Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Местное самоуправление

Местное самоуправление №10 2011 (66,00 руб.)

0   0
Страниц24
ID220967
АннотацияГазета о местном самоуправлении в России.
Местное самоуправление .— 2011 .— №10 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/220967 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

10 (217) ОКТЯБРЬ 2011 Подписной индекс: на 2011 год 38064 Http://emsu.ru САМОУПРАВЛЕНИЕ О М Е С Т Н О М Альянс для референдума СОДЕРЖАНИЕ ¹ 10'2011 На федеральном уровне 2–3 Проверьте «гильотину» Нужны стандарты качества Непрерывно реформируемое В новом номере журнала «Городское управление» 4 Итоги реформы Региональные новости 5–7 Человеческий капитал Агломерация без инсинуаций Земельный ресурс Дорожно-ремонтные обещания Модернизация наспех Трудовые права В Союзах и Ассоциациях 8 III муниципальный правовой Форум В Союзе городов ЦСЗР Проблемы МСУ 9–11 Лаборатория МСУ в российских условиях Может, займемся делом? <...> Формальдегид впридачу Сельское поселение 21–23 На Южном Урале Реконструкция сельских дорог Поддержка окупится Ишимские караваи Открывается школа Первый учебный чум В новом номере журнала «Лоббист» Объединение субъектов РФ С А М 24 1 октября от здания администрации Центрального округа Омска стартует протестное шествие – «антикремниевая коалиция» в очередной раз потребует запретить строительство заводов по производству поликристаллического кремния на территории Омска. <...> Решение по этой жалобе будет прецедентным – такие же нормы есть и в других законах о выборах, где точно так же снимаются оппози- В рамках IV Тульского экономического форума чиновники и эксперты пришли к выводу, что развитие российских городов нужно начинать с обеспечения новых стандартов качества жилья. <...> Губернатор Тульской области Владимир Груздев, выступая на форуме, подчеркнул, что тема развития городов поднята организаторами мероприятия далеко не случайно. <...> Речь может идти о мегаполисах, крупных городах с населением более 100 тысяч человек (как правило, это столицы регионов) и малых. <...> «Болевые точки» региональных центров – наличие значительных площадей частного сектора с низкой степенью благоустройства, ветхого и аварийного жилья, недостаток объектов социально-культурного обслуживания, смещение жилых и производственных зон <...>
Местное_самоуправление_№10_2011.pdf
¹ 10 (217) ОКТЯБРЬ 2011 Подписной индекс: на 2011 год 38064 Http://emsu.ru САМОУПРАВЛЕНИЕ ГАЗ Е ТА О М Е СТ Н ОМ СА М О У П РА В ЛЕ Н ИИ В СОД ЕРЖАНИЕ ¹10'2011 На федеральном уровне 2–3 Проверьте «гильотину» Нужны стандарты качества Непрерывно реформируемое В новом номере журнала «Городское управление» Итоги реформы Региональные новости 5–7 Человеческий капитал Агломерация без инсинуаций Земельный ресурс Дорожно-ремонтные обещания Модернизация наспех Трудовые права В Союзах и Ассоциациях III муниципальный правовой Форум В Союзе городов ЦСЗР Проблемы МСУ 9–11 Лаборатория МСУ в российских условиях Может, займемся делом? Митинг за отставку губернатора Неспокойная Элиста Пошехонское стояние В новом номере журнала «Муниципальная экономика» 12 Управление развитием Правоприменительная практика 13–15 Пенсионер отменил закон «Нас это не касается» Непосредственной демократии – НЕТ! Ликвидировали МИК Беззаконие обернулось провалом Проблемы с законом Вице-мэра привлечь по УК Дорогая земля Вопросы местного значения 17–20 Архитектор вышел вон Суровая критика Сургуту нужны деньги Транспортные коллизии Инвестпрограмма Водоканала Посидим без газа? Формальдегид впридачу Сельское поселение 21–23 На Южном Урале Реконструкция сельских дорог Поддержка окупится Ишимские караваи Открывается школа Первый учебный чум В новом номере журнала «Лоббист» 24 Объединение субъектов РФ 16 8 4 Альянс для референдума 1 октября от здания администрации Центрального округа Омска стартует протестное шествие – «антикремниевая коалиция» в очередной раз потребует запретить строительство заводов по производству поликристаллического кремния на территории Омска. Демонстранты намерены дойти до библиотеки имени Пушкина и провести там митинг. Противники строительства заводов, до этого времени выступавшие порознь, объединили силы. В альянс вошли омские отделения ЛДПР и «Яблока», Омский региональный Совет народовластия, казаки, инициативные группы горожан. Цель альянса – добиться запрета строительства потенциально опасных производств, проведя это решение через городской референдум. Для этого инициативной антикремниевой группе нужно официально зарегистрироваться и собрать не менее 30 тыс. подписей горожан, объясняют активисты. /30.09.2011/ р с. 20 Третья часть правды Совета депутатов городского округа Выкса первого созыва. Вопреки громким заявлениям коммунистов о том, что они выиграли выборы и вот-вот возьмут власть в Выксе в свои руки, все ключевые посты в управлении городского округа достались представителям партии «Единая Россия». Как известно, в сентябре в Выксе выбирали Р О СС ИИ Референдум «не пройдет»? 