Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Аудиотехника (500,00 руб.)

1   0
Первый авторКовалгин Ю. А.
АвторыВологдин Э. И.
ИздательствоМ.: Горячая линия – Телеком
Страниц743
ID214222
АннотацияРассмотрены характеристики музыкальных и речевых сигналов; звуковые системы телевидения, радиовещания, кинематографа, шоу-бизнеса. Основное внимание в учебнике уделено цифровой звукотехнике, в частности: аналого-цифровому преобразованию аудиосигналов; статистическим и психоакустическим методам компрессии цифровых аудиоданных без потерь (энтропийное, арифметическое и субполосное кодирование, алгоритмы DST и MLP) и с потерями (стандарты MPEG-1, ISO/IEC 11172-3, MPEG-2 ISO/IEC 13818-3 и ISO/IEC 13918-7, MPEG-4 ISO/IEC 14496-3, MPEG D Surround, а также Dolby AC-3, apt-X100, ATRAC); частотной, временной и динамической обработке аудиосигналов, методам получения разнообразных звуковых эффектов. В нем рассмотрены также звуковое оборудование и аппаратно-программные средства аппаратно-студийных комплексов, концертных залов, студий звукозаписи; канальное кодирование и цифровые аудиоинтерфейсы; контроль качества аудиосигналов, систем и устройств.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 210400 - «Радиотехника» квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) магистр, студентов, обучающихся по направлению 210700 — «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» соответствующих профилей подготовки. Будет полезна специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся современными технологиями телерадиовещания, кинематографа, шоу-бизнеса.
ISBN978-5-9912-0241-1
УДК681.84
ББК32.871-5
Ковалгин, Ю.А. Аудиотехника : учебник / Э.И. Вологдин; Ю.А. Ковалгин .— Москва : Горячая линия – Телеком, 2013 .— 743 с. : ил. — ISBN 978-5-9912-0241-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/214222 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основное внимание в учебнике уделено цифровой звукотехнике, в частности: аналого-цифровому преобразованию аудиосигналов; статистическим и психоакустическим методам компрессии цифровых аудиоданных без потерь (энтропийное, арифметическое и субполосное кодирование, алгоритмы DST и MLP) и с потерями (стандарты MPEG-1, ISO/IEC 11172-3, MPEG-2 ISO/IEC 13818-3 и ISO/IEC 13918-7, MPEG-4 ISO/IEC 14496-3, MPEG D Surround, а также Dolby AC-3, apt-X100, ATRAC); частотной, временной и динамической обработке аудиосигналов, методам получения разнообразных звуковых эффектов. <...> Задачей данной дисциплины является подготовка студентов в области цифровой аудиотехники, направленной на изучение: • характеристик аудиосигналов и связанных с ними особенностей их восприятия; структур звуковых систем вещания, кинематографа, шоу-бизнеса, форматов сигналов звуковых систем; • аппаратно-программных средств, предназначенных для формирования, преобразования и обработки аудиосигналов; • методов кодирования звуковых сигналов, включая помехоустойчивое кодирование, исправление ошибок, компрессию и форматы цифровых аудиоданных; • стандартов цифровой звукотехники; • систем шумоподавления, электронного монтажа и редактирования фонограмм; звуковых процессоров; • звукового оборудования радиодомов, телецентров, киностудий, студий звукозаписи, видео- и концертных залов; • звуковых карт мультимедийных комплексов; • принципов построения электромузыкальных инструментов и их интерфейсов; • методов контроля и измерения параметров качества звуковой аппаратуры вещания, кинематографа, шоу-бизнеса, особенностей ее эксплуатации. <...> В результате изучения данной дисциплины студенты должен знать: • основные типы профессиональных звуковых систем, применяемых в радиовещании, телевидении, кинематографе, шоу-бизнесе, обеспечиваемое ими качество звучания; методы его оценки; • характеристики аналоговых и цифровых звуковых сигналов; форматы звуковых сигналов при их формировании и воспроизведении <...>
Аудиотехника.pdf
Стр.1
Аудиотехника_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.737
Стр.738
Стр.739
Стр.740
Стр.741
Стр.742
Аудиотехника.pdf
Стр.1
Аудиотехника_(1).pdf
