CОДЕРЖАНИЕ
ART 13065• Авторы: С. А. Вдовина, Е. А. Вдовина
Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении
старшеклассников
Статья посвящена вопросам осуществления психолого-педагогического содействия
педагогами школы в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников.
Авторы предлагают поэтапную реализацию тактики содействия, описывают средства
содействия.
Ключевые слова: диагностика, профессионально-личностное самоопределение
старшеклассников, психолого-педагогическое содействие, рефлексия
• ART 13066 Авторы: И. А. Бучилова, А. А. Лесиканич
Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям
компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида
В статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения
комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психологопедагогической
работы по ее оптимизации.
Ключевые слова: адаптация, дети старшего дошкольного возраста, дошкольное
учреждение, тяжелые нарушения речи
• ART 13067 Автор: А. В. Воробьева
Условия достижения ясности риторического дискурса
В статье проанализированы условия достижения ясности риторического дискурса;
определены составляющие риторической аргументации; предложены основные методы
обучения созданию убеждающей речи.
Ключевые слова: аргумент, демонстрация, риторический дискурс, тезис, топос, хрия,
ясность
• ART 13068 Автор: П. Н. Егоров
Методика применения вычислительного пакета «Mathcad», обеспечивающая расширение
возможностей использования устаревшей вычислительной техники в учебном процессе
вуза
Статья посвящена вопросам автоматизации расчетов и оформления трудоемких
вычислительных задач учащимися средствами математического пакета «Mathcad». Автор
предлагает идею создания расчетно-обучающих программ, позволяющих использовать
комбинацию старых (первоначальных) и современных версий этого пакета с целью
продления использования устаревшей компьютерной техники.
Ключевые слова: информатика, маткад, программирование, теория корабля
• ART 13069 Авторы: Д. Д. Жажева, С. А. Жажева
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
русскому языку
В статье рассматривается вопрос об использовании информационно-коммуникационных
технологий в процессе обучения русскому языку. Даются формы организации работы,
методические и дидактические принципы обучения русскому языку.
Ключевые слова: интерактивные методы, информационные технологии, образовательные
программы, процесс обучения русскому языку
• ART 13070 Автор: Т. Д. Молодцова
Проявление дезадаптации подростков в условиях оздоровительных центров
Статья посвящена проблеме подростковой дезадаптации, её видам и специфике
проявления в зависимости от времени протекания. Автор рассматривает признаки
Стр.1
ситуативной или временной дезадаптации и дает характеристику её проявления у
подростков в условиях детских оздоровительных центров.
Ключевые слова: возраст, дезадаптация, кризис, подростки, центр
• ART 13071 Автор: Ю. Ю. Першин
Мифология и архаическое сознание
Архаическое сознание, выступающее в одной из своих разновидностей – мифологическом
сознании – неоднородно. Отсюда в статье актуализируется проблема разделения
архаического мышления на два типа, изначальный, естественный, или физиогенный,
второй искусственный, или социогенный.
Ключевые слова: архаическое сознание, мифологическое сознание, социогенный миф,
физиогенный миф
• ART 13072 Автор: Е. В. Пилюгина
Постмодерн и постмодернизм: проблема экспликации и демаркации понятий
В статье осуществляется демаркация понятий «постмодерн» и «постмодернизм»;
анализируются референции постмодернистских концептов и феноменов современной
социальной реальности; фиксируются признаки включения России в пространство
постмодерна.
Ключевые слова: метафоры и тропы постмодернистской философии, постмодерн,
постмодернизм, российское общество постмодерна, русский постмодернизм
• ART 13073 Автор: Л. П. Старшова
Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически
направленного мышления младших школьников
В современное время исследовательская работа как никогда актуальна и ценна.
Исследование окружающего мира помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу.
Понимание взаимосвязей природы и человека формирует экологическое мышление детей
в правильном направлении. Ребёнок душой чувствует природу; это маленький
исследователь окружающей среды, которого всё интересует, вызывает восторг прекрасное
и до слёз огорчает несправедливость. Цель учителя – сделать познавательную
деятельность детей более интересной и практически направленной. Помогая создавать
экологические проекты детям, он осуществляет свой педагогический проект –
формирование экологически направленного мышления младших школьников.