18 октября депутаты «Единой России» Обнинского горсобрания заблокировали проведение городского референдума против строительства стеклотарного завода. Они «не пропустили» через ОГС вопросы двух инициативных групп граждан. Интересно при этом, что одна из групп позиционировала себя как партийная группа «ЕР» и состоит исключительно из партийцев. «Злонамеренная» оппозиция, уже полтора года отстаивающая город от вредного производства, которое упорно «всаживают» под окна жилых домов первые губернские и городские руководители (члены «ЕР»), утверждает, что в основе «партийной инициативы» лежала идея запустить агитаторов «ЕР» в квартиры горожан под благовидным предлогом сбора подписей для референдума. Но в процесс согласно собственно графику действий включились настоящие граждане, оппозиционные депутаты и другие партии. И партийная инициатива на глазах недоумевающих жителей срочно «перекрасилась» в начинание группы инициативных граждан, правда, все-таки, членов «ЕР». При этом отказ согласовать почти одинаковые формулировки вопроса референдума инициативных групп, представители «ЕР» объясняют исключительно заботой о том, чтобы «политические провокаторы» не «угробили» борьбу населения против стеклозавода неудачной формулировкой. Вопрос «Считаете ли вы, что в целях охраны окружающей среды необходимо отказаться от размещения завода по производству стеклянной тары на территории города Обнинска?», по их мнению, не является вопросом местного значения, допускает множественное толкование и не влечет очевидных правовых последствий. Однако предложение независимых депутатов самому городскому Собранию выйти с инициативой референдума совместно с главой администрации города – раз уж в горсобрании впервые достигнуто столь трогательное единодушие, также отвергнуто – вопрос не удалось внести в повестку дня заседания ОГС. Город активно обсуждает состоявшееся заседание, видеозапись которого размещена на городском сайте Вобнинске.ру. А инициативные группы оттачивают новую формулировку вопроса и готовятся идти в суд. 7-го октября состоялось первое заседание Почему власть лжет? Экологи поймали на лжи власти Геленджика, пытающиеся оправдать захват леса «дачей Патриарха». Экологическая Вахта по Северному представительный орган – совет депутатов. Треть депутатов избиралась по партийным спискам. При этом КПРФ ненамного обошла «Единую Россию». В то же время депутаты-одномандатники, которым забронировали две третьих мест в совете, преимущественно представляли «Единую Россию». Таким образом, по совокупности депутатских мандатов единороссы завоевали в выксунском городском парламенте абсолютное большинство. Однако, коммунисты решили выжать из сложившейся ситуации максимальный пиар-эффект. Устами своего «вечно молодого» лидера Геннадия Зюганова они протрубили на всю страну о своей «победе» на выксунских выборах. Что было правдой ровно на одну треть, но и этой части целого зюгановцам показалось достаточно. Кроме сомнительной пиар-победы, записать в свой актив выксунским коммунистам больше ничего не удалось. Причем, видимо, не удастся и в будущем. Большинством голосов главой местного самоуправления, председателем Совета депутатов городского округа «город Выкса» был избран секретарь политсовета местного отделения партии «Единая Россия» И.Матюков. Заместителем председателя избрали единоросса С.Тимонина. Председателями постоянных комиссий выксунского городского парламента также стали представители «ЕР». В общем, по содержанию «вторая часть марлезонского балета» оказалась куда предсказуемее первой. Коммунистам Выксы не досталось ни одного мало-мальски значимого поста в местном парламенте. Поэтому оказывать реальное влияние на работу представительного органа власти в городе металлургов они не смогут. «Громкая победа» в итоге превратилась в еще одну разновидность политического поражения, к которым сторонникам Геннадия Зюганова явно не привыкать. /11.10.2011/ С.Анисимов, «АПН – НН» Комментарий на сайте: «Выксунский казус» еще раз показал, что «Единая Россия» выстроила глубоко эшелонированную систему по принципу: «Вы получили большинство голосов? Поздравляем вас – вы проиграли!» Хорошим такое наперстничество не заканчивается… В Р ОССИИ Ц Е Н ТР – НА П Е РИФЕ Р ИИ . В.