Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы педагогического дизайна дистанционных курсов (500,00 руб.)

0   0
Первый авторЖуравлева О. Б.
АвторыКрук Б. И.
ИздательствоМ.: Горячая линия – Телеком
Страниц169
ID214219
АннотацияКнига представляет собой практическое руководство по разработке электронных учебных материалов для дистанционного обучения, которое осуществляется с использованием Web-технологий сети Интернет. Электронные учебные материалы размещаются на Web-сервере учебного заведения и по запросу могут быть доступны обучаемому. Читатель узнает о целях, принципах и стратегии педагогического дизайна электронной образовательной среды дистанционного обучения; о дизайне основных элементов образовательной среды; о планировании коммуникационной деятельности участников дистанционного обучения. Важное место отведено практическим вопросам педагогического дизайна элементов электронной образовательной среды: мультимедийных учебных материалов, видеолекций, вебинаров, дискуссионных форумов, электронных ресурсов в программной среде Moodle. В книге также обсуждается, как использовать дополнительные электронные ресурсы, имеющиеся в сети Интернет.
Кому рекомендованоДля преподавателей вузов и колледжей, тьюторов, администраторов учебного процесса.
ISBN978-5-9912-0312-8
УДК004.77(075)
ББК32.973.202
Журавлева, О.Б. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов / Б.И. Крук; О.Б. Журавлева .— Москва : Горячая линия – Телеком, 2013 .— 169 с. : ил. — ISBN 978-5-9912-0312-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/214219 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Электронные учебные материалы размещаются на Web– сервере учебного заведения и по запросу могут быть доступны обучаемому. <...> Читатель узнает о целях, принципах и стратегии педагогического дизайна электронной образовательной среды дистанционного обучения; о дизайне основных элементов образовательной среды; о планировании коммуникационной деятельности участников дистанционного обучения. <...> Важное место отведено практическим вопросам педагогического дизайна элементов электронной образовательной среды: мультимедийных учебных материалов, видеолекций, вебинаров, дискуссионных форумов, электронных ресурсов в программной среде Moodle. <...> 32.973.202 ĉðÂÒ ËÁ‰‡ÚÂθÒÚ‚‡ ‚ àÌÚÂðÌÂÚ WWW.TECHBOOK.RU Научное издание Журавлева Ольга Борисовна Крук Борис Иванович Основы педагогического дизайна дистанционных курсов Обложка художника О. Г. Карповой Подписано в печать 05.12.2012. <...> ) ISBN 978-5-9912-0312-8 © О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, 2013 © Издательство «Горячая линия–Телеком», 2013 Предисловие Сегодня, наверное, каждому школьнику и студенту, каждому учителю и преподавателю вуза знаком термин «дистанционное обучение». <...> Понятие «педагогический дизайн» пришло к нам из зарубежных источников и мало знакомо российским педагогам. <...> Электронные учебные материалы размещаются на Web-сервере учебного заведения и по запросу могут быть доступны обучаемому. <...> При написании книги авторы опирались, в первую очередь, на богатый опыт педагогического дизайна электронных учебных материалов для дистанционного обучения на основе Web-технологий, накопленный в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) за десятилетие практической деятельности в данной области, а также на отечественный и мировой опыт, доступный из педагогической литературы. <...> Введение Прежде чем рассказывать о том, как готовить электронные учебные материалы, следует пояснить, что представляет собой дистанционное обучение с использованием Web-технологий <...>
Основы_педагогического_дизайна_дистанционных_курсов.pdf
Стр.1
Основы_педагогического_дизайна_дистанционных_курсов_(1).pdf
Москва Горячая линия - Телеком 2013
Стр.1
