Н.Г. Федорова
ИСТОРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов
дневной формы обучения
всех направлений подготовки
Казанского института (филиала)
Российского государственного
торгово-экономического университета
Казань
1
Стр.1
УДК
ББК
Ф
В оформлении обложки использована иллюстрация
«Муза Клио – муза истории» из
военной газеты «Во славу Родины» (вып. 221)
Научный редактор:
Доктор исторических наук, профессор Г.П. Мягков
(Казанский (Приволжский) федеральный университет)
Рецензент:
Доктор исторических наук, профессор Т.Н. Иванова
(Чувашский государственный университет)
Федорова Н.Г.
Ф
История. Учебно-методическое пособие для студентов /
Н.Г. Федорова. – Казань: Бриг, 2012. – 96 с.
ISBN
Пособие разработано в соответствии с требованиями к обязательному
минимуму содержания и уровню подготоки бакалавра
по циклу «Общие гуманитраные и социально-экономические
дисциплины» в государственных образовательных стандартах
высшего профессионального образования.
Учебно-методическое пособие включает перечень тем для
изучения, их краткое содержание, вопросы и задания для самостоятельной
работы студентов по дисциплине, методические
указания по выполнению и оформлению рефератов, глоссарий,
список рекомендуемой литературы, приложения.
Учебно-методическое пособие по курсу «История» предназначено
для студентов дневной формы обучения всех направлений
подготовки Казанского института (филиала) Российского
государственного торгово-экономического университета.
УДК
ББК
ISBN
© Федорова Н.Г., 2012 г.
2
Стр.2
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «История» является расширение гуманитарных
знаний студентов; формирование системного мышления,
умения самостоятельно оценивать события истории и
современности; формировать представления об основных этапах
и содержании истории России с древнейших времен до
наших дней; показать на примерах из различных эпох органическую
взаимосвязь российской и мировой истории; определить
место отечественной истории во всемирно-историческом процессе;
развитие у современной молодежи уважительного и объективного
отношения к истории своего и других народов.
Программа является частью учебно-методического комплекса
по дисциплине «История» для студентов всех направлений
подготовки института. Особенностью данной программы является
то, что она основана на проблемно-хронологическом
принципе и предполагает новый качественный уровень анализа,
оценки актуальных, исторических и общественных явлений.
По дисциплине «История» предусматриваются активные
формы учебной и воспитательной работы студентов – лекции,
семинары, деловые игры, индивидуальные собеседования, контрольные
работы, написание докладов и рефератов.
Цель курса – формирование у студентов патриотизма,
культуры исторического мышления, знание законов общественного
развития, умение применять их к истории России. Изучение
курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической
ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы,
происходящие в стране, осмыслить такие актуальные в истории
теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция
и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные
пути развития русского общества. Овладение обширным
конкретным материалом, его систематизация и новый,
более высокий уровень освоения курса отечественной истории
позволят студентам на основе научного знания выработать собственную
точку зрения на прошлое страны, ее настоящее и будущее
развитие.
В основу изложения материала положен преимущественно
проблемно-хронологический принцип: развитие отечественной
истории рассматривается с периода образования
Древнерусского государства и до наших дней.
3
Стр.3
Важнейшими источниками изучения курса являются документы
и материалы государственных органов и частных лиц,
летописи, произведения выдающихся мыслителей прошлого,
видных деятелей российского государства и историков, теоретиков,
монографические исследования, а также проблемные статьи,
опубликованные в журналах «Вопросы истории», «Отечественная
история», «Общественные науки и современность» и
других периодических изданиях.
Успешно овладеть курсом «История» поможет использование
таких методологических принципов как историзм и объективность.
Принцип историзма требует глубоко изучить условия и
причины возникновения явления, его социально-экономические
корни, проследить изменения и развитие, с учетом этого выявить
современный взгляд на него. Реализация принципа объективности
обеспечивается тем, что при изучении исторического
события берется совокупность всех факторов, относящихся к
рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в
деятельности государственных органов и общественных организаций,
партий, личностей.
Знать исторический опыт страны необходимо для выработки
активной гражданской позиции и понимания современного
состояния России, ее задач на будущее.
Задачи курса:
• изучить методологию анализа исторических фактов,
явлений, событий и специфики предмета «История»;
• реализовать основные функции дисциплины «История»:
мировоззренческую (историзм, масштабность, реализм
исторического мышления), практическую (аккумуляция исторического
опыта), критическую (исторический анализ, научное
обоснование новых исторических подходов);
• раскрыть проблемы периодизации истории России,
сформировать понимание основных этапов формирования государственного
строя и особенностей исторического развития
России и ведущих стран мира;
• изучить специфику развития российской цивилизации,
понимать ее особенности в сравнении с другими цивилизациями;
• сформировать историческое мышление и основы исторической
культуры, развивать многовариантное, альтернативное,
реалистическое и масштабное мышление у дипломированного
специалиста в оценке событий и хода отечественной истории;
• изучить исторический опыт России, что способствует
пониманию студентом современных политических, экономических
и социально-культурных проблем общества.
4
Стр.4
Место и значение дисциплины
Дисциплина «История» входит в состав базовой части Б1
гуманитарного, социального и экономического цикла.
Предметом изучения истории является деятельность и
действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
Предметом изучения отечественной истории являются закономерности
социально-экономического и политического развития
России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в
исторических событиях и фактах.
История – это коллективная память народа, а, как известно
память – это, прежде всего, нравственность. Отсутствие
нравственного ориентира отрицательно сказывается на жизни
общества. Потеря исторической памяти разрушает общественное
сознание. Осмысление опыта прошлого делает его достоянием
современности. История объясняет сегодняшний день и
прогнозирует грядущий.
История России как часть исторической науки выполняет
ряд значимых функций:
• познавательная, интеллектуально развивающая функция.
Она состоит в конкретном изучении исторического пути
России и ее народов, в объективном отражении исторических
факторов и событий российской истории;
• политическая функция состоит в том, что исторические
факты осмысливаются, анализируются, выявляются закономерности
развития общества. В единстве прошлого, настоящего и
будущего – корни интереса людей к своей истории;
• воспитательная функция состоит в том, что значение истории
своей страны, народа и всемирной истории способствуют
процессу всестороннего воспитания людей.
• История формирует гражданские качества, показывает
роль личности в истории, героизм народа и его отдельных представителей,
их мужество и преданность Отечеству. Все это способствует
познанию и накоплению моральных и нравственных
ценностей общества. Воспитательная функция играет важную
роль в формировании научного мировоззрения, то есть взгляда
на мир, общество, законы его развития.
История – это наука конкретная, требующая точного знания
хронологии фактов и событий. По сравнению с другими
науками гуманитарного цикла, изучающими какую-либо одну из
сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что
предметом ее познания является вся совокупность жизни обще5
Стр.5