Ключевский Кавказу сообщает о том, что получила официальный ответ администрации Геленджика по поводу дачи Патриарха Московского и Всея Руси возле поселка Дивноморский. Ранее экологические активисты обращали внимание властей на факты вырубки деревьев в заповеднике, постройку забора и захват пешеходной дороги. Пытаясь оправдать беззаконие, администрация Геленджика пошла в ответе на прямую ложь: «Земельный участок, предоставленный для размещения культового комплекса Московской Патриархии, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов и имеет вид «разрешенного использования для рекреационного использования», в связи с чем положения Лесного кодекса РФ, устанавливающие право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах, на данную территорию не распространяются. При этом земельно-правовыми документами на указанный земельный участок и правилами землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик не предусмотрено право беспрепятственного прохода и пребывания на данной территории неограниченного круга лиц, а также не установлено каких либо запретов на установку ограждений». Между тем любой желающий может убедиться на публичной кадастровой карте РФ в том, что дача Патриарха полностью расположилась на землях лесного фонда. Также об этом свидетельствуют материалы лесоустройства. А это означает, что трехметровый забор вокруг дачи должен быть снесен, чтобы не мешать гарантированному Лесным кодексом свободному доступу граждан. Экологи также обращают внимание на то, что в ходе работ по возведению дачи Патриарха было вырублено большое количество деревьев, а 23 сентября здесь произошел даже лесной пожар – по наблюдениям экологов, специально для того, чтобы оправдать дальнейшую вырубку и застройку. /15.10.2011/ «Особая буква» Два юриста Худ. А.Булатов
Стр.1
2 мир Лукин оспаривает в Конституционном суде один из главных механизмов отсечения оппозиции от выборов – объявление «бракованными» подписей, поставленных в поддержку кандидатов или партий. В частности, питерский закон о выборах, который позволяет объявить «недостоверными» (поставленными не самим избирателем) подписи граждан в поддержку партии или кандидата, опираясь исключительно на «заключение эксперта». И не считаясь с мнением избирателей, готовых подтвердить, что эту подпись поставили они сами. В.Лукин указывает, что оспариваемый им в КС закон нарушает и право граждан на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, и право граждан быть избранными в органы публичной власти. Решение по этой жалобе будет прецедентным – такие же нормы есть и в других законах о выборах, где точно так же снимаются оппозиНА ФЕ Д Е Р АЛ Ь Н ОМ У РОВ НЕ Проверьте «гильотину» Российский омбудсмен Владиционные кандидаты. Два экс-кандидата из числа оппозиционеров после безуспешных обращений в суды потребовали от МВД России проверки выводов эксперта Воробьевой, которая признала часть их подписей недостоверными. Год спустя пришел ответ. Липовыми были не подписи избирателей, а выводы эксперта. И что же? Майору милиции Воробьевой… снизили размер премии и объявили общественное порицание. А нарушенные права граждан – и тех, кто хотел баллотироваться, и тех, кто хотел за них голосовать, но не смог, – никто восстанавливать не стал, пишет «Новая газета». Остается дождаться решения Конституционного суда, чтобы, наконец-то, у организаторов выборов был отобран один из механизмов отстранения оппозиционных кандидатов и партий от выборов. /22.09.2011/ Л.Ешану, 33polit Разрешат ли вам проголосовать? Неправильно оформленные паспортах могут стать реальной помехой выдвижению кандидатом и возможности проголосовать на выборах 4 декабря. На «загогулины» в паспортах обратили внимание в избиркоме Орловской области: 38% кандидатов в депутаты по областному списку ЛДПР и более 45% кандидатов в депутаты от КПРФ имеют паспорта, оформленные, по мнению избиркома, с нарушением. Самое частое несоответствие паспорта федеральным нормативным актам, по мнению избиркома, – отсутствие в паспорте даты рождения супруга. Если в паспорте на странице 14 указан лишь год рождения, а дата и месяц отсутствуют, то ошибка, допущенная сотрудниками ЗАГС, может дорого обойтись гражданину: облизбирком не позволит ему воспользоваться избирательными правами в полном объеме. Ограничат избирательные права неточности в штампе о регистрации (л.5), воинской обязанности (л.13). Партии, чьих кандидатов ограничивают в праве участвовать в выборах из-за неправильно оформленных записей, подали жалобу в ЦИК. А пока выходит, что из-за сделанной кем-то не так записи человека могут лишить права избирать и быть избранным. /16.10.2011/ Т.Шарафиева, «Глобус» (Серов) «Урезание» отложили Совещание руководителей комитетов и комиссий Совета Федерации (СФ) решило, что в палате останется 10 комитетов. Уточнить и утвердить новую структуру верхней палаты парламента предполагается после выборов 4 декабря. Специальное заседание проходило в закрытом режиме. По словам пресс-секретаря председателя палаты Н.Фоменко, сенаторы «достаточно единодушно» согласились с предложением г-жи Матвиенко о сокращении числа комитетов до 10 и упразднении комиссий. При этом за верхней палатой сохранится право «образовывать временные парламентские комиссии по наиболее острым текущим вопросам, волнующим население, и для расследований». Сегодня в СФ работает 27 комитетов и комиссий. По словам отметила г-жи Фоменко, комитеты СФ «должны корреспондироваться с Госдумой и правительством», чтобы член правительства, приходящий в СФ, не ходил «по двум-трем комитетам». Между тем, по сведениям «Ъ», заседание прошло довольно бурно: многие сегодняшние главы комитетов, в частности председатель комитета СФ по бюджету Е.