УДК 622.324 (075) ББК 32.973.202 Ж91 Ре ц е н з е н т ы : директор Новосибирского филиала НАЧОУ ВПО СГА, профессор, доктор пед. наук А. Г. Шабанов; доцент СибГУТИ, канд. пед. наук М. А. Петрова Журавлева О. Б., Крук Б. И. Ж91 Основы педагогического дизайна дистанционных курсов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2013. – 168 с. ISBN 978-5-9912-0312-8. Книга представляет собой практическое руководство по разработке электронных учебных материалов для дистанционного обучения, которое осуществляется с использованием Web–технологий сети Интернет. Электронные учебные материалы размещаются на Web– сервере учебного заведения и по запросу могут быть доступны обучаемому. Читатель узнает о целях, принципах и стратегии педагогического дизайна электронной образовательной среды дистанционного обучения; о дизайне основных элементов образовательной среды; о планировании коммуникационной деятельности участников дистанционного обучения. Важное место отведено практическим вопросам педагогического дизайна элементов электронной образовательной среды: мультимедийных учебных материалов, видеолекций, вебинаров, дискуссионных форумов, электронных ресурсов в программной среде Moodle. В книге также обсуждается, как использовать дополнительные электронные ресурсы, имеющиеся в сети Интернет. Для преподавателей вузов и колледжей, тьюторов, администраторов учебного процесса. ЕЕд 32.973.202 ĉðÂÒ ËÁ‰‡ÚÂθÒÚ‚‡ ‚ аМЪВрМВЪ WWW.TECHBOOK.RU Научное издание Журавлева Ольга Борисовна Крук Борис Иванович Основы педагогического дизайна дистанционных курсов Обложка художника О. Г. Карповой Подписано в печать 05.12.2012. Формат 60×88/16. Уч. изд. л. 10,5. Тир. 500 экз. (1-й завод 100 экз.) ISBN 978-5-9912-0312-8 © О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, 2013 © Издательство «Горячая линия–Телеком», 2013
Стр.2
Предисловие Сегодня, наверное, каждому школьнику и студенту, каждому учителю и преподавателю вуза знаком термин «дистанционное обучение». На вопрос о том, что это такое, многие ответят, что это обучение на расстоянии через компьютер. Но вот о том, что такое обучение должно строиться по иным принципам, чем традиционное обучение, проводимое в классе, знают, пожалуй, немногие. Цель настоящего учебного пособия – научить, в первую очередь, преподавателей вузов работать в электронной образовательной среде дистанционного образования. Это третья книга авторов по дистанционному обучению. Первая под названием «Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление» (изд. «Горячая линия – Телеком») вводит читателей в мир дистанционного образования. Вторая книга «Управление Интернет-обучением в высшей школе» (изд. «Горячая линия – Телеком») подробно рассказывает об организации в учебном заведении дистанционного обучения и предназначена для преподавателей, участвующих в подобном обучении, и специалистов, создающих подобные системы в вузе. Настоящая книга носит название «Практика педагогического дизайна дистанционных курсов». Понятие «педагогический дизайн» пришло к нам из зарубежных источников и мало знакомо российским педагогам. Оно появилось сравнительно недавно, и только начало распространяться в отечественной педагогической литературе. Многие авторы предпочитают использовать не менее туманное понятие «педагогическое проектирование». Поскольку эти понятия в настоящее время считаются эквивалентными, авторы решили отдать предпочтение первому из них, показавшемуся им более красивым и более емким. Итак, читатель, перед Вами практическое руководство по разработке электронных учебных материалов для дистанционного обучения. Такое обучение, как правило, производится через сеть Интернет. Электронные учебные материалы размещаются на Web-сервере учебного заведения и по запросу могут быть доступны обучаемому. Поэтому такое обучение еще называют обучением с использованием Web-технологий. При написании книги авторы опирались, в первую очередь, на богатый опыт педагогического дизайна электронных учебных материалов для дистанционного обучения на основе Web-технологий, накопленный в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) за десятилетие практической деятельности в данной области, а также на отечественный и мировой опыт, доступный из педагогической литературы. Авторы признательны рецензентам директору Современной гуманитарной академии докт.пед.н. проф. А.Г. Шабанову и канд.пед.н. М.А. Петровой, взявшим на себя труд прочесть эту книгу и высказавшим ряд полезных замечаний, способствующих улучшению содержания книги, а также доценту, к.и.н. К.В. Ломакину, принявшему участие в написании п. 8.2 данной книги. Отзывы и пожелания на книгу следует отправлять по адресу: Россия, 630102, Новосибирск, ул. Кирова 86, СибГУТИ, МУЦПС, или по E-mail: krouk@sibsutis.ru.
