Работа выполнена на кафедре профессиональной подготовки учителя
физической культуры Липецкого государственного педагогического
университета
Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор
М.Я. Виленский
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Н.В. Паршикова
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
С.Д. Неверкович
доктор педагогических наук, профессор
B.C. Родиченко
Ведущая организация - Московский городской педагогический университет
Защита состоится «14» АСКА5РЯ 2004 г. в 11 часов на заседании
диссертационного совета Д. 311. 003. 01 Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Москва,
Сиреневый бульвар, д.4
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан « 5 » НОЯБРЯ 2004 года
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, профессор
Т000004966
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
М.Е. Кутепов
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Качественные изменения в Российской высшей
школе проявляются в переориентации целевых установок системы высшего
образования на подготовку специалистов, сочетающих высокий профессионализм
с широким общегуманитарным кругозором (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская,
Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, B.C. Леднев, Н.Д.
Никандров, А.М. Новиков, В.М. Розин, В.А. Сластенин и др.). В связи с этим в
системе высшего образования возникает доминирование интегративных процессов,
в которых гуманитарному знанию отводится одно из ведущих ролей.
Одной из главных задач развития высшего образования специалисты видят
в его модернизации, совершенствовании его содержания, исходя из принципов
гуманизации и гуманитаризации (Ю.Н. Афанасьев, Е.В. Бондаревская,
С.Л. Братченко, Л.А. Вербицкая, Б.В. Вульфов, О.С. Газман, О.В. Долженко,
И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, B.C. Меськов, А.В. Рубцов, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков,
В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.Г. Юдин и др.). В отличие от традиционного
социоцентрического подхода к обучению, ориентированного на
овладение знаниями, умениями и навыками, все большее значение приобретает
личностно ориентированный подход к обучению, позволяющий максимально
раскрыть способности студента, реализовать в профессиональной деятельности
всю многогранность и неповторимость его индивидуальных особенностей (К.А.
Абульханова-Славская, Г.И. Аксенова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко,
О.А. Казанский, В.В. Кумарин, А.К. Маркова, Л.М. Перминова, В.А.
Петровский, В.А. Сластенин и др.).
С 1994 года физическая культура входит обязательной дисциплиной в гуманитарный
компонент государственного стандарта высшего профессионального
образования, значимость которого проявляется через гармонизацию
духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей,
как, физическое и психическое здоровье, физическое совершенство и др.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фактически отсутствуют
работы, в которых представлена целостная характеристика реализации
принципа гуманитаризации физического воспитания в вузе, раскрывающих
его содержательное проявление и процедуру реализации. Использование физической
культуры во всем многообразии ее гуманитарного потенциала до настоящего
времени не получило полноценного отражения в системе подготовки
специалистов. В теории и практике высшего образования не осмыслены и не
раскрыты содержательно-процессуальные возможности физической культуры в
преодолении дефицита гуманитарной культуры в социокультурном пространстве
вуза, прослеживается неразработанность данной проблемы на концептуально-теоретическом,
конструктивно-технологическом и методико-прикладном
уровнях.
Отдельные аспекты этой проблемы рассматривались в работах В.К. Бальсевича,
С.Н. Бегидовой, И.М. Быховской, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина,
Ю.А Гагина, В.И. Григорьева, Ю.Д. Железняка, В.И. Ильинича, Ю.Л. Кислицына,
А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышевой, B.C. Макеевой, Л.П. Матвеева, С.Д
Неверковича, Ю.М. Николаева, Н.В. Паршиковой, В.А. Петькова, B.C. Роди3
Стр.3