Бушмин, были не согласны с предложенной В.Матвиенко схемой объединения. Недовольство предложенным объединением высказывают и общественные организации, работавшие с комитетами СФ. Например, в муниципальном сообществе сожалеют, что потеряют «площадНужны стандарты качества В рамках IV Тульского экономического форума чиновники и эксперты пришли к выводу, что развитие российских городов нужно начинать с обеспечения новых стандартов качества жилья. По мнению специалистов, это потянет за собой модернизацию сферы ЖКХ и повышение транспортной доступности территорий. Губернатор Тульской области Владимир Груздев, выступая на форуме, подчеркнул, что тема развития городов поднята организаторами мероприятия далеко не случайно. Регион сильно урбанизирован – в городах проживает почти 80% жителей. Актуальность темы подчеркивали все участники пленарной дискуссии. Так, президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил, что, по прогнозу ООН, к 2025 году до 85% населения будет жить и работать в городах. – Комфортность городской среды для проживания – это не только доступная инфраструктура, безопасность, культурная традиция и экология, но и возможности самореализации, особенно для экономически активного населения. Самореализация же тесным образом связана с проблемой занятости, для решения которой следует всемерно развивать малый и средний бизнес, прежде всего – в технологическом секторе обеспечения жизни города. Анализируя ситуацию, министр регионального развития Виктор Басаргин заметил, что проблемы городов в зависимости от их статуса весьма различны. Речь может идти о мегаполисах, крупных городах с населением более 100 тысяч человек (как правило, это столицы регионов) и малых. – Общее количество жителей ку для высказывания мнения» в результате возможного объединения комитета по региональной политике с комитетом по местному самоуправлению. «Интересы регионов, учитывая их вес, в новом комитете наверняка перевесят муниципальные», – считает эксперт фонда «Институт экономики города» Людмила Рогозина. «Изменение структуры СФ лишний раз показывает отношение федерального центра к местному самоуправлению, – сказал «Ъ» президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт. – Может быть, скоро и в Госдуме исчезнет комитет по местному самоуправлению». По сведениям «Ъ», отдельных сенаторов желание руководства СФ ускорить процесс его реорганизации взволновало еще и потому, что многие из них уже подали документы на участие в выборах депутатов Госдумы 4 декабря, где указали сегодняшние должности и названия комитетов. В итоге на заседании было решено, что до 25 октября рабочая группа во главе с первым вицеспикером СФ А.Торшиным соберет предложения сенаторов. А с функциями комитетов и персональным составом членам СФ предстоит определиться только к 7 декабря. Относительно будущих руководителей обновленных комитетов в СФ пока воздерживаются от официальных комментариев… /15.10.2011/ Н.Городецкая, А.Барахова, «Коммерсантъ» в каждой из этих категорий примерно одинаково – и нельзя пренебрегать одной группой городов в пользу другой. Проблемы мегаполисов – в неспособности полноценного перехода к постиндустриальной экономике в силу отсутствия необходимой инфраструктуры, общественных пространств, деловой и жилой недвижимости надлежащего качества, а также несбалансированности транспортных и миграционных потоков. «Болевые точки» региональных центров – наличие значительных площадей частного сектора с низкой степенью благоустройства, ветхого и аварийного жилья, недостаток объектов социально-культурного обслуживания, смещение жилых и производственных зон. В малых городах – целый комплекс проблем, накопившихся из-за ограниченных финансовых возможностей. Ряд населенных пунктов исчерпали возможности развития на прежней базе еще в 60– 70-е годы. Но при любых подходах необходимо проводить реновацию существующей застройки городов и обеспечивать возрастающую потребность в новых стандартах качества жилья. На форуме был обозначен инструментарий формирования комфортной городской среды. Это «умная» инфраструктура, экологическая ответственность, обеспечение безопасности, развитие рынка жилья, сохранение культурного наследия. Любопытно, что последнему пункту участники дискуссии уделили довольно много внимания. Так, по словам гендиректора «ГИПРОГОР» Михаила Грудинина, в условиях рыночных отношений сохранение исторических центров может стать большим инвестиционным проектом. Но при этом необходимо «ограничивать аппетиты девелоперов», как правило, недовольных нерациональным, по их мнению, использованием городского пространства под «исторические развалюхи». Между тем, по словам М.Грудинина, сейчас «практически идет процесс деурбанизации» – многие уже не хотят жить в мегаполисах. На тенденцию переезда жителей столицы в областные центры соседних регионов, при сохранении места работы, обратил внимание и В.