Жанр сценки в ролевой лирике Н.А. Некрасова и его
композиционные особенности
В статье ставится вопрос о выделении жанра сценки среди
ролевых стихотворений Н.А. Некрасова. <...> Как известно в поэзии Некрасова особое место занимает ролевая
лирика. <...> Сущность ролевой лирики в том, что автор выступает не от своего
лица, а от лица разных героев. <...> Расширяя
корпус текстов ролевой лирики (мы выявили 101 произведение), мы
дифференцировали их с точки зрения жанровой принадлежности и
установили богатство жанровой палитры этой группы стихотворений: песня,
дума, отрывок, баллада, сатира, водевильные куплеты, памфлет, новелла,
фельетон,
эпиграмма,
элегия,
инвектива,
лирико-драматические
стихотворения, внежанровые и полижанровые стихотворения. <...> Мы дали им рабочее
название «сценка» 1, в соответствии с содержанием и формой произведений, о
которых пойдёт речь в статье; а также в связи с имеющимися оценками
некрасоведов, обзор которых будет сделан ниже. <...> 1
Значимость сцен, картин для Некрасова велика, тому подтверждение мы находим в самих
стихотворениях: «На улице. <...> Ванька дуралей <…>», «Моё
разочарование»: «Тут предстала страшная картина…» и в одном случае в подзаголовке: «Бунт» (Живая
картина) и др. <...> К
сожалению, сведения о сценке (как прозаической, так и стихотворной) в
литературных
энциклопедических
и
словарных
изданиях
нами
не
обнаружено (КЛЭ, ЛЭС), их нет и в последнем репрезентативном издании
«Литературной энциклопедии терминов и понятий» под редакцией А.Н.
Николюкина. <...> В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой мы нашли определение прозаической сценки: «небольшое
драматическое произведение или маленький рассказ, изображающие живые
житейские эпизоды» [2, 783]. <...> В начале своей творческой деятельности он
«дебютировал рассказами и сценками в мелких юмористических журналах»
[3, 177]. <...> Григорьян в статье «К вопросу о
жанрах в лирике Некрасова» писал: «В становлении поэтических жанров
Некрасова огромное значение <...>
Жанр_сценки_в_ролевой_лирике_Н.А._Некрасова_и_его_композиционные_особенности.pdf
Вестник ОГУ. – Оренбург, 2006. – №11. – С.51-56
(реестр ВАК)
Слонь О.В.
Жанр сценки в ролевой лирике Н.А. Некрасова и его
композиционные особенности
В статье ставится вопрос о выделении жанра сценки среди
ролевых стихотворений Н.А. Некрасова. Намечаются признаки этого
нетрадиционного жанра. Особое внимание уделяется композиционным
особенностям сценки.
Как известно в поэзии Некрасова особое место занимает ролевая
лирика. Сущность ролевой лирики в том, что автор выступает не от своего
лица, а от лица разных героев. Ролевые стихотворения были предметом
анализа у Б.О. Кормана, А.М. Гаркиви, В.П. Скобелева [1]. Расширяя
корпус текстов ролевой лирики (мы выявили 101 произведение), мы
дифференцировали их с точки зрения жанровой принадлежности и
установили богатство жанровой палитры этой группы стихотворений: песня,
дума, отрывок, баллада, сатира, водевильные куплеты, памфлет, новелла,
фельетон, эпиграмма, элегия, инвектива, лирико-драматические
стихотворения, внежанровые и полижанровые стихотворения.
Помимо этого, нами найдено 6 стихотворений, структура которых не
совпадает ни с одним из перечисленных жанров. Мы дали им рабочее
название «сценка»1, в соответствии с содержанием и формой произведений, о
которых пойдёт речь в статье; а также в связи с имеющимися оценками
некрасоведов, обзор которых будет сделан ниже.
1 Значимость сцен, картин для Некрасова велика, тому подтверждение мы находим в самих
стихотворениях: «На улице. 1. Вор»: «Спеша на званный пир по улице прегрязной, / Вчера был поражён я
сценой безобразной»; «На улице. 4. Ванька»: «Смешная сцена! Ванька дуралей <…>», «Моё
разочарование»: «Тут предстала страшная картина…» и в одном случае в подзаголовке: «Бунт» (Живая
картина) и др.
1
Стр.1