Ю. А. Ковалгин Э. И. Вологдин Аудиотехника Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 210400 – «Радиотехника» квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) магистр, студентов, обучающихся по направлению 210700 – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» соответствующих профилей подготовки Москва Горячая линия - Телеком 2013
Стр.1
УДК 681.84 ББК 32.871-5 К56 Ковалгин Ю. А., Вологдин Э. И. К56 Аудиотехника. Учебник для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2013. – 742 с., ил. ISBN 978-5-9912-0241-1. Рассмотрены характеристики музыкальных и речевых сигналов; звуковые системы телевидения, радиовещания, кинематографа, шоубизнеса. Основное внимание в учебнике уделено цифровой звукотехнике, в частности: аналого-цифровому преобразованию аудиосигналов; статистическим и психоакустическим методам компрессии цифровых аудиоданных без потерь (энтропийное, арифметическое и субполосное кодирование, алгоритмы DST и MLP) и с потерями (стандарты MPEG-1, ISO/IEC 11172-3, MPEG-2 ISO/IEC 13818-3 и ISO/IEC 13918-7, MPEG-4 ISO/IEC 14496-3, MPEG D Surround, а также Dolby AC-3, apt-X100, ATRAC); частотной, временной и динамической обработке аудиосигналов, методам получения разнообразных звуковых эффектов. В нем рассмотрены также звуковое оборудование и аппаратно-программные средства аппаратно-студийных комплексов, концертных залов, студий звукозаписи; канальное кодирование и цифровые аудиоинтерфейсы; контроль качества аудиосигналов, систем и устройств. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 210400 – «Радиотехника» квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) магистр, студентов, обучающихся по направлению 210700 – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» соответствующих профилей подготовки. Будет полезна специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся современными технологиями телерадиовещания, кинематографа, шоу-бизнеса. ББК 32.871-5 Адрес издательства в Интернет Учебное издание Ковалгин Юрий Алексеевич, Вологдин Эдуард Иванович АУДИОТЕХНИКА Учебник для вузов Редактор Ю. Н. Чернышов Компьютерная верстка Ю. Н. Чернышов Обложка художника В. Г. Ситникова Подписано в печать 03.08.2012. Формат 60×88/16. Усл.-печ. л. 46,375. Тираж 500 экз. (1-й завод 100 экз.) Изд. № 23241. ISBN 978-5-9912-0241-1 © Ю. А. Ковалгин, Э. И. Вологдин, 2013 © Издательство «Горячая линия – Телеком», 2013 www.tech b o o k .ru
Стр.2
Предисловие Дисциплина «Аудиотехника» имеет своей целью изучение совокупности средств, способов и методов формирования, преобразования и воспроизведения аудиосигналов, знакомство с принципами построения звуковой аппаратуры различного назначения, с основами проектирования и эксплуатации звукового оборудования студийных и зрелищных предприятий при формировании, демонстрации и тиражирования аудиопродукции шоу-, радио-, теле- и кинопрограмм. Задачей данной дисциплины является подготовка студентов в области цифровой аудиотехники, направленной на изучение: • характеристик аудиосигналов и связанных с ними особенностей их восприятия; структур звуковых систем вещания, кинематографа, шоу-бизнеса, форматов сигналов звуковых систем; • аппаратно-программных средств, предназначенных для формирования, преобразования и обработки аудиосигналов; • методов кодирования звуковых сигналов, включая помехоустойчивое кодирование, исправление ошибок, компрессию и форматы цифровых аудиоданных; • стандартов цифровой звукотехники; • систем шумоподавления, электронного монтажа и редактирования фонограмм; звуковых процессоров; • звукового оборудования радиодомов, телецентров, киностудий, студий звукозаписи, видео- и концертных залов; • звуковых карт мультимедийных комплексов; • принципов построения электромузыкальных инструментов и их интерфейсов; • методов контроля и измерения параметров качества звуковой аппаратуры вещания, кинематографа, шоу-бизнеса, особенностей ее эксплуатации. Содержание учебника «Аудиотехника» соответствует примерной рабочей программе одноименного курса специальности 210312 «Аудиовизуальная техника» направления 654200 «Радиотехника». Дисциплина «Аудиотехника» входит в блок специальных дисциплин федерального компонента специальности 210312. Данная книга — первая попытка написания учебника по данной дисциплине. Заметим, что дисциплина «Аудиотехника» является одной из основных, входящих в блок специальных дисциплин, определяющих подготовку дипломированного специалиста по данной области знаний. В учебнике рассматриваются все темы, относящиеся к различным аспектом применения знаний в области аудиотехники в телевидении, радиовещании, шоу-бизнесе, кинематографе, аудио- и видеосистемах различного назначения. Изучение дисциплины «Аудиотехника» базируется на физико-математической подготовке студентов, получаемой при изучении курсов «Высшая математика», «Физика», «Теория электрических цепей», а также на содержательной части таких дисциплин, как «Цифровая обработка сигналов», «Акустика», «Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ». В результате изучения данной дисциплины студенты должен знать: • основные типы профессиональных звуковых систем, применяемых в радиовещании, телевидении, кинематографе, шоу-бизнесе, обеспечиваемое ими качество звучания; методы его оценки; • характеристики аналоговых и цифровых звуковых сигналов; форматы звуковых сигналов при их формировании и воспроизведении;
Стр.3
4 • стереофонический эффект, его механизмы и природу; Предисловие • методы и устройства кодирования звуковых сигналов; форматы цифровых звуковых сигналов; • алгоритмы сокращения избыточности звуковых сигналов, включая алгоритмы группы MPEG и ATSC; • помехоустойчивое кодирование, методы обнаружения и исправления цифровых ошибок; • устройства, аппаратные средства и программное обеспечение для формирования, обработки и воспроизведения звуковых сигналов; • принципы построения адаптивных звуковых систем, звуковых процессоров, синтезаторов пространственного звучания; • профессиональное звуковое оборудование радиодомов, телецентров, киностудий, студий звукозаписи, видео- и концертных залов; • звуковые карты для мультимедийных комплексов: стандарты, типы и структуры карт, средства обработки звуковых данных, технологические возможности, области применения; • методы синтеза звука на основе частотной модуляции, таблицы волн; принципы работы электронных музыкальных инструментов, компьютерные музыкальные станции, интерфейс MIDI; • цифровые соединительные шины и интерфейсы; • международные стандарты в области аудиотехники; • контроль, измерение параметров и особенности эксплуатации профессиональной звуковой аппаратуры. В результате изучения данной дисциплины студенты должны уметь: • разрабатывать и обосновывать технические задания на проектирование профессиональной звуковой аппаратуры в целом, структурные и принципиальные схемы входящих в ее состав узлов и блоков; • обосновывать технические требования и значения параметров качества как отдельных узлов и блоков, так и в целом звуковых комплексов различного назначения; выполнять электрические расчеты схем узлов и блоков аппаратуры с применением современных пакетов прикладных программ; • проводить имитационное моделирование устройств и блоков профессиональных аудиоустройств; • грамотно эксплуатировать профессиональное звуковое оборудование, включая текущий контроль и оценку его параметров качества. Студенты должны иметь навыки и опыт работы c: • пакетами профессиональных программ, позволяющими выполнять расчет, анализ технических параметров и режимов работы, а также имитационное моделирование аудиоустройств в целом, их узлов и блоков; • аппаратно-программными средствами и устройствами, предназначенными для формирования, обработки, кодирования, декодирования и воспроизведения звуковых сигналов; • современным аналоговым и цифровым оборудованием радиодомов, телецентров, кинотеатров, киностудий, предприятий шоу-бизнеса. Изучение дисциплины «Аудиотехника» требует сочетания лекций с индивидуальными занятиями расчетного типа, лабораторными занятиями исследовательского характера, курсовым проектированием, обеспечивающим развитие практических навыков использования полученных знаний для решения комплексных инженерных задач.