Басаргин. Министр считает, что этот процесс стоит стимулировать. Кстати, на форуме напомнили, что многие крупные организации переводят свои офисы и callцентры в региональные столицы. При современном уровне коммуникаций это выходит намного дешевле. В то же время, если жители мегаполисов предъявляют повышенные требования к услугам по использованию свободного времени, то в малых городах речь идет об элементарном развитии. – Мы говорим о качестве тех или иных услуг населению, а есть города, где этой услуги еще вообще нет. Это задача, которую надо решать в ближайшее время, – заметил В.Басаргин. «Удачный» пример привел В.Груздев, отметивший, что в Тульской области имеются городки, где вообще нет горячей воды. Министр регионального развития пообещал активно поддерживать повышение самостоятельности МО в решении вопросов, связанных с территориальным планированием. Кроме того, он обратил внимание на необходимость переходить «от проектирования объектов к проектированию пространства»: – Ручное управление, оперативное реагирование были неМС ¹10'11 избежным этапом переходного периода. Однако сейчас они окончательно должны уйти в прошлое. Перед нами стоит задача создания долгосрочных комплексных планов развития макрорегионов, субъектов РФ и городов. В России нет недостатка в землях, но есть дефицит территорий, подготовленных для развития. В.Басаргин пообещал регионам господдержку при создании площадок, обеспеченных инфраструктурой. Кроме того, он сказал о возможном изменении акцентов в государственной политике по жилищному строительству. По его словам, планы по увеличению к 2015 г. объемов строительства в 1,5 раза не изменятся, но показатель в 1 кв.м нового жилья ежегодно на каждого жителя страны к 2020 году, возможно, будет «переосмыслен». Главный акцент сместится на качество жилья, на переход к малоэтажному строительству. Вообще, индивидуальную застройку в качестве приоритета в жилищной политике называли многие. В то же время развитие этого направления невозможно без модернизации ЖКХ… Другая городская проблема – транспорт. Участники форума обратили внимание на то, что мировой тренд в последнее время склоняется в сторону развития электротранспорта. Впрочем, по мнению М.Грудинина, вопрос не в проблеме выбора, а в планировании транспортной инфраструктуры. К сожалению, муниципалитеты не уделяют должного внимания именно созданию грамотно спланированной схемы движения транспортных потоков. Впрочем, «сегодня вообще мало людей, которые могут проектировать города, знают, как это делать». Михаил Грудинин посоветовал активнее привлекать к этому европейских специалистов, тем более что в условиях финансового кризиса их услуги уже не так дороги. Результатом работы Тульского форума стал документ под названием «Тульская градостроительная инициатива». В.Басаргин назвал его «попыткой сформулировать императивы развития городов» и отметил актуальность такого документа. Однако к его содержанию отнесся скептически, сообщив, что «это классика, которую преподают в вузах». В форуме приняли участие около двух тысяч человек. Почти треть из них прибыли из 200 городов, расположенных в 45 регионах страны. Министр В.Басаргин предложил сделать Тульский форум ежегодной площадкой для обсуждения проблем развития городов. /10.10.2011/ Е.Шулепова, «Российская газета» Опыт эффективного управления Вопрос об опыте создания и функционирования муниципальной модели эффективного управления жилищным фондом был рассмотрен на заседании Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ, сообщила пресс-служба палаты. Новая система управления была рассмотрена на примере города Гатчина, где в 2009 г. было принято решение об автоматизации процессов управления жилищным фондом. Для упорядочения деятельности был разработан и внедрен ряд новаций, включающих техническую классификацию МКД по составу, введение системы типовых дефектов с присвоением классов опасности и технологии осмотров общего имущества МКД, а также внутренних технологических регламентов обслуживания. В МУП ЖКХ Гатчины был введен механизм формирования экономически обоснованной цены жилищной услуги на основе среднесрочного планирования мероприятий по обеспечению безопасности и устранению дефектов, с учетом уровня платежеспособности населения. Была проведена кадровая работа, направленная на реорганизацию неэффективных подразделений и процессов, внедрение новых технологий по повышению мотивации персонала. Также были оптимизированы затраты на управленческие расходы, что связано с автоматизацией планирования работ, оптимизацией внутреннего документооборота и введением процессного бюджетирования. В результате внедрения новой системы управления был достигнут эффект как от планирования и оптимизации затрат, так и от улучшения исполнительской дисциплины и управляемости предприятием, повышения узнаваемости бренда МУПа, от улучшения взаимоотношений населения и управляющей организации. Участники заседания позитивно оценили опыт МУП ЖКХ Гатчины, было сказано о возможности его применения в других регионах.
