Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474340)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Бажин Н. Ф.: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц2
ID2197
АннотацияОб авторе (Бажин Николай Федотович).
Кому рекомендованоОб авторе
Бажин Н. Ф.: Биобиблиографическая справка : Статья .— 1990 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Писать начал в 9--10 лет в младших классах Воронежского кадетского корпуса (сочинял патриотические стихи о Крымской кампании). <...> Выйдя из корпуса в 1862 г., со стихов перешел на прозу и уже в 1864 г. был деятельным сотрудником журналаРусское слово“, где под псевдонимом Холодов поместил свою первую повестьСтепан Рулев“, сразу привлекшую к себе большой читательский интерес (N0 11--12). <...> С закрытием “Русского слова“ Б. вместе с другими сотрудниками перешел в журнал “Дело“, где с 1867 по 1882 г. опубликовал (1 романов и повестей. <...> Из них самое крупное и значительное, по мнению современников, произведение -- роман “История одного товарищества“ (1869, N0 4--8, 11--12). <...> Кроме того, Б. печатался в сатирических журналах “Искра“ и “Маляр“ (под псевдонимами Старый маляр и Серый), “Живописном обозрении“ и “Всемирной иллюстрации“, а также в “Женском вестнике“, “Русском богатстве“, “Северном вестнике“ и “Наблюдателе“. <...> В письме к С. А. Венгерову он скромно заявлял, что сведения о его жизни “ровно никому не нужны и не интересны“ (Русские повести Х1Х в. <...> Скабичевского, С. А. Венгерова и др. исследователей содержат скупые указания о Б. <...> Существенное место в жизни Б. занимала редакционно-издательская работа. <...> В 1876--1878 гг. он много и в разных жанрах писал для “Маляра“ (повести, очерки, рассказы, сцены, отрывки из дневника, наброски и т. д.) и фактически был его редактором. <...> С приходом Б. полностью изменилось лицо и тон журнала, что сразу обратило на него внимание цензуры. <...> В 1878 г. на 23-м номере журнал был закрыт то, что выступал с политически острыми карикатурами и сатирами. <...> В 1879 г. Б. печатал в “Деле“ очерки современной журналистики, подписываясь -инъ, и публиковал анонимно рецензии в разделе “Новые книги“. <...> “Иногда весь этот раздел заполнял я один“,-писал он в письме А. А. Коринфскому (Сборовская Т. <...> Задумывал писатель и выпуск собственного журнала, однако Главное управление по делам печати отказало ему, “имея в виду, что, хотя сочинения его не <...>
Бажин_Н._Ф._Биобиблиографическая_справка.pdf
БАЖИН, Николай Федотович [23.IV(6.V).1843, Вятка -- 3(16).Х.1908, Свияжск Казанской губ.] -прозаик, публицист. Родился в семье подполковника. Писать начал в 9--10 лет в младших классах Воронежского кадетского корпуса (сочинял патриотические стихи о Крымской кампании). Выйдя из корпуса в 1862 г., со стихов перешел на прозу и уже в 1864 г. был деятельным сотрудником журнала "Русское слово", где под псевдонимом Холодов поместил свою первую повесть "Степан Рулев", сразу привлекшую к себе большой читательский интерес (No 11--12). В этом же журнале в 1865 г. печатаются еще 5 повестей: "Чужие между своими" (No 1--2), "Житейская школа" (No 6, 7), "Скорбная элегия" (No 9), "Три семьи" (No 10, 11, 12). С закрытием "Русского слова" Б. вместе с другими сотрудниками перешел в журнал "Дело", где с 1867 по 1882 г. опубликовал (I романов и повестей. Из них самое крупное и значительное, по мнению современников, произведение -- роман "История одного товарищества" (1869, No 4--8, 11--12). Кроме того, Б. печатался в сатирических журналах "Искра" и "Маляр" (под псевдонимами Старый маляр и Серый), "Живописном обозрении" и "Всемирной иллюстрации", а также в "Женском вестнике", "Русском богатстве", "Северном вестнике" и "Наблюдателе". Отдельно вышли в 1874 г. его "Повести и рассказы", запрещенные в 1885 г. к выдаче из библиотек, и роман "Лицом к лицу" (1882). Биографические сведения о Б. очень скудны. В письме к С. А. Венгерову он скромно заявлял, что сведения о его жизни "ровно никому не нужны и не интересны" (Русские повести XIX в. 60 гг.