Стр.4
Оглавление Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 Аудиосигналы и их характеристики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. Уровни, динамический диапазон и пик-фактор аудиосигналов. . . . . . . . . . 6 3 6 1.2. Распределения мгновенных значений и уровней речевых и музыкальных сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.3. Распределение длительностей выбросов и пауз речевых и музыкальных сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.4. Статистические характеристики речевых сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.5. Текущая, среднеминутная и долговременная мощности сигналов речи и музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 1.6. Частотный диапазон и спектры музыкальных и речевых сигналов . . . . . 30 1.7. Средняя мощность речевых и музыкальных сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 1.8. Огибающая и мгновенная частота звуковых сигналов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 1.9. Моделирование и синтез аудиосигналов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Контрольные вопросы к главе 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2 Звуковые системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 2.1. Качество звучания при естественном слушании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 2.2. Назначение и классификация звуковых систем, форматы звуковых сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 2.3. Звуковые системы и качество звучания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 2.4. Обычная стереофоническая звуковая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 2.5. Стереофонический эффект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 2.5. Стереоамбиофонические звуковые системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 2.6. Системы пространственного звучания с панорамным кодированием сигналов источников звука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Психофизическая модель двухканальной звуковой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Адаптивное декодирование сигналов в системах с панорамным кодированием 85 Блок управления в системах с панорамным кодированием сигналов источников звука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 2.7. Системы пространственного звучания фирмы Dolby Lab. . . . . . . . . . . . . . . 90 Система Dolby Surround . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Системы Dolby Pro Logic I и Dolby Pro Logic II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Система Dolby THX Matrix . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Системы Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital EX 6.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 2.8. Системы пространственного звучания фирм DTS Technology и Sony . . 104 Система DTS — Digital Theatre System . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Система SDDS — Sony Dynamic Digital Sound. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 2.9. Бинауральные звуковые системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Передача пространственной информации и зона слушания в бинауральной звуковой системе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Стр.737
738 Оглавление Бифонические процессоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 2.10. Универсальный звуковой формат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 2.11. Новейшие звуковые системы и технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Новейшие системы пространственного звучания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Амбиофонические системы больших залов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Звуковая система «Амбисоник». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Технология Wave Field Synthesis . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Контрольные вопросы к главе 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 3 Аналого-цифровое преобразование аудиосигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 3.1. ИКМ с равномерным квантованием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Функциональная схема ИКМ-модулятора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Реконструкция звуковых сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Спектр ошибок округления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Звучание ошибок квантования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Технологии повышения качества звучания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 3.2. Сигма-дельта модуляция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Основы технологии Noise Shaping . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Математические модели сигма-дельта модуляторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Одноразрядные АЦП на основе сигма-дельта модуляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Одноразрядные ЦАП на основе сигма-дельта модуляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 Многоразрядные ЦАП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 3.3. ИКМ с линейным предсказанием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Дифференциальная ИКМ и дельта-модуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Адаптивная дифференциальная ИКМ (ADPCM) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 3.4. ИКМ с неравномерным шагом квантования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Мгновенное компандирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Почти мгновенное компандирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 ИКМ с плавающей запятой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 Транскодер ИКМ с плавающей запятой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 Контрольные вопросы к главе 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 4 Статистические методы компрессии цифровых аудиоданных . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 4.1. Информационная энтропия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 4.2. Энтропийное кодирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 4.3. Коды переменной длины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 4.4. Арифметическое кодирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 4.5. Субполосное кодирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 4.6. Компрессирование в формате MP3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 Субполосное кодирование в формате MP3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 Психоакустическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 Код Хаффмана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Адаптивное кодирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 4.7. Квадратурно-зеркальные фильтры и вейвлет-преобразование . . . . . . . . . . 238 Основные положения теории вейвлетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 Оптимизации вейвлетных базисов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Стр.738