Стр.2
МС ¹10'11 НА ФЕ Д Е Р АЛ Ь Н ОМ У РОВ НЕ Непрерывно реформируемое Саморегуляция и прочие проблемы ЖКХ «Практика показала, что не всегда саморегулирование дает ожидаемые результаты, поэтому принято решение о постепенном введении саморегулирования в сфере управления жилищным фондом», – заявил и.о. директора департамента ЖКХ Минрегиона РФ В.Мешков. Эксперты полагают, что необходим переходный период с разработкой систем действенного регулирования деятельности таких организаций. Пока, по словам председателя комитета по предпринимательству в жилищном и коммунальном хозяйстве ТПП РФ Андрея Широкова, между жилищной и коммунальной системой антагонистические отношения. «Коммунальная система пытается продать как можно больше ресурсов и сделать так, чтобы этот ресурс был самого низкого качества, – считает А.Широков. – Жилищная система должна себя защищать с помощью договоров». Помимо проблем в сфере саморегулирования особую озабоченность у экспертов вызывает состояние коммунальной инфраструктуры, ведущее к росту затрат на ремонты и высокому уровню потерь энергоресурсов. Для того чтобы в дальнейшем прекратить деградацию коммунального хозяйства и повысить эффективность использования энергии в ЖКХ, государством уже предприняты некоторые шаги… Уже разработана комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ. В рамках программы предлагается использовать кредитно-финансовые механизмы развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов ГЧП. В частности, вынесение решения о предоставлении субсидий из федерального бюджета будет увязано с наличием плана институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, в том числе с использованием долгосрочных тарифов, концессионных соглашений и других механизмов ГЧП. Реализация этих документов должна привлечь значительные средства в отрасль… /20.09.2011/ «Российская Бизнес-газета» Расщепление платежек Чиновники Минрегиона пытаются выполнить поручение президента Д.Медведева, данное им на совещании по ЖКХ в Нарьян-Маре: до конца года исключить ситуацию, когда средства, предназначенные поставщикам газа или электроэнергии, застревают на счетах управляющих компаний (УК). Платежка для жильцов и без того должна стать сложнее. Со следующего года заработают новые правила оказания коммунальных услуг, предполагающие разделение платежей за индивидуальное пользование ресурсами (квартира) и общедомовое. Эти перемены объясняли интересами жильцов – они не должны переплачивать за то, чем не пользовались. Расщепление платежей между коммунальными управленцами и поставщиками больше касается интересов бизнеса. Министр В.Басаргин напомнил, что объем платежей в ЖКХ достигает 3 трлн руб. в год и любая задержка превращается в дивиденды для недобросовестных УК. По мнению министра, автоматическое расщепление позволит «выстроить схему оплаты таким образом, чтобы УК перестали быть посредниками в платежах, а получали бы деньги только за свои услуги». В свою очередь «ресурсоснабжающие организации будут вовремя получать деньги за предоставленные тепло, воду и свет». Благодаря нововведению будет обеспечена прозрачность коммунальных платежей и уменьшена коррупция. В Минрегионе предполагают, что основой прозрачности будет глобальная информационная система, содержащая информацию о всех платежах. Основой станут муниципальные базы информационных ресурсов ЖКХ. Но кто будет управлять «автоматическим расщеплением», пока неясно. Пока, по словам помощника министра А.Чернышова, «техническая составляющая» прорабатывается. Бывший чиновник Минрегиона, знакомый с ситуацией, утверждает, что идея разделения коммунальных платежей не нова. «Система расчетно-кассовых центров на местах, которые работают в режиме «одного окна» по всем участникам коммунального процесса, была придумана в Минрегионе еще в 1996 г., и они действуют до сих пор во многих регионах, – говорит он. – Только со временем эти РКЦ и ЕРЦ превратились в аффилированные с местной властью структуры и банки начали «разбухать» от коммунальных денег на счетах». То есть вместо ускорения процесса получился новый посредник. В Институте экономики гороРосавтодор в оптимизме Федеральный дорожный фонд позволит до 2016 года направить более 1,5 трлн рублей на развитие дорожного хозяйства России. Об этом заявил замминистра транспорта РФ Олег Белозеров на Международной выставке-форуме «Дороги XXI века» в Ставрополе. Он отметил, что уже в 2012 г. объем федерального фонда может вырасти с запланированных 380 млрд до 450 млрд. Существовавшая в России с 1992 г. система дорожных фондов была ликвидирована в 2002 г. Затем деньги на дороги стали выделять федеральный или региональный бюджеты. Но лучше не стало – к проблемам нецелевого использования