Москва
Горячая линия - Телеком
2013
Стр.1
УДК 622.324 (075)
ББК 32.973.202
Ж91
Ре ц е н з е н т ы : директор Новосибирского филиала НАЧОУ ВПО СГА, профессор,
доктор пед. наук А. Г. Шабанов; доцент СибГУТИ, канд. пед.
наук М. А. Петрова
Журавлева О. Б., Крук Б. И.
Ж91
Основы педагогического дизайна дистанционных курсов. –
М.: Горячая линия-Телеком, 2013. – 168 с.
ISBN 978-5-9912-0312-8.
Книга представляет собой практическое руководство по разработке
электронных учебных материалов для дистанционного обучения,
которое осуществляется с использованием Web–технологий сети Интернет.
Электронные учебные материалы размещаются на Web–
сервере учебного заведения и по запросу могут быть доступны обучаемому.
Читатель узнает о целях, принципах и стратегии педагогического
дизайна электронной образовательной среды дистанционного
обучения; о дизайне основных элементов образовательной среды; о
планировании коммуникационной деятельности участников дистанционного
обучения. Важное место отведено практическим вопросам педагогического
дизайна элементов электронной образовательной среды:
мультимедийных учебных материалов, видеолекций, вебинаров, дискуссионных
форумов, электронных ресурсов в программной среде
Moodle. В книге также обсуждается, как использовать дополнительные
электронные ресурсы, имеющиеся в сети Интернет.
Для преподавателей вузов и колледжей, тьюторов, администраторов
учебного процесса.
ЕЕд 32.973.202
ĉðÂÒ ËÁ‰‡ÚÂθÒÚ‚‡ ‚ аМЪВрМВЪ WWW.TECHBOOK.RU
Научное издание
Журавлева Ольга Борисовна
Крук Борис Иванович
Основы педагогического дизайна дистанционных курсов
Обложка художника О. Г. Карповой
Подписано в печать 05.12.2012. Формат 60×88/16. Уч. изд. л. 10,5. Тир. 500 экз. (1-й завод 100 экз.)
ISBN 978-5-9912-0312-8
© О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, 2013
© Издательство «Горячая линия–Телеком», 2013
Стр.2
Предисловие
Сегодня, наверное, каждому школьнику и студенту, каждому учителю и
преподавателю вуза знаком термин «дистанционное обучение». На вопрос о
том, что это такое, многие ответят, что это обучение на расстоянии через компьютер.
Но вот о том, что такое обучение должно строиться по иным принципам,
чем традиционное обучение, проводимое в классе, знают, пожалуй, немногие.
Цель
настоящего учебного пособия – научить, в первую очередь, преподавателей
вузов работать в электронной образовательной среде дистанционного
образования. Это третья книга авторов по дистанционному обучению.
Первая под названием «Дистанционное обучение: концепция, содержание,
управление» (изд. «Горячая линия – Телеком») вводит читателей в мир дистанционного
образования. Вторая книга «Управление Интернет-обучением в
высшей школе» (изд. «Горячая линия – Телеком») подробно рассказывает об
организации в учебном заведении дистанционного обучения и предназначена
для преподавателей, участвующих в подобном обучении, и специалистов, создающих
подобные системы в вузе. Настоящая книга носит название «Практика
педагогического дизайна дистанционных курсов». Понятие «педагогический
дизайн» пришло к нам из зарубежных источников и мало знакомо российским
педагогам. Оно появилось сравнительно недавно, и только начало
распространяться в отечественной педагогической литературе. Многие авторы
предпочитают использовать не менее туманное понятие «педагогическое проектирование».
Поскольку эти понятия в настоящее время считаются эквивалентными,
авторы решили отдать предпочтение первому из них, показавшемуся
им более красивым и более емким.
Итак, читатель, перед Вами практическое руководство по разработке
электронных учебных материалов для дистанционного обучения. Такое обучение,
как правило, производится через сеть Интернет. Электронные учебные
материалы размещаются на Web-сервере учебного заведения и по запросу могут
быть доступны обучаемому. Поэтому такое обучение еще называют обучением
с использованием Web-технологий.
При написании книги авторы опирались, в первую очередь, на богатый
опыт педагогического дизайна электронных учебных материалов для дистанционного
обучения на основе Web-технологий, накопленный в Сибирском государственном
университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ)
за десятилетие практической деятельности в данной области, а также на отечественный
и мировой опыт, доступный из педагогической литературы.
Авторы признательны рецензентам директору Современной гуманитарной
академии докт.пед.н. проф. А.Г. Шабанову и канд.пед.н. М.А. Петровой,
взявшим на себя труд прочесть эту книгу и высказавшим ряд полезных замечаний,
способствующих улучшению содержания книги, а также доценту,
к.и.н. К.В. Ломакину, принявшему участие в написании п. 8.2 данной книги.
