ут
На правах рукописи
Дарижапова Ирина Николаевна
Педагогические основы управления
национальной школой при введении
регионального компонента в содержание
образования
Специальность 13.00.01. -Общаяпедагогика, истори" педагогики и
образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
Улан-Удэ
2001
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете.
Научный руководитель
Научный консультант
Официальные оппоненты
- академик РАО, доктор педагогических
наук, профессор {Атутов П.Р.
-доктор педагогических наук,
член-корреспондент СОАНВШ
профессор Г.Ц.Молонов
-доктор педагогических наук,
профессор Т.К.Клименко
-кандидат педагогических наук,
Ц.Р.Базаров
Ведущая организация: Бурятский институт повышения
квалификации работников образования, г.Улан-Удэ
Защита состоится 22 декабря 2001 года в 12 часов на заседании
диссертационного совета Д212.022.02 в Бурятском государственном
университете по адресу:
670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, 24а
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского
государственного университета.
Автореферат разослан 22 ноября 2001 года
«III» дай и™-™--"-- 7 Q
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
Т00000467У
ЦОБ по ФКиС
рГАФК
И.Г.Моргунова
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Национальные республики Российской
Федерации в своих концепциях образования предусматривают обучение
и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Одним из
путей решения этой педагогической задачи может быть введение национально-регионального
компонента в содержание образования. В соответствии
с учебным планом, принятым Министерством образования Российской
Федерации, на указанный компонент отводится в среднем 25-30% учебного
времени. Реализация национально-регионального компонента диктует изменения
и совершенствование управлением учебными заведениями республики.
Управление национальной школой в этих условиях должно быть направлено
на сохранение единого образовательного пространства Российской
Федерации и на повышение качества обучения и воспитания обучающихся.
В
данное время в системе образования наметились две педагогиче£
S
ские
тенденции: во-первых, развертывание глобальных процессов стандартизации
в образовании, а во-вторых, специфика регионализации образовательного
пространства России. Следует отметить, что педагогическая наука
во многом подготовила необходимую теоретическую базу для осуществления
подобного рода изменений. Педагогические и теоретические позиции
исследования строятся на трудах ученых по:
- общей теории управления, разработанной в зарубежной и отечественной
науке ( Д.М.Гвишиани, А Файоль, Ф.Тейлор; У.Оучи, А.Аганбегян,
Ф.Ф.Королев, Г.Н.Филонов, Н.Е.Щуркова и др.).
- национальному и межнациональному воспитанию (Г.Н.Волков,
З.Т.Гасанов, М.А.Терентей, З.К.Шнекендорф и др.);
- осуществлению деятельностно-личностного подхода в совершенствовании
учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская,
З.И.Васильева, В.С.Ильин, Л.Ю.Сироткин, М.И.Шилова и др.);
- гуманистическому воспитанию (О.С.Богданова, Н.И.Болдырев,
Д.И.Водзинский, Л.Ю.Гордин, Д.М.Гришин, И.С.Марьенко, З.Г.Нигматов,
Ю.П.Сокольников, И.Ф.Харламов и др.);
- оптимизации, интенсификации, активизации деятельности учащихД.В.Вилькеев,
М.И.Махмутов,
ся (Ю.К.Бабанский, А.А.Кирсанов,
Н.А.Половникова и др.);
- использованию в воспитании идей народной педагогики и народных
традиций (Г.Н.Волков, Б.А.Кадыров, Г.В.Мухатметзянова, И.Я.Ханбиков,
И.А.Жоров и др.).
- диагностике управляющей системы школ, модернизации организованной
структуры внутрицждльного-^шравяения;-о^основанию поиска новых
управленческих
~$щц0лът*Щ<г. СВ^Б^гфлько,
I .v.,
\ У ;->*-.'
•
|
Е.С.Березняк,
Стр.3