средств и коррупции добавилась практика запоздалого финансирования дорожных проектов. Деньги приходили как раз «к первому снегу». В итоге было решено воссоздать систему дорожных фондов. У регионов теперь есть не только возможность более масштабного финансирования дорожного хозяйства, но и долговременного планирования: Немаловажно, что фиксированная часть бюджета федерального дорожного фонда инициативу автоматического расщепления платежей оценивают как «процедуру, которая тормозит рыночные отношения и усиливает административный контроль». Сергей Сиваев, директор направления городского хозяйства, говорит, что «с введением этой нормы чиновники будут контролировать второй бюджет – платежи за жилищно-коммунальные услуги». Он утверждает, что идея расщепления противоречит законодательству, т.к. гражданский договор предоставления товаров и услуг заключается между хозяйствующими субъектами и не предусматривает никакого посредника в виде расчетных центров. «Это абсолютно политическая штука в период выборов», – говорит эксперт. Его коллега Владилен Прокофьев считает, что «сейчас просто пытаются узаконить существующие уже давно незаконные меры для контроля финансовых потоков». /10.10.2011/ И.Грузинова, «Московские новости» Как предполагает Минрегион, все «ежедневные» платежи будут заноситься в единые муниципальные базы информресурсов (ЕМБИР). Непосредственно расщеплением платежей граждан по единой «платежке» в единые расчетные центры (ЕРЦ) будут заниматься биллинговые подразделения управляющих компаний. Для этого, объясняет собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией, им придется арендовать доступ к ЕМБИР – на поступления от аренды предполагается поддерживать базы данных в актуальном состоянии. Сами ЕРЦ перечислять средства граждан на счета поставщиков ресурсов не могут: для этого им пришлось бы заключать отдельные договоры с каждым плательщиком и банками. Наценку биллинговых операторов Минрегион намерен сделать регулируемой, установив ее потолок на уровне 1,5% платежа. /10.10.2011/ «Коммерсантъ-Online» И каковы нормы? В России с 2013 г. планируется ввести социальную норму потребления коммунальных ресурсов, которая будет стимулировать население к более экономному потреблению данных услуг. Об этом сообщил глава Фонда содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ) К.Цицин. Смысл предложения в том, чтобы установить определенный объем потребления воды, электроэнергии и других услуг ЖКХ в качестве нормы, и «заморозить» рост тарифов по этому объему на уровне инфляции. Превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам. «Для тех, кто не заботится об экономии электроэнергии, воды, тепла и потребляет коммунальные ресурсы сверх социальной нормы, тарифы должны быть более высокими. Эта норма не только позволит платить меньше за коммунальные ресурсы, но и будет способствовать энергосбережению. При этом ограничение роста цен на коммунальные ресурсы должно происходить с учетом темпа роста цен на газ и на электрическую энергию, в том числе закупаемую на свободном рынке», – отмечается в сообщении Фонда ЖКХ. Также К.Цицин поднял вопрос контроля качества предоставляемых услуг управляющих организаций. По его мнению, отрасли требуется система народного контроля, создание структуры, которую специальным законодательным актом необходимо наделить правом наложения взысканий. Также необходимо в течение ближайшего года разработать и установить стандарты деятельности управляющих компаний, определить набор услуг, периодичность проведения работ, их качество, установить требования к управлению этими компаниями, прозрачности их деятельности, считает глава Фонда содействия реформированию ЖКХ. В последнее время правительство разрабатывает варианты привязки роста тарифов к инфляции. Между тем профильные ведомства считают, что тарифы могут на пару процентных пунктов опережать инфляцию. Такой точки зрения, в частности, придерживается глава Минэкономразвития Э.Набиуллина. Официальный прогноз по инфляции на текущий год составляет 6,5–7%, при этом рост тарифов ЖКХ по состоянию на сентябрь составил в среднем 11,5%. По предварительным оценкам правительства, аналогичный рост тарифов ожидает население и в следующем году. Как сообщал ранее вице-премьер правительства РФ Д.