Ш
На правах рукописи
КОРОЛЕВА Светлана Анатольевна
ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ
СОПЕРНИЧЕСТВА И СОТРУДНИЧЕСТВА
В ФИЗКУЛЬТУРНО-СНОРТИВНОЙ РАБОТЕ
СО СТУДЕНТАМИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва-2004
2
Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории олимпийского
воспитания Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Паучный руководитель:
доктор философских наук, профессор Владислав Иванович Столяров
Официальные оппоненты:
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
и спорта
Защита диссертации состоится "•<''"
/< К И'? <...> 311.003.01 при Российском государственном уни
верситете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122 г. Москва, Сире
невый бульвар, д. <...> Существующая система физкультурноспортивной работы в вузах не позволяет в полной мере реализовать гуманистический,
культурный потенциал этой деятельности, удовлетворить связанные с ней многооб
разные потребности студентов. <...> С учетом такой ситуации ведется интенсивный поиск новых направлений,
форм и методов физкультурно-спортивной работы в вузах, отвечающих требованиям
сегодняшнего дня и способных решить комплекс социально-педагогических задач,
стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движе,^SVv нием России в настоящее время. <...> ^^Г
При определении путей решения данной проблемы важно учитывать факторы,
Vv s
^ ^ от которых зависит привлекательность и социокультурная значимость физкультурноспортивной активности. <...> Социальный и педагогический эффект игровой деятельности,
в том числе спортивной, как обосновано <...>
Игровые_модели_соперничества_и_сотрудничества_в_физкультурно-спортивной_работе_со_студентами..pdf
Ш
На правах рукописи
КОРОЛЕВА Светлана Анатольевна
ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ
СОПЕРНИЧЕСТВА И СОТРУДНИЧЕСТВА
В ФИЗКУЛЬТУРНО-СНОРТИВНОЙ РАБОТЕ
СО СТУДЕНТАМИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва-2004
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории олимпийского
воспитания Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Паучный руководитель:
доктор философских наук, профессор Владислав Иванович Столяров
Официальные оппоненты:
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
и спорта
Защита диссертации состоится "•<''" /< К И'? { .-' 200«'г. в /--•-•*• I 0час. на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете
физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122 г. Москва, Сиреневый
бульвар, д. 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК.
Автореферат разослан " у >•-' "
;•• > >'•:/, '<'•••'' г
Ученый секретарь
диссертационного совета
' с-*"*
^
/
Чеботарева И.В.
200 >.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Существующая система физкультурноспортивной
работы в вузах не позволяет в полной мере реализовать гуманистический,
культурный потенциал этой деятельности, удовлетворить связанные с ней многообразные
потребности студентов. Особенно низка роль занятий физкультурой и
спортом в развитии их духовно-нравственных, эстетических, творческих
способностей, коммуникативной, экологической культуры, в противодействии
асоциальному поведению. Увеличивается количество студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья. Продолжает оставаться низкой их физкультурноспортивная
активность. Многие студенты не проявляют интереса к занятиям
физкультурой и спортом, причем, этот интерес снижается у студентов старших
курсов. С учетом такой ситуации ведется интенсивный поиск новых направлений,
форм и методов физкультурно-спортивной работы в вузах, отвечающих требованиям
сегодняшнего дня и способных решить комплекс социально-педагогических задач,
стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движе,^SVv
нием России в настоящее время.
^^ Г
При определении путей решения данной проблемы важно учитывать факторы,
Vv^s^ от которых зависит привлекательность и социокультурная значимость физкультурноспортивной
активности. Социальный и педагогический эффект игровой деятельности,
в том числе спортивной, как обосновано в педагогической литературе, существенным
образом зависит от характера игры (T.Orlick, 1978; В.В.Фидельский, 1986; G.Graham
etc., 1986; D.Morris, J.Stiehl, 1989; О.В.Козырева, 2002 и др.). Особенно значительное
влияние на социально-педагогический эффект игры оказывает ее главная цель; соревнование
или сотрудничество. В работах В.И.Столярова (1991-2004) обосновано еще
одно важное положение: привлекательность и социокультурная значимость физкультурно-спортивной
активности существенным образом зависит от используемой формы
{модели) организации игрового соперничества и сотрудничества.
В настоящее время многие ученые и специалисты-практики обращают внимание
на возможность и необходимость использования в физкультурно-спортивной работе
не только традиционной спортивной модели, но и других форм организации игрового
соперничества и сотрудничества.
В связи с этим, возникает воггоос (Ыфактическом"Т|спользовании различных иг
Стр.3