К.п.н., доцент кафедры
теории и методики начального и дошкольного образования
Оренбургский государственный педагогический университет
ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В стандарте общего образования сформулированы задачи современной начальной школы. <...> Одной из них является «формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам
умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию»[1;3]. <...> Ценностными ориентирами является «развитие умения
учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности
как условия ее самоактуализации» [1;8]
Основная цель развития самостоятельности у младших школьников состоит в том, чтобы сформировать у учащихся достаточно высокий уровень автономности деятельности, представляющей собой
свободную самообразовательную деятельность школьника, в которой
ученик сам может определять цель работы, выбирать задания и устанавливать порядок работы, т.е. осуществлять ее в соответствии со
своими задачами, мотивами, целями. <...> Этому способствует освоение учащимися опыта свободной
работы в учебной деятельности:
– осуществление анализа и ориентировки в учебных ситуациях
(ориентационно-аналитические умения);
– самостоятельная постановка целей учебной деятельности
(способность к целеполаганию);
– составление поэтапной программы предстоящей деятельности
(способность к планированию);
– реализация спланированной деятельности (способность к
осуществлению программы);
– оценка степени успешности учебной деятельности (способность к рефлексии). <...> Исследователи выделяют три уровня самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: низкий (компоненты учебной деятельности – учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки – выполняются и осознаются с помощью учителя), средний (один или несколько компонентов <...>
ОРГАНИЗАЦИЯ_СВОБОДНОЙ_РАБОТЫ_В_УЧЕБНОЙ__ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_МЛАДШИХ_ШКОЛЬНИКОВ.pdf
Швецова Р.Ф.
К.п.н., доцент кафедры
теории и методики начального и дошкольного образования
Оренбургский государственный педагогический университет
ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В стандарте общего образования сформулированы задачи современной
начальной школы. Одной из них является «формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам
умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию»[1;3].
Ценностными ориентирами является «развитие умения
учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; развитие
самостоятельности, инициативы и ответственности личности
как условия ее самоактуализации» [1;8]
Основная цель развития самостоятельности у младших школьников
состоит в том, чтобы сформировать у учащихся достаточно высокий
уровень автономности деятельности, представляющей собой
свободную самообразовательную деятельность школьника, в которой
ученик сам может определять цель работы, выбирать задания и устанавливать
порядок работы, т.е. осуществлять ее в соответствии со
своими задачами, мотивами, целями.
Этому способствует освоение учащимися опыта свободной
работы в учебной деятельности:
– осуществление анализа и ориентировки в учебных ситуациях
(ориентационно-аналитические умения);
– самостоятельная постановка целей учебной деятельности
(способность к целеполаганию);
– составление поэтапной программы предстоящей деятельности
(способность к планированию);
– реализация спланированной деятельности (способность к
осуществлению программы);
– оценка степени успешности учебной деятельности (способность
к рефлексии).
Исследователи выделяют три уровня самостоятельности младших
школьников в учебной деятельности: низкий (компоненты учебной
деятельности – учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля
и самооценки – выполняются и осознаются с помощью учителя),
средний (один или несколько компонентов учебной деятельности
выполняются учащимися самостоятельно) и высокий (ученик
Стр.1