Козак, ЖКХ подорожает в 2012 г. примерно на 11%. /27.09.2011/ Информбюллетень АСДГ-ОКМО Коммуналку ждет аудит Аудиторы Счетной палаты по поручению президента России начинают масштабную проверку финансирования ЖКХ страны. Об этом на международном семинаре Европейской организации региональных органов внешнего финансового контроля (ЕВРОРАИ) в Ростове-на-Дону заявил 3 глава палаты Сергей Степашин. Международный семинар ЕВРОРАИ впервые проводился в России и собрал более130 финансовых контролеров из 13 стран Европы. Его целью было обменяться опытом проведения аудита муниципальных органов власти, контролем за исполнением бюджетов и использованием государственной собственности. Собравшиеся констатировали, что на фоне катящейся по глобальной экономике «второй волны» кризиса всем необходимо быть готовыми к плохо прогнозируемой ситуации на мировых рынках и, как следствие, к возможному нарастанию бюджетных ограничений как на уровне центральных правительств, так и местного самоуправления. Представители Счетной палаты подчеркивали создавшийся дисбаланс между доходными потенциалами МО различных статусов и их расходными обязательствами. Аудиторы считают, что закрепленные за МО доходы слабо связаны с производственной деятельностью предприятий, находящихся на их территории, что исключает прямую заинтересованность местных органов управления в развитии экономики МО с целью увеличения собственной налоговой базы. Для ликвидации дисбаланса создана рабочая группа по подготовке предложений по децентрализации полномочий между уровнями власти в пользу МО, которые получат возможность самостоятельно решать вопросы корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений. Кроме того, Счетная палата планирует вплотную заняться аудитом предприятий ЖКХ. – Более 60% граждан недовольны качеством коммунальных услуг, – заметил С.Степашин, – а около 70% считают, что дальнейшее увеличение тарифов ЖКХ может сделать их оплату непосильной для семейного бюджета. Рост тарифов во многих регионах значительно превышает правительственные прогнозы. Граждане сообщают об их повышении в 2010–2011 гг. на 50– 100%. Ежегодно растет кредиторская задолженность, а также количество технологических аварий и отключений. Существенную помощь в проверке может оказать президентское задание Генпрокурору РФ Ю.Чайке взять под контроль расследование наиболее серьезных преступлений в сфере ЖКХ. /18.10.2011/ С.Кисин, «Российская Бизнес-газета» да будет индексироваться в зависимости от роста инфляции. Остальные деньги в фонд будут поступать от дополнительных акцизов на нефтепродукты. Эти поступления, по оценке замминистра, составят 100 млрд в год. Местная власть тоже не должна «сидеть на месте» – Белозеров предложил создавать дорожные фонды на муниципальном уровне и решать проблемы внутриквартальных дорог в рядах муниципалитетов. «Это будет определенная новация. Есть проблемы с наполнением дорожных фондов, но я рекомендовал бы в ряде муниципалитетов с этим вопросом поэкспериментировать». Поактивнее надо быть и властям субъектов – размер дорожных фондов в регионах на 2012 г. пока не определен. Кроме того, по словам замминистра, «местные финансовые органы эти цифры серьезно занижают». Пока только 20 регионов приняли законы о создании фондов, «но все субъекты РФ должны будут принять их в ближайшее время», – уверен Белозеров. /06.10.2011/ Е.Брежицкая, «Российская газета» Квартиры из местных бюджетов Проект «Учительский дом» по улучшению условий жизни учителей, который Всероссийское педагогическое собрание начало реализовывать по поручению правительства России, предполагает, что молодые учителя смогут по льготной ипотеке – не более 8,5% в год – покупать новые квартиры. Причем первый взнос за жилье – 10% его стоимости – внесет муниципальный бюджет. Для педагогов со стажем будут создаваться жилищные кооперативы. Участки под них предполагается выдавать бесплатно. Опыт подобного «улучшения жилищных условий учителей» в пилотном режиме реализуется уже во многих регионах страны. Так, например, в Тюмени молодым педагогам выдается льготный заем в размере одного миллиона рублей на покупку жилья, жилищная субсидия – 400 тыс. руб. на обустройство квартиры, а также единовременное пособие – 100 тыс. на каждого ребенка. В Пензенской области 30% стоимости нового жилья оплачивают учителя, остальные 70% покрываются за счет муниципального бюджета. – Я встречалась с зам. руководителя Департамента образования Москвы Наталией Шерри, – говорит председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. – Она заверила, что Москва в ближайшее время разработает свои предложения по улучшению жилищных условий московских педагогов. Это могут быть и жилищные субсидии, и льготное кредитование жилья – меньше 8,5%, и компенсация педагогам первого взноса на квартиры, и строительство домов для учителей. Надеяться на улучшение жилищных условий педагоги смогут уже со следующего года: по требованию федеральных властей в бюджеты МО на 2012 г. должны быть внесены расходы на реализацию проекта «учительский дом». Все понимают: учителя должны жить комфортно. /05.10.2011/ М.Платонова, «Вечерняя Москва»
Стр.3