УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3+74.58 Н50
Н50
Немов Р. С., Романова Е.С.
Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. /
ISBN 978-5-00136-178-7
ISBN 978-5-00136-180-0 (Ч. 2)
Учебник включает базовые психологические знания и состоит из 2-х частей.
Во второй части учебника рассматриваются вопросы психических состояний личности,
дается определение и классификация психических состояний, установок, методов исследования
личности, способностей, темперамента, характера, воли, эмоциям и чувствам, мотивации
поведения человека.
Учебник снабжен справочно-поисковым аппаратом, аннорированными списками литеР.
С. Немов, Е. С. Романова. – Ч. II. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. —
558 с.
ратуры к каждой главе, в него включены вопросы для самоконтроля, темы семинарских занятий,
содержание практических занятий и др.
Содержание учебника рассчитано на студентов, обучающихся в высших педагогических
учебных заведениях по направлениям подготовки 37.03.01 «Психология» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое
образование». Его также можно использовать при изучении общей психологии,
как науки, в других высших учебных заведениях, где психология является одной из
профессионально образующих дисциплин, а также в средних специальных педагогических образовательных
учреждениях.
ББК 159.9(075.8)
УДК 88.3+74.58
ISBN 978-5-00136-178-7
ISBN 978-5-00136-180-0 (Ч. 2)
© Немов Р. С., Романова Е.С., 2021
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021
© Художественное оформление.
Издательство ВЛАДОС», 2021
© Оригинал-макет.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть II. Cенсорно-перцептивные (познавательные) процессы
(Окончание)
Глава 14. Речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
14.1. Речь как предмет психологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . 9
14.2. Виды и функции речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
14.3. Речь как средство общения и инструмент мышления . . . . . . . . . . . . . . 15
14.4. Порождение и восприятие речевых высказываний . . . . . . . . . . . . . . . . 18
14.5. Значение и смысл слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
14.6. Теории происхождения речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
14.7. Формирование и развитие речи .
представленного в главе материала для профессионального
14.8. Связь речи с другими познавательными процессами. . . . . . . . . . . . . . . 33
14.9. Методы изучения речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
14.10. Речь и личность .
.
Вопросы Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Темы для обсуждения на семинарских занятиях .
Содержание практических занятий .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Примерные названия эссе, рефератов и докладов .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Аннотированный список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Часть III. Психические состояния и личность
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Глава 15. Определение и классификация психических состояний .
представленного в главе материала
15.1. Общая характеристика психических состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
15.2. Типичные (обычные) состояния психики .
15.3. Необычные (измененные) состояния психики .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Содержание практических занятий .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
представленного в главе материала
.
Т15.4. Диагностика психических состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
емы для обсуждения на семинарских занятиях .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Аннотированный список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
для профессионального образования педагогов .
16.1. Понятие об установке как психологическом явлении . . . . . . . . . . . . . . . 76
16.2. Виды установок, их особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
16.3. Установка и деятельность человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Вопросы Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 76
Темы для обсуждения на семинарских занятиях .
Содержание практических занятий .
Примерные названия эссе, рефератов и докладов .
.
.
.
.
.
.
.
для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
.
.
Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Аннотированный список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 72
. 73
. 73
. 73
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
для профессионального образования педагогов .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 27
. 37
. 42
. 42
. 42
. 42
. 45
. 46
. 53
. 61
ерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
ТВопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Примерные названия эссе, рефератов и докладов .
Глава 16. Установки как психические состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
. 95
. 95
. 95
. 95
3
Стр.4
Оглавление
Глава 17. Личность как предмет исследования в психологии .
представленного в главе материала
17.1. Понятие о личности в психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
17.2. Структура личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
17.3. Типология личностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
17.4. Основные направления изучения личности
в современной психологии .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 96
17.5. Методы исследования личности .
.
.
.
.
.
.
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
СТемы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 126
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
для профессионального образования педагогов .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 96
. 114
. 118
одержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Т Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
для профессионального образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
18.1. Общая характеристика зарубежных теорий личности . . . . . . . . . . . . . . 128
18.2. Гуманистические теории личности .
