БАЖИН, Николай Федотович [23.IV(6.V).1843, Вятка -- 3(16).Х.1908, Свияжск Казанской губ.] -прозаик,
публицист. Родился в семье подполковника. Писать начал в 9--10 лет в младших классах
Воронежского кадетского корпуса (сочинял патриотические стихи о Крымской кампании). Выйдя из
корпуса в 1862 г., со стихов перешел на прозу и уже в 1864 г. был деятельным сотрудником журнала
"Русское слово", где под псевдонимом Холодов поместил свою первую повесть "Степан Рулев", сразу
привлекшую к себе большой читательский интерес (No 11--12). В этом же журнале в 1865 г. печатаются
еще 5 повестей: "Чужие между своими" (No 1--2), "Житейская школа" (No 6, 7), "Скорбная элегия" (No
9), "Три семьи" (No 10, 11, 12). С закрытием "Русского слова" Б. вместе с другими сотрудниками
перешел в журнал "Дело", где с 1867 по 1882 г. опубликовал (I романов и повестей. Из них самое
крупное и значительное, по мнению современников, произведение -- роман "История одного
товарищества" (1869, No 4--8, 11--12). Кроме того, Б. печатался в сатирических журналах "Искра" и
"Маляр" (под псевдонимами Старый маляр и Серый), "Живописном обозрении" и "Всемирной
иллюстрации", а также в "Женском вестнике", "Русском богатстве", "Северном вестнике" и
"Наблюдателе". Отдельно вышли в 1874 г. его "Повести и рассказы", запрещенные в 1885 г. к выдаче из
библиотек, и роман "Лицом к лицу" (1882).
Биографические сведения о Б. очень скудны. В письме к С. А. Венгерову он скромно заявлял, что
сведения о его жизни "ровно никому не нужны и не интересны" (Русские повести XIX в. 60 гг.-- Т. 2.-- С.
542). Работы А.М. Скабичевского, С. А. Венгерова и др. исследователей содержат скупые указания о Б.
Существенное место в жизни Б. занимала редакционно-издательская работа. В 1876--1878 гг. он
много и в разных жанрах писал для "Маляра" (повести, очерки, рассказы, сцены, отрывки из дневника,
наброски и т. д.) и фактически был его редактором. С приходом Б. полностью изменилось лицо и тон
журнала, что сразу обратило на него внимание цензуры. В 1878 г. на 23-м номере журнал был закрыт то,
что выступал с политически острыми карикатурами и сатирами.
В 1879 г. Б. печатал в "Деле" очерки современной журналистики, подписываясь -инъ, и
публиковал анонимно рецензии в разделе "Новые книги". "Иногда весь этот раздел заполнял я один",-писал
он в письме А. А. Коринфскому (Сборовская Т. А.-- С. 180). С 1880 по 1887 г. Б. был редактором
беллетристического отдела этого журнала. Задумывал писатель и выпуск собственного журнала, однако
Главное управление по делам печати отказало ему, "имея в виду, что, хотя сочинения его не вызывали
замечаний со стороны Главного управления, тем не менее с именем его соединено представление
литературного направления, признаваемого крайне предосудительным" (Там же). Тем не Менее мысли о
собственном журнале не оставляли Б., и в 1880 г. Б. и его жена, Серафима Никитична Бажина, детская
писательница и переводчица, вошли в артель "братьев-писателей" (А.М. Скабичевский, Г. И. Успенский,
В. М. Гаршин и др.), которая приобрела журнал "Русское богатство". Поиски издателя были по тому
времени делом трудным, и официально им считалась С. Н. Бажина, хотя по существу он издавался
артельно. Когда между сотрудниками начались разногласия и артель стала распадаться, Б. и его Жена до
последнего дня боролись за журнал. "Точно какого-то друга приходится хоронить,-- писал Б. в октябре
1882 г. о закрытии журнала,-- И даже больше, чем друга,-- душу свою, сердце свое" (Сборовская Т. А.-С.
182).
В прозе Б.-- убежденного демократа, испытавшего в начале пути сильное воздействие идей Н. Г.
Чернышевского и в особенности Д. И. Писарева,-- главными героями, как правило, выступают
разночинцы-интеллигенты. Первая повесть Б. "Степан Рулев" написана под явным воздействием только
что появившегося в "Современнике" романа Чернышевского "Что делать?". В Рулеве легко узнаются
черты Рахметова. Сын крестьянина, дослужившегося до капитана, от отца Рулев унаследовал здоровье и
физическую "силу. Мать же его. Одна из многих пробуждавшихся в ту пору женщин, решила воспитать
сына по-новому. Усилия матери, ее друга учителя, самовоспитание и самообразование в духе Писарева
привели к тому, что "в 20 лет он уже совершенно сформировался физически и выработал
самостоятельный, строго реальный взгляд на жизнь... Он видел уже слишком много страданий человека,
зла всякого, погибавших людей, и мысль о деле уже совершенно овладела им". "Дело" Рулева
напоминает тщательно зашифрованное "дело" Рахметова. Нетрудно догадаться, что герой Б., разъезжая
по городам и селам, был занят революционной пропагандой. Пытаясь соединить в Рулеве черты
Рахметова и Базарова, в его интерпретации Писаревым, Б. всячески подчеркивает целеустремленность и
бескомпромиссность героя, подчас впадая в карикатуру. Помогая новым друзьям и знакомым найти свое
место в жизни, Рулев в то же время не может и не хочет сойтись с отцом, брат для него -- живой мертвец.
Любовь его столь же рационалистична и бесплодна, как и сухая отповедь влюбленной в него женщине.
Стиль и язык повести соответствуют образу главного героя: много аналитических рассуждений,
обращенных к рассудку читателя, и мало живых картин, ярких образов, диалогов. В "Фельетонном
словаре современников" В. Михневич определил Б. как писателя "повествовательно-протокольного
ряда" (Михневич В. Наши знакомые.-- Спб., 1884.-- С. 9). Но актуальность содержания заставляла
Стр.1