Стр.3
Введение Прежде чем рассказывать о том, как готовить электронные учебные материалы, следует пояснить, что представляет собой дистанционное обучение с использованием Web-технологий. Основными участниками дистанционного процесса являются студенты, преподаватели, тьюторы и администраторы учебного процесса. При использовании Web-технологий студенты могут находиться в любом уголке Земли и иметь доступ к информационным ресурсам университета через глобальную сеть. Преподавателям также не обязательно работать со студентами, находясь в здании университета. Сегодня доступ в Интернет может осуществляться из дома, салона автомобиля, с борта самолета и т.п. Необходимым условием для организации дистанционного обучения на основе Web-технологий является наличие в университете, кроме студентов и преподавателей, Webсервера, базы данных и системы управления обучением (рис. В.1). Существует два принципиально разных подхода к организации дистанционного обучения. Сторонники первого подхода считают, что преподаватели должны быть только разработчиками учебных материалов. Контроль знаний студентов должен осуществляться автоматизированной системой. В базе данных автоматически фиксируется каждый сделанный студентом шаг и результаты его учебной деятельности. Администрации остается лишь после выполнения студентом той или иной программы выдать ему соответствующий документ. Такая организация учебного процесса согласуется с концепцией открытого образования, находящей в последнее время поддержку на Западе. Сторонники второго подхода считают, что преподаватель должен ощутимо присутствовать на каждом этапе обучения и проявлять свое индивидуальное отношение к каждому студенту. Ниже мы будем придерживаться второго подхода, когда учебным процессом в полной мере управляют преподаватели и администрация дистанционного обучения. Рис. В.1. Организация дистанционного обучения на основе Web-технологий в вузе
Стр.4
Оглавление Предисловие ............................................................................................. 3 Введение .................................................................................................... 4 1. Понятие педагогического дизайна .................................................. 8 1.1. Стратегия дизайна дистанционного курса ................................. 8 1.2. Дидактические требования к учебному материалу ................... 18 1.3. Современные подходы к обучению ............................................ 22 2. Требования к электронному учебному материалу ....................... 27 2.1. Структура электронного учебного материала ........................... 27 2.2. Требования к теоретической части ............................................. 31 2.3. Описание практической части ..................................................... 33 2.4. Использование гипертекста ......................................................... 34 2.5. Интерфейс электронного учебного курса .................................. 37 2.6. Педагогическая ценность электронного учебного материала . 40 3. Педагогический контроль учебного процесса .............................. 46 3.1. Виды контроля учебного процесса ............................................. 46 3.2. Тестирование в режиме on-line ................................................... 48 3.3. Тестирование в режиме off-line ................................................... 48 3.4. Организация экзаменационной сессии ....................................... 54 4. Виртуальные лаборатории и лаборатории с удаленным доступом ................................................................................................ 57 4.1. Разработка виртуальных лабораторных работ .......................... 57 4.2. Создание лабораторных работ с удаленным доступом ............ 58 4.3. Содержание отчетов по лабораторному практикуму ................ 62 5. Организация коммуникационной деятельности учащихся ....... 67 5.1. Проблемы коммуникаций учащихся .......................................... 67 5.2. Средства сетевого общения ......................................................... 69 5.3. Методы повышения коммуникационной активности ............... 75 5.4. Этика и этикет сетевого общения ............................................... 81 6. Создание учебных видеоматериалов ............................................... 85 6.1. Видеолекции в учебном процессе ............................................... 85 6.2. Модели видеолекций .................................................................... 87 6.3. Технические аспекты подготовки видеолекции ........................ 93 6.4. Методические особенности подготовки и чтения видеолекции .................................................................................. 98 6.5. Использование видеоконференцсвязи для дистанционного обучения ........................................................................................ 101
Стр.167
168 7. Подготовка курсов в среде «Moodle» .............................................. 105 7.1. Краткое описание системы Moodle ............................................. 105 7.2. Учебные материалы в системе Moodle ....................................... 108 8. Использование дополнительных электронных ресурсов ........... 113 8.1. Роль электронных библиотек в учебном процессе .................... 113 8.2. Подготовка студентами рефератов с использованием Интернета ....................................................................................... 114 8.3. Учебные ресурсы в сети Интернет .............................................. 120 Заключение ............................................................................................... 125 Приложение 1. Система дистанционного обучения в СибГУТИ ....... 127 Литература ................................................................................................ 157
Стр.168