В статье анализируется композиция 35 элегий Некрасова по
методике М.Л. Гаспарова. <...> Показывается своеобразие элегий
Некрасова, а так же устанавливается их связь с элегической
традицией Баратынского, Пушкина, Жуковского. <...> Тимофееву, жанровое содержание
определяется эмоциональной направленностью и структурой
произведения, т.е. планом содержания и планом выражения. <...> На сегодняшний день жанр элегии можно считать
достаточно изученным: существует работа обобщённого
характера Л.Г. Фризмана «Жизнь элегического жанра (Русская
элегия от Сумарокова до Некрасова) [2] и много статей у
отдельных литературоведов по этой теме [3], [4], [5] . <...> Как
известно, на эмоциональную направленность жанра указывал
ещё В.Г. Белинский: «элегия собственно есть песня грустного
содержания»[6,50]. <...> Последний
описал тематику и проблематику русской элегии. <...> Анализируя все известные
нам источники, мы нашли определение размера у А.П.
Квятковского[9,351] и Г.Н Поспелова[10,399] (обычным
размером русской элегии они называют ямб). <...> Объём,
субъектно-объектная организация и особенность композиции
отмечены
у Фризмана: элегия - «стихотворение средней
длины,…чаще
всего
то
1
лица,
без
отчётливой
композиции»[11,508]. <...> Как бы полемизируя с Фризманом, М.Л.
Гаспаров выделил «три типа русской романтической элегии»,
но его работа касается композиции жанра первой трети XIX
века[3]. <...> Свою статью о композиции элегий Баратынского,
Пушкина, Жуковского Гаспаров завершает обращением к
учёным «для полной картины строения русской элегии,
конечно, необходимо столь же подробное описание элегий и
других поэтов»[3,382]. <...> Следуя этому призыву большого
учёного, мы посвящаем данную работу анализу композиции
элегий Некрасова, используя методику М.Л. Гаспарова. <...> Согласно исследованию М.Л. Гаспарова, свыше одной
трети всех элегий Баратынского построены по единой
композиционной схеме, иногда более или менее развёрнутой:
экспозиция – ложный ход – отказ и истинный ход, иногда с
синтезом на конце <...>
Проблемы_типологии_элегических_композиций_Н.А._Некрасова.____________.pdf
Вестник ОГУ. – Оренбург, 2004. - № 11. – С. 69-74
(реестр ВАК)
О.В. Слонь
Проблемы типологии элегических композиций
Н.А. Некрасова.
В статье анализируется композиция 35 элегий Некрасова по
методике М.Л. Гаспарова. Демонстрируются наиболее характерные
композиционные типы. Показывается своеобразие элегий
Некрасова, а так же устанавливается их связь с элегической
традицией Баратынского, Пушкина, Жуковского.
Согласно Л.И. Тимофееву, жанровое содержание
определяется эмоциональной направленностью и структурой
произведения, т.е. планом содержания и планом выражения.
Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, Н.В. Барковская, Т.А.
Ложкова охарактеризовали основные элементы жанровой
формы: субъектную организацию, пространственновременную
организацию, ассоциативный фон, интонационно -
речевую организацию[1,20-23].
На сегодняшний день жанр элегии можно считать
достаточно изученным: существует работа обобщённого
характера Л.Г. Фризмана «Жизнь элегического жанра (Русская
элегия от Сумарокова до Некрасова) [2] и много статей у
отдельных литературоведов по этой теме [3], [4], [5] . Как
известно, на эмоциональную направленность жанра указывал
ещё В.Г. Белинский: «элегия собственно есть песня грустного
содержания»[6,50]. Позже об этом же говорили А.Г.
Горнфельд [7,343], Л.И. Тимофеев[8, 466],
А.П.
Квятковский [9,351], Л.Г. Фризман[10,508]. Последний
описал тематику и проблематику русской элегии. План
выражения жанра менее изучен. Анализируя все известные
нам источники, мы нашли определение размера у А.П.
Квятковского[9,351] и Г.Н Поспелова[10,399] (обычным
Стр.1