Ключевые слова: исследование окружающего мира, окружающая среда, педагогический
проект, проект, школьное лесничество, экология
• ART 13074 Авторы: Е. И. Тимошина, В. А. Арсенов
Психолого-педагогические основы технологии развития социальной активности старших
дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
Статья посвящена психолого-педагогическим аспектам технологии развития основ
социальной активности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном
образовательном учреждении. Авторы предлагают также список тем возможных проектов
учащихся, для которых может быть использована предложенная технология работы.
Ключевые слова: педагогическая ситуация, проблемная ситуация, ситуация-задача,
социальная активность
• ART 13075 Автор: О. Л. Золотарева
Эстетический потенциал математического образования
В статье рассмотрены аспекты, посвященные раскрытию эстетического потенциала
математического образования. Помимо этого, в статье раскрыты возможности применения
эстетического потенциала при обучении учащихся математике, что, в свою очередь,
позволяет усилить мотивацию школьников при изучении конкретных разделов
математики; здесь же приведены конкретные примеры.
Ключевые слова: красота математики, эстетический аспект, эстетический потенциал
• ART 13076 Автор: В. В. Перцев
Гимнастика в русской гимназии конца XIX – начала XX веков
Стр.2
В первых гимназиях, появившихся в Древней Греции, гимнастика являлась
профилирующим предметом изучения. В дальнейшем ведущая роль гимнастики была
утрачена. Статья посвящена изучению вопроса преподавания гимнастики в русской
дореволюционной гимназии и изменению роли этого предмета в образовательном курсе
русской гимназии в ходе эволюции этого образовательного учреждения.
Ключевые слова: гимназия, дореволюционное образование в россии
• ART 13077 Автор: А. В. Бобина
Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по
профориентации учащихся
В статье представлен опыт организации и проведения проектов по профориентации с
использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий и
межпредметных связей в рамках программы «Обучение бизнесу и предпринимательству в
средней школе». В статье делается вывод о том, что проектная деятельность в наибольшей
степени способствует формированию творческой личности учеников, способных к
самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к
свободному определению себя в профессии и обществе. В свою очередь, применение
интернет-технологии, предоставляет большие возможности не только для
разностороннего развития и социализации учащихся, но и для повышения
профессиональной компетентности учителей.
Ключевые слова: информационно-коммутационные технологии, метод проектов, проект
• ART 13078 Автор: В. В. Утёмов
Приемы разрешения противоречий в научном творчестве
В статье описывается методика работы с приемами разрешения противоречий.
Рассматривается комплекс приемов разрешения противоречий Г. С. Альтшуллера и
приводится система упражнений обучения разрешению противоречий.
Ключевые слова: задачи открытого типа, креативная педагогика, нфтм-триз, творческие
задачи, творчество, триз
• ART 13079 Автор: С. Г. Преображенская
Информационные коммуникационные технологии как средство повышения качества
образования
В статье рассматриваются подходы к содержанию понятия «качество образования» и
возможности его повышения средствами информационно-коммуникационных
технологий.
Ключевые слова: «качество образования», информационно-коммуникационные
технологии, образование
• ART 13080 Авторы: И. М. Кунгурова, Ю. В. Рындина
Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессиональнотворческого
саморазвития студентов
Статья посвящена вопросам технологического обеспечения развития рефлексивного
компонента профессионально-творческого саморазвития студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: «дневник личностного роста», «портфолио саморазвития», «психологопедагогический
практикум», профессионально-творческое саморазвитие студентов,
рефлексивный компонент, рефлексия, эргономические условия
• ART 13081 Автор: Е. В. Воронина
Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному
самоопределению школьников
Статья посвящена вопросам формирования готовности к профессиональному
самоопределению школьников в современных условиях, которое требует использования
новых подходов и технологий. Результативность профессионального самоопределения
обеспечивает своевременная и технологически грамотно организованная педагогическая
поддержка.
Стр.3