Оглавление 739 4.8. Компрессия цифровых аудиоданных без потерь по алгоритму DST . . . . 249 Принцип компрессирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 Кодирование с предсказанием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 Энтропийное кодирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 Мультиплексирование и демультиплексирование звуковых сигналов . . . . . . . . . 253 4.9. Компрессия цифровых аудиоданных без потерь по алгоритму MLP . . . . 254 Система компрессии MLP. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Кодирование в системе MLP . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 Матрицирование без потерь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 Кодирование с предсказанием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Применение буферной памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 Кодирование/декодирование субпотоков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 Контрольные вопросы к главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 5 Компрессия цифровых аудиоданных с потерями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 5.1. Избыточность цифровых сигналов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 5.2. Семейство стандартов MPEG. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 5.3. Кодеры стандарта MPEG-1 ISO/IEC 11172-3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 Кодирование отсчетов ЗС в Layer 1 и Layer 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 5.4. Кодирование коэффициентов МДКП в MPEG-1 Layer 3. . . . . . . . . . . . . . . . 276 Внутренний итерационный цикл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Внешний итерационный цикл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Структура цифрового потока в MPEG-1 Layer 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 5.5. Стандарт MPEG-2 ISO/IEC 13818-3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 5.6. Стандарт MPEG-2 ISO/IEC 13818-7 AAC . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 5.7. Кодирование звуковых сигналов в стандарте MPEG-4. . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 5.8. Параметрическое кодирование звуковых сигналов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 5.9. Метод копирования спектральных полос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 5.10. Метод кодирования CELP стандарта MPEG-4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 Вокодеры с линейным предсказанием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 Векторное квантование и кодовые книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 Метод кодирования CELP . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 5.11. Процедуры объединения сигналов стереопары в стандартах MPEG . . . . 323 Эффективность процедуры объединения сигналов стереопары . . . . . . . . . . . . . . 326 5.12. Компрессия цифровых звуковых данных в системах Dolby Digital . . . . . . 327 Декодер системы Dolby АС-3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 5.13. Компрессия цифровых данных в системе DTS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 5.14. Компрессия цифровых звуковых данных в системе SDDS. . . . . . . . . . . . . . 342 5.15. Учет временной маскировки при кодировании звуковых сигналов . . . . . . 349 Методы оценки эффективности учета постмаскировки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 Эффективность учета постмаскировки в алгоритмах компресии цифровых аудиоданных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 5.16. Применение вейвлетов при компрессии цифровых аудиоданных . . . . . . . . 356 Алгоритм перцепционного вейвлетного кодирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
Стр.739
740 Оглавление Результаты экспертной оценки качества кодека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 5.17. Новейшие алгоритмы кодирования пространственных параметров стереофонических сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 5.18. Качество алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных . . . . . . . . . . . . . 378 Контрольные вопросы к главе 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 6 Частотная, динамическая и временная обработка аудиосигналов. . . . . . . . . . . . . 387 6.1. Назначение и классификация фильтров частотной коррекции. . . . . . . . . . 387 6.2. Цифровые базовые фильтры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 Фильтры низких и высоких частот 1-го порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 Фильтры низких и высоких частот 2-го порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 Всепропускающие фильтры 1-го и 2-го порядков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 Параметрические фильтры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 6.3. Цифровые фильтры частотной коррекции аудиосигналов . . . . . . . . . . . . . . 396 Обрезные фильтры низких и высоких частот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 Фильтры плавного подъема и спада частотных характеристик . . . . . . . . . . . . . . 399 Узкополосные фильтры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 6.4. Эквалайзеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403 6.5. Основы динамической обработки аудиосигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409 Громкость звучания и динамический диапазон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 Принцип динамической обработки аудиосигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418 6.7. Алгоритмы работы динамического процессора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 6.8. Применение динамических процессоров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430 6.9. Спектральная обработка аудиосигналов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437 Основы спектральной обработки звуковых сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437 Слуховое восприятие нелинейных искажений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 6.10. Цифровые имитаторы звука магнитной фонограммы (сатураторы) . . . . 