Отзывы и пожелания на книгу следует отправлять по адресу: Россия,
630102, Новосибирск, ул. Кирова 86, СибГУТИ, МУЦПС, или по E-mail:
krouk@sibsutis.ru.
Стр.3
Введение
Прежде чем рассказывать о том, как готовить электронные учебные
материалы, следует пояснить, что представляет собой дистанционное
обучение с использованием Web-технологий. Основными участниками
дистанционного процесса являются студенты, преподаватели, тьюторы и
администраторы учебного процесса. При использовании Web-технологий
студенты могут находиться в любом уголке Земли и иметь доступ к информационным
ресурсам университета через глобальную сеть. Преподавателям
также не обязательно работать со студентами, находясь в здании
университета. Сегодня доступ в Интернет может осуществляться из дома,
салона автомобиля, с борта самолета и т.п. Необходимым условием для
организации дистанционного обучения на основе Web-технологий является
наличие в университете, кроме студентов и преподавателей, Webсервера,
базы данных и системы управления обучением (рис. В.1).
Существует два принципиально разных подхода к организации дистанционного
обучения. Сторонники первого подхода считают, что преподаватели
должны быть только разработчиками учебных материалов.
Контроль знаний студентов должен осуществляться автоматизированной
системой. В базе данных автоматически фиксируется каждый сделанный
студентом шаг и результаты его учебной деятельности. Администрации
остается лишь после выполнения студентом той или иной программы
выдать ему соответствующий документ. Такая организация
учебного процесса согласуется с концепцией открытого образования,
находящей в последнее время поддержку на Западе.
Сторонники второго подхода считают, что преподаватель должен
ощутимо присутствовать на каждом этапе обучения и проявлять свое
индивидуальное отношение к каждому студенту. Ниже мы будем придерживаться
второго подхода, когда учебным процессом в полной мере
управляют преподаватели и администрация дистанционного обучения.
Рис. В.1. Организация дистанционного обучения на основе
Web-технологий в вузе
Стр.4
Оглавление
Предисловие ............................................................................................. 3
Введение .................................................................................................... 4
1. Понятие педагогического дизайна .................................................. 8
1.1. Стратегия дизайна дистанционного курса ................................. 8
1.2. Дидактические требования к учебному материалу ................... 18
1.3. Современные подходы к обучению ............................................ 22
2. Требования к электронному учебному материалу ....................... 27
2.1. Структура электронного учебного материала ........................... 27
2.2. Требования к теоретической части ............................................. 31
2.3. Описание практической части ..................................................... 33
2.4. Использование гипертекста ......................................................... 34
2.5. Интерфейс электронного учебного курса .................................. 37
2.6. Педагогическая ценность электронного учебного материала . 40
3. Педагогический контроль учебного процесса .............................. 46
3.1. Виды контроля учебного процесса ............................................. 46
3.2. Тестирование в режиме on-line ................................................... 48
3.3. Тестирование в режиме off-line ................................................... 48
3.4. Организация экзаменационной сессии ....................................... 54
4. Виртуальные лаборатории и лаборатории с удаленным
доступом ................................................................................................ 57
4.1. Разработка виртуальных лабораторных работ .......................... 57
4.2. Создание лабораторных работ с удаленным доступом ............ 58
4.3. Содержание отчетов по лабораторному практикуму ................ 62
5. Организация коммуникационной деятельности учащихся ....... 67
5.1. Проблемы коммуникаций учащихся .......................................... 67
5.2. Средства сетевого общения ......................................................... 69
5.3. Методы повышения коммуникационной активности ............... 75
5.4. Этика и этикет сетевого общения ............................................... 81
6. Создание учебных видеоматериалов ............................................... 85
6.1. Видеолекции в учебном процессе ............................................... 85
6.2. Модели видеолекций .................................................................... 87
6.3. Технические аспекты подготовки видеолекции ........................ 93
6.4. Методические особенности подготовки и чтения
видеолекции .................................................................................. 98
6.5. Использование видеоконференцсвязи для дистанционного
обучения ........................................................................................ 101
Стр.167
168
7. Подготовка курсов в среде «Moodle» .............................................. 105
7.1. Краткое описание системы Moodle ............................................. 105
7.2. Учебные материалы в системе Moodle ....................................... 108
8. Использование дополнительных электронных ресурсов ........... 113
8.1. Роль электронных библиотек в учебном процессе .................... 113
8.2. Подготовка студентами рефератов с использованием
Интернета ....................................................................................... 114
8.3. Учебные ресурсы в сети Интернет .............................................. 120
Заключение ............................................................................................... 125
Приложение 1. Система дистанционного обучения в СибГУТИ ....... 127
Литература ................................................................................................ 157
Стр.168