Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

История (220,00 руб.)

0   0
Первый авторФедорова Надежда Гергиевна
Издательство[Б.и.]
Страниц98
ID213253
АннотацияУчебно-методическое пособие включает перечень тем для изучения, их краткое содержание, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине, методические указания по выполнению и оформлению рефератов, глоссарий, список рекомендуемой литературы, приложения.
Кому рекомендованоУчебно-методическое пособие по курсу «История» предна-значено для студентов дневной формы обучения всех направ-лений подготовки Казанского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.
УДК94(100)
ББК63.3(0)
Федорова, Н. Г. История : Учебно-методическое пособие для студентов / Н. Г. Федорова .— : [Б.и.], 2012 .— 98 с. — URL: https://rucont.ru/efd/213253 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Г. Федорова ИСТОРИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов дневной формы обучения всех направлений подготовки Казанского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета Казань 1 УДК ББК Ф В оформлении обложки использована иллюстрация «Муза Клиомуза истории» из военной газеты «Во славу Родины» (вып. <...> Особенностью данной программы является то, что она основана на проблемно-хронологическом принципе и предполагает новый качественный уровень анализа, оценки актуальных, исторических и общ ественных явлений. <...> Цель курса – формирование у студентов патриотизма, культуры исторического мышления, знание законов общ ественного развития, умение применять их к истории России. <...> Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящ ие в стране, осмыслить такие актуальные в истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные пути развития русского общ ества. <...> В основу изложения материала положен преимущ ественно проблемно-хронологический принцип: развитие отечественной истории рассматривается с периода образования Древнерусского государства и до наших дней. <...> 3 Важнейшими источниками изучения курса являются д окументы и материалы государственных органов и частных лиц, летописи, произведения выдающ ихся мыслителей прошлого, видных деятелей российского государства и историков, теоретиков, монографические исследования, а также проблемные статьи, опубликованные в журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Общ ественные науки и современность» и других периодических изданиях. <...> Успешно овладеть курсом «История» поможет использование таких методологических принципов как историзм и объективность. <...> Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения <...>
История_Учебно-методическое_пособие_для_студентов–_Казань_Бриг,_2012._–_96_с..pdf
Н.Г. Федорова ИСТОРИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов дневной формы обучения всех направлений подготовки Казанского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета Казань 1
Стр.1
УДК ББК Ф В оформлении обложки использована иллюстрация «Муза Клио – муза истории» из военной газеты «Во славу Родины» (вып. 221) Научный редактор: Доктор исторических наук, профессор Г.П. Мягков (Казанский (Приволжский) федеральный университет) Рецензент: Доктор исторических наук, профессор Т.Н. Иванова (Чувашский государственный университет) Федорова Н.Г. Ф История. Учебно-методическое пособие для студентов / Н.Г. Федорова. – Казань: Бриг, 2012. – 96 с. ISBN Пособие разработано в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготоки бакалавра по циклу «Общие гуманитраные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Учебно-методическое пособие включает перечень тем для изучения, их краткое содержание, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине, методические указания по выполнению и оформлению рефератов, глоссарий, список рекомендуемой литературы, приложения. Учебно-методическое пособие по курсу «История» предназначено для студентов дневной формы обучения всех направлений подготовки Казанского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета. УДК ББК ISBN © Федорова Н.Г., 2012 г. 2
Стр.2
Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «История» является расширение гуманитарных знаний студентов; формирование системного мышления, умения самостоятельно оценивать события истории и современности; формировать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней; показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории; определить место отечественной истории во всемирно-историческом процессе; развитие у современной молодежи уважительного и объективного отношения к истории своего и других народов. Программа является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «История» для студентов всех направлений подготовки института. Особенностью данной программы является то, что она основана на проблемно-хронологическом принципе и предполагает новый качественный уровень анализа, оценки актуальных, исторических и общественных явлений. По дисциплине «История» предусматриваются активные формы учебной и воспитательной работы студентов – лекции, семинары, деловые игры, индивидуальные собеседования, контрольные работы, написание докладов и рефератов. Цель курса – формирование у студентов патриотизма, культуры исторического мышления, знание законов общественного развития, умение применять их к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в стране, осмыслить такие актуальные в истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные пути развития русского общества. Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения курса отечественной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения на прошлое страны, ее настоящее и будущее развитие. В основу изложения материала положен преимущественно проблемно-хронологический принцип: развитие отечественной истории рассматривается с периода образования Древнерусского государства и до наших дней. 3
Стр.3
Важнейшими источниками изучения курса являются документы и материалы государственных органов и частных лиц, летописи, произведения выдающихся мыслителей прошлого, видных деятелей российского государства и историков, теоретиков, монографические исследования, а также проблемные статьи, опубликованные в журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Общественные науки и современность» и других периодических изданиях. Успешно овладеть курсом «История» поможет использование таких методологических принципов как историзм и объективность. Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения явления, его социально-экономические корни, проследить изменения и развитие, с учетом этого выявить современный взгляд на него. Реализация принципа объективности обеспечивается тем, что при изучении исторического события берется совокупность всех факторов, относящихся к рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в деятельности государственных органов и общественных организаций, партий, личностей. Знать исторический опыт страны необходимо для выработки активной гражданской позиции и понимания современного состояния России, ее задач на будущее. Задачи курса: • изучить методологию анализа исторических фактов, явлений, событий и специфики предмета «История»; • реализовать основные функции дисциплины «История»: мировоззренческую (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практическую (аккумуляция исторического опыта), критическую (исторический анализ, научное обоснование новых исторических подходов); • раскрыть проблемы периодизации истории России, сформировать понимание основных этапов формирования государственного строя и особенностей исторического развития России и ведущих стран мира; • изучить специфику развития российской цивилизации, понимать ее особенности в сравнении с другими цивилизациями; • сформировать историческое мышление и основы исторической культуры, развивать многовариантное, альтернативное, реалистическое и масштабное мышление у дипломированного специалиста в оценке событий и хода отечественной истории; • изучить исторический опыт России, что способствует пониманию студентом современных политических, экономических и социально-культурных проблем общества. 4
Стр.4
Место и значение дисциплины Дисциплина «История» входит в состав базовой части Б1 гуманитарного, социального и экономического цикла. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Предметом изучения отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах. История – это коллективная память народа, а, как известно память – это, прежде всего, нравственность. Отсутствие нравственного ориентира отрицательно сказывается на жизни общества. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание. Осмысление опыта прошлого делает его достоянием современности. История объясняет сегодняшний день и прогнозирует грядущий. История России как часть исторической науки выполняет ряд значимых функций: • познавательная, интеллектуально развивающая функция. Она состоит в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в объективном отражении исторических факторов и событий российской истории; • политическая функция состоит в том, что исторические факты осмысливаются, анализируются, выявляются закономерности развития общества. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории; • воспитательная функция состоит в том, что значение истории своей страны, народа и всемирной истории способствуют процессу всестороннего воспитания людей. • История формирует гражданские качества, показывает роль личности в истории, героизм народа и его отдельных представителей, их мужество и преданность Отечеству. Все это способствует познанию и накоплению моральных и нравственных ценностей общества. Воспитательная функция играет важную роль в формировании научного мировоззрения, то есть взгляда на мир, общество, законы его развития. История – это наука конкретная, требующая точного знания хронологии фактов и событий. По сравнению с другими науками гуманитарного цикла, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни обще5
Стр.5