Работа
выполнена
в
Учреждении
образования
"Белорусский
государственный педагогический университет имени Максима Танка"
Научный консультант -
доктор психологических наук, профессор
Я.Л.Коломинский
(Учреждение образования "Белорусский
государственный педагогический университет
имени Максима Танка", кафедра общей и
детской психологии)
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
А.А. Гужаловский
(Учреждение
образования
f ооооо'бо'з" """
ЦОБпоФКиС
РГАФК
"Белорусский
государственный университет физической
культуры", кафедра теории и методики
физического воспитания и спорта)
доктор педагогических наук, профессор
В.В. Чечет
(Учреждение
образования
доктор
медицинских
Н.Т. Лебедева
(Республиканский
медицины)
наук,
центр
"Белорусский
государственный педагогический университет
имени Максима Танка", Институт повышения
квалификации и переподготовки кадров)
профессор
спортивный
Оппонирующая организация - Учреждение образования "Гродненский
государственный университет им. Янки
Купалы" (кафедра теории и методики
физической культуры)
Защита состоится "29 " декабря 2004 г. в 14.00 ч. на заседании совета по
защите диссертаций Д 23.01.01 при Учреждении образования "Белорусский
государственный университет физической культуры" по адресу: 220020,
Минск, проспект Машерова, 105, тел. 250-63-62
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения образования
Ученый секретарь
"Белорусский государственный университет физической культуры".
Автореферат разослан "<Л\7 " ноября 2004 года
^__
совета по защите диссертаций
^t^^b
"
ЗГ.В.Марищук
Стр.2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации. Проблема формирования личности средствами
физической культуры есть проблема совершенствования основ физического
воспитания. К настоящему времени наука о физическом воспитании дошкольников
накопила богатый опыт.
Научные обоснования для осуществления физического воспитания в дошкольном
возрасте заложены в трудах крупнейших русских ученых ПФ.Лесгафта,
И.ППавлова, И.М.Сеченова.
Много сделано в этой области Е.А.Аркиным, А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковской,
Т.И.Осокиной, Н.Т.Тереховой, Д.В.Хухлаевой и др. Учеными выдвигается
положение о социальной обусловленности моторной функции и возможности активного
планомерного воздействия на физическое развитие ребенка. Задачи, средства и
методы физического воспитания рассматриваются комплексно и многогранно. Они
направлены на то, чтобы воспитать здоровых, закаленных детей с гармоническим
телосложением, хорошим уровнем развития движений, физических и волевых качеств,
умственной работоспособности, тренированности различных функциональных
систем.
Формирование, накопление и совершенствование физических способностей,
двигательных умений и навыков ребенка происходит под влиянием педагогических
воздействий взрослого в процессе воспитания и обучения.
В организованных формах физического воспитания, самостоятельной двигательной
деятельности детей удовлетворяется биологическая потребность в движениях,
идет освоение и закрепление правильного способа выполнения двигательных
действий (Э.Й.Адашкявичене, В.Г.Барабаш, Н.И.Бурмистрова, Э.С.Вильчковский,
С.П.Громова, З.И.Ермакова, В.М.Зуев, Л.В.Карманова, А.И.Кравчук, А.Б.Лагутин,
Н.Т.Лебедева, Г.Н.Михайлович, Т.И.Осокина, М.А.Правдов, Ю.Ю.Рауцкис,
М.А.Рунова, Г.А.Тарасова, А.Д.Удалая и др.); развиваются двигательные способности,
физические и нравственно-волевые качества (Э.А.Александрян, Л.И.Бершедова,
Е.Н.Вавилова, И.М.Воротилкина, Н.А.Ноткина, Г.Н.Олонцева, Е.А.Сагайдачнач,
ИВ.Сушкова, Т.Э.Токаева, Н.В.Финогенова и др.); решаются некоторые социатьнопсихологические
задачи: воспитывается интерес к физическим упражнениям, развиваются
познавательные способности, творчество (А.А.Антонов, О.М.Гребенникова,
Г.А.Каданцева, Г.М.Касаткина, Г.П.Лескова, З.И.Нестерова, Н.О.Полтавцева,
Л.Е.Симошина, Э.Я.Степаненкова, К.И.Тешев. Ю.К.Черныпленко, СБ.Шармансва и
др.).
В практике воспитания и обучения используются разные варианты программ
("Детство", "Истоки", "Пратеска", "Радуга", "Старт" и др.). Их анализ позволяет
сформулировать общую интегрированную цель, направленную на обеспечение здорового
образа жизни, начальной социализации ребенка.
•..<- "
' "
.,, \ *.;- \
t
1
Стр.3