№8(107)
кругозор
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Лаухин
Есенькин
Борис Семенович
Окончил Факультет книжной торговли
(ныне Факультет издательского дела и
журналистики) Московского полиграфического
института в 1982 году.
Президент Торгового дома «Библио-глобус».
Президент Некоммерческого партнерства
«Гильдия книжников». Доктор экономических
наук, профессор. Академик Академии Российской
словесности. Заслуженный работник культуры РФ.
рческого партнерИз
интервью: «Не считаю нишу книжного бизнеса
полностью занятой, но этот бизнес надо строить на
каком-то новом, более технологичном уровне. Это
значит – предложить что-то новое покупателю, выстроить
новую форму общения».
Арзуманян
Карина Руслановна
Окончила магистратуру Факультета издательского
дела и книжной торговли
(ныне Факультет издательского дела и
журналистики) Московского государственного
университета печати имени
Ивана Федорова в 2000 году.
Директор отдела реализации издательства «Новое
литературное обозрение». В издательстве работает с
2004 года.
Из интервью: «Все издания НЛО отличает очень высокий
уровень текста, интеллектуальный и художественный.
Поэтому и требования к соискателям у нас
соответствующие».
Денис Владимирович
Окончил Факультет экономики и менеджмента
Московского государственного
университета печати имени Ивана Федорова
в 2006 году.
Коммерческий директор московской
типографии «Глобус Континенталь».
Предприятие специализируется на производстве
упаковки и этикеток, победитель конкурсов «ГрандЗвезда»
(РОСУПАК-2010) и «ПродЭкстраПак» — 2012.
Из интервью: «Расчетливый клиент никогда не будет
приобретать продукцию по самой низкой цене,
а всегда предпочтет разумно доплатить за стабильность
партнерских отношений».
Подготовила Евгения Зверева
КРЯКК-2012: ВРЕМЯ НОВЫХ ФОРМ(АТОВ)
Часто посещая различные книжные и культурные мероприятия, как в России, так и
за рубежом, я твердо стою на убеждении: формат большинства отечественных книжных
ярмарок и выставок пора кардинально менять. Они должны стать более практико-ориентированными,
приближенными к реальности (а конкретно — к бизнесу), но
одновременно более собирательными, мультидисциплинарными. Как ни странно,
одной из самых прогрессивных в плане инноваций и масштабных является отнюдь
не проходящая в Москве, а организованная уже шестой раз в Красноярске ярмарка
книжной культуры (КРЯКК), прошедшая в этом году с 31 октября по 4 ноября.
На КРЯКК я приезжаю уже второй
год подряд и неизменно удивляюсь:
как возможно запустить
такую махину и умело ей управлять
(пообщавшись поближе с организаторами,
понимаю, что очень
нелегко!). Здесь нечего надеяться
на джетлаг (несмотря на четыре
часовых пояса, через которые
придется пролететь и наверняка
приземлиться в «Емельяново» ранним
утром), хочется сразу активно
включиться в ярмарочную жизнь.
Из безусловных плюсов КРЯКК,
которые за годы, можно сказать,
уже стали ее визитной карточкой:
большой блок академических мероприятий.
Что не удивительно, если
приглядеться к описанию проекта,
опубликованному на сайте «Фонда
Прохорова», можно заметить, что
акцент на научные исследования и
дискуссии сделан во всех трех блоках
ярмарки: «Книга как продукт»,
«Книга как