444 6.11. Имитация звучания ламповых усилителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446 6.12. Эксайтеры, энхансеры и виталайзеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 6.13. Типовые звенья для временной обработки аудиосигналов. . . . . . . . . . . . . . 452 6.14. Звуковые эффекты на основе применения модуляций. . . . . . . . . . . . . . . . . . 457 6.15. Звуковые эффекты на основе применения временной задержки. . . . . . . . 465 6.16. Звуковые эффекты на основе транспонирования спектра сигнала. . . . . . 475 6.17. Реверберация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476 Ревербераторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479 6.18. Алгоритмы реверберации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 6.19. Синтез пространственных сигналов в многоканальной стереофонии . . . 488 Контрольные вопросы к главе 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490 7 Звуковое оборудование и аппаратно-программные средства радиокомпаний, концертных залов, студий звукозаписи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 491 7.1. Аппаратно-студийный комплекс государственного радиовещания. . . . . . . 491 Аппаратно-студийный блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494 7.2. Аппаратно-студийные блоки коммерческих радиокомпаний . . . . . . . . . . . . 500
Стр.740
Оглавление 741 Студии коммерческих радиокомпаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 502 7.3. Микшерные пульты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 7.4. Устройства (узлы, элементы) микшерных пультов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 7.5. Радиожурналистские комплекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525 7.6. Технология производства аудиопрограмм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526 7.7. Автоматизация технологических процессов радиокомпании. . . . . . . . . . . . 532 7.8. Программные продукты для автоматизации радиовещания . . . . . . . . . . . . 539 Программные продукты компании «Трактъ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545 7.9. Типовые комплектации АСК радиокомпаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 567 7.10. Каналообразующее оборудование для доставки звуковых сигналов к передатчику. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 576 7.11. Программные продукты для монтажа и обработки звуковых сигналов . 580 Пакеты Sound Forge 9c и Audition 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 582 Пакет Samplitude Producer. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 588 7.12. Звуковое оборудование и аппаратно-программные средства концертных залов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 592 Акустические особенности БКЗ «Октябрьский». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 592 Измерения параметров систем звукоусиления и звукового поля в зале . . . . . . 601 Крокус Сити Холл. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 611 Государственный Кремлёвский дворец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 614 7.13. Сабвуферные системы концертных залов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 615 7.14. Звуковое оборудование и программные продукты студий звукозаписи. . 620 Аппаратно-программные средства и оборудование студий звукозаписи . . . . . . 623 Типовой состав оборудования домашней студии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 629 7.15. Системы синхронного перевода речи, дискуссионные и конференцсистемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 630 Контрольные вопросы к главе 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 641 8 Корректирующее и канальное кодирование аудиосигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 642 8.1. Корректирующеe кодированиe аудиосигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 642 Кодовые ошибки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 644 Обнаружение кодовых ошибок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 645 Корректирующий код Рида–Соломона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 646 Кодирование с перемежением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 649 Маскировка ошибочных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 652 8.2. Стандарты корректирующего кодирования CD и DVD . . . . . . . . . . . . . . . . . 653 8.3. Принципы канального кодирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 658 8.4. Характеристики канальных кодов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 661 8.5. Цифровые звуковые интерфейсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 664 Профессиональные интерфейсы AES3 и AES/EBU. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 668 Профессиональный интерфейс AES3id. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 669 Профессиональные интерфейсы SDIF-3 и MAC-DSD. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 671 Бытовой звуковой интерфейс S/PDIF . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 671 Профессиональный интерфейс AES10 (MADI) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 672
Стр.741
742 Оглавление Звуковые карты персонального компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 673 Цифровой музыкальный интерфейс MIDI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 676 Контрольные вопросы к главе 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 681 9 Контроль качества аудиосигналов, систем и устройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 682 9.1. Классификация методов оценки качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 682 9.2. Субъективная оценка качества аудиосигналов, систем и устройств. . . . . 684 9.3. Традиционные методы объективной оценки качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . 693 9.4. Метод комплексного статистического оценивания качества . . . . . . . . . . . . 697 9.5. Перцепционный метод объективной оценки качества аудиосигналов . . . 705 9.6. Программный пакет SpectraLab 4.32.17 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 721 Контрольные вопросы к главе 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 727 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 728
Стр.742