-- Т. 2.-- С. 542). Работы А.М. Скабичевского, С. А. Венгерова и др. исследователей содержат скупые указания о Б. Существенное место в жизни Б. занимала редакционно-издательская работа. В 1876--1878 гг. он много и в разных жанрах писал для "Маляра" (повести, очерки, рассказы, сцены, отрывки из дневника, наброски и т. д.) и фактически был его редактором. С приходом Б. полностью изменилось лицо и тон журнала, что сразу обратило на него внимание цензуры. В 1878 г. на 23-м номере журнал был закрыт то, что выступал с политически острыми карикатурами и сатирами. В 1879 г. Б. печатал в "Деле" очерки современной журналистики, подписываясь -инъ, и публиковал анонимно рецензии в разделе "Новые книги". "Иногда весь этот раздел заполнял я один",-писал он в письме А. А. Коринфскому (Сборовская Т. А.-- С. 180). С 1880 по 1887 г. Б. был редактором беллетристического отдела этого журнала. Задумывал писатель и выпуск собственного журнала, однако Главное управление по делам печати отказало ему, "имея в виду, что, хотя сочинения его не вызывали замечаний со стороны Главного управления, тем не менее с именем его соединено представление литературного направления, признаваемого крайне предосудительным" (Там же). Тем не Менее мысли о собственном журнале не оставляли Б., и в 1880 г. Б. и его жена, Серафима Никитична Бажина, детская писательница и переводчица, вошли в артель "братьев-писателей" (А.М. Скабичевский, Г. И. Успенский, В. М. Гаршин и др.), которая приобрела журнал "Русское богатство". Поиски издателя были по тому времени делом трудным, и официально им считалась С. Н. Бажина, хотя по существу он издавался артельно. Когда между сотрудниками начались разногласия и артель стала распадаться, Б. и его Жена до последнего дня боролись за журнал. "Точно какого-то друга приходится хоронить,-- писал Б. в октябре 1882 г. о закрытии журнала,-- И даже больше, чем друга,-- душу свою, сердце свое" (Сборовская Т. А.-С. 182). В прозе Б.-- убежденного демократа, испытавшего в начале пути сильное воздействие идей Н. Г. Чернышевского и в особенности Д. И. Писарева,-- главными героями, как правило, выступают разночинцы-интеллигенты. Первая повесть Б. "Степан Рулев" написана под явным воздействием только что появившегося в "Современнике" романа Чернышевского "Что делать?". В Рулеве легко узнаются черты Рахметова. Сын крестьянина, дослужившегося до капитана, от отца Рулев унаследовал здоровье и физическую "силу. Мать же его. Одна из многих пробуждавшихся в ту пору женщин, решила воспитать сына по-новому. Усилия матери, ее друга учителя, самовоспитание и самообразование в духе Писарева привели к тому, что "в 20 лет он уже совершенно сформировался физически и выработал самостоятельный, строго реальный взгляд на жизнь... Он видел уже слишком много страданий человека, зла всякого, погибавших людей, и мысль о деле уже совершенно овладела им". "Дело" Рулева напоминает тщательно зашифрованное "дело" Рахметова. Нетрудно догадаться, что герой Б., разъезжая по городам и селам, был занят революционной пропагандой. Пытаясь соединить в Рулеве черты Рахметова и Базарова, в его интерпретации Писаревым, Б. всячески подчеркивает целеустремленность и бескомпромиссность героя, подчас впадая в карикатуру. Помогая новым друзьям и знакомым найти свое место в жизни, Рулев в то же время не может и не хочет сойтись с отцом, брат для него -- живой мертвец. Любовь его столь же рационалистична и бесплодна, как и сухая отповедь влюбленной в него женщине. Стиль и язык повести соответствуют образу главного героя: много аналитических рассуждений, обращенных к рассудку читателя, и мало живых картин, ярких образов, диалогов. В "Фельетонном словаре современников" В. Михневич определил Б. как писателя "повествовательно-протокольного ряда" (Михневич В. Наши знакомые.-- Спб., 1884.-- С. 9). Но актуальность содержания заставляла
Стр.1