представленного в главе материала
18.3. Психоаналитические («глубинные») теории личности . . . . . . . . . . . . . . 138
18.4. Теории черт личности (факторно-аналитические теории) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
18.5. Другие подходы к изучению личности (социально-бихевиористский,
Т клинический, когнитивный, экзистенциальный) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 125
Аннотированный список литературы .
Глава 18. Теории личности в зарубежной психологии . . . . . . . . . . . . . . . .127
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
. 130
. 147
ерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
ТВопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
одержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
ТПримерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
для профессионального образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
19.1. Подходы российских ученых к изучению человека как личности . . . . . . . 169
19.2. Личность и ее проблемы в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева
и их последователей .
представленного в главе материала
19.3. Личность в работах С. Л. Рубинштейна и его последователей .
Б19.4. Подходы к изучению личности в исследованиях В. Н. Мясищева,
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
ПримерныеСодержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
. Г. Ананьева и их последователей .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Глава 20. Способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
для профессионального образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
представленного в главе материала
4
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 165
Аннотированный список литературы .
Глава 19. Проблемы личности в трудах российских психологов . . . . . . . . . .167
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
. 172
. 185
. 188
названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 194
. 166
. 194
Стр.5
Оглавление
20.1. Понятие и виды способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
20.2. Способности и задатки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
20.3. Формирование и развитие способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
20.4. Способности и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
20.5. Методы изучения и оценки способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
ВопросыТерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
ПримерныеСодержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
список литературы .
для профессионального образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
21.1. Понятие и типы темпераментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
21.2. Природные основы и свойства темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
21.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности . . . . . . . . . . . . . . 242
21.4. Темперамент и другие психологические особенности человека . . . . . . . . 246
21.5. Методы изучения темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
ВопросыТерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
представленного в главе материала
для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
СТемы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 256
одержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 255
Глава 22. Характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
.
для профессионального образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
22.1. Определение характера .
22.2. Типы характеров людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
22.3. Формирование и изменение характера человека в течение его жизни . . . . 282
22.4. Личность и характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
22.5. Методы изучения характера .
представленного в главе материала
.
.
.
22.6. Недостатки в характерах людей, их причины и способы устранения . . . . . 293
ВопросыТерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
ПримерныеСодержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
список литературы .
названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 302
Глава 23. Воля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .303
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
.
для профессионального образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
23.1. Понятие о воле как психологическом явлении .
представленного в главе материала
23.2. История научных исследований воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
23.3. Структура волевого действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
23.4. Формирование и развитие воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
23.5. Воля и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 305
5
названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 225
. 226
Глава 21. Темперамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
. 258
. 292
. 302
Стр.6
Оглавление
23.6. Методы изучения воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
23.7. Недостатки в развитии воли, их причины и способы устранения . . . . . . . 326
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
ПримерныеСодержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
список литературы .
.
.
.
.
.
24.3. Эмоции и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
24.4. Методы изучения эмоций человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
ВопросыТерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 376
названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 375
Глава 25. Мотивация поведения человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .377
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
для профессионального образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
25.1. Мотивация как предмет психологического исследования . . . . . . . . . . . . 378
25.2. Понятия, с помощью которых
в психологии описывается мотивация поведения человека . . . . . . . . . . . . . . 383
25.3. История исследований мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
25.4. Современные теории мотивации .
представленного в главе материала
25.5. Мотивы и мотивация социального поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
Т25.6. Методы изучения мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
ПримерныеСодержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 428
убежные и российские ученые, внесших вклад
названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 427
ЗарТестовые задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
в разработку проблем общей психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .537
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
для профессионального образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
24.1. Понятие и виды эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
24.2. Теории эмоций .
представленного в главе материала
. 352
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
ПримерныеСодержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 333
.334
названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 333
Глава 24. Эмоции и чувства .
. 397
6
Стр.7