЮЦИЯ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ ............ 61 Вопрос 1. Развитие обмена ................................................................. 61 Вопрос 2. Деньги как экономическая категория. Виды денег......... 62 Вопрос 3. Функции денег.................................................................... 63 ТЕМА 12. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА........... 65 Вопрос 1. Понятие рынка и его функции.......................................... 65 Вопрос 2. Виды рынка ........................................................................ 66 Вопрос 3. Рынок совершенной конкуренции.................................... 68 Вопрос 4. Особенности рынка монополии........................................ 70 Вопрос 5. Олигополия, её черты........................................................ 71 Вопрос 6. Рынок монополистической конкуренции ........................ 73 4
Стр.5
ТЕМА 13. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЦЕНОЙ74 Вопрос 1. Основные положения теории спроса................................ 74 Вопрос 2. Основные положения теории предложения .................... 77 Вопрос 3. Понятие равновесной (рыночной) цены .......................... 78 Р А З Д Е Л IV. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАКРОЭКОНОМИКИ.81 ТЕМА 14. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ..................... 82 ТЕМА 15. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ................................................... 83 ТЕМА 16. ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.......................................................................................... 85 ТЕМА 17. БЕЗРАБОТИЦА. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ........................... 87 ТЕМА 18. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.............. 89 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ........................ 91 СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ................ 101 ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ».................................................................................................... 116 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ.................................................................................................... 124 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ................................................................................................... 126 ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ....................................................................................................... 129 5
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «Основы экономических знаний» на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин предназначен для подготовки иностранных студентов к дальнейшему обучению на первом курсе экономического факультета Российского университета дружбы народов или других высших учебных заведений. Данная дисциплина является вводной, она ориентирована на получение студентами необходимого базового уровня знаний по экономической теории. Для достижения этой цели необходимо, чтобы в процессе обучения студенты: – овладели основными принципами, категориями и понятиями экономической теории; – поняли сущность и механизм действия экономических законов; – получили представление об экономике как сложной, многоуровневой, противоречивой системе; – уяснили логику экономических процессов; – научились работать с экономическими текстами. Усвоение материалов курса «Основы экономических знаний» позволит студентам успешно продолжать изучение экономических наук, как общих, так и специальных. Курс «Основы экономических знаний» состоит из введения и четырёх основных разделов. Во введении даётся общее представление о современной экономической науке, о методах, которые она использует при изучении экономических процессов и явлений, предлагается понимание экономической категории и экономиче6
Стр.7
ского закона как базы для анализа экономической действительности. Первый раздел посвящён фундаментальным экономическим проблемам. Второй и третий разделы освещают основные вопросы микроэкономики. В четвертом разделе рассматриваются некоторые проблемы макроэкономики. В процессе преподавания данной дисциплины учитываются особенности студентов, а именно – недостаточно свободное знание русского языка. Исходя из этого, изучение нового материала необходимо предварить большим числом жизненных ситуаций, примеров из реальной жизни, т.е. студенты сталкиваются в жизни. На этих простых, известных ситуациях проще объяснить экономическую проблему. В целом надо избегать перегрузки материала отвлеченными понятиями, не подкрепленными примерами из реальной практики. Важным моментом процесса обучения является предложение материала в доступной для восприятия форме. При первоначальном изложении темы необходимо идти на значительное адаптирование текста, кроме естественно, экономических понятий. Для запоминания экономических понятий требуется неоднократное их повторение во время занятия в разных контекстах, а также активное использование уже усвоенных понятий при изучении новых тем. Этому отвечает структура курса, в соответствии с которой предыдущие темы являются основой для изучения последующих. В целях активизации процесса обучения и усвоения материала очень эффективным на занятии является вовлечение студентов в работу через организацию своего рода ролевых игр или моделирование экономических ситуаций. Важным этапом работы студентов над новой темой является работа с текстом. Вначале необходим поэтапный, т.е. по абзацу или по предложению разбор текста, что включает в себя чтение отрывка преподавателем, при котором особое внимание уделяется произношение новых слов (уточняя ударение), повторение вслух данных слов студентами, выяснение смысла незнакомых слов, определение главного и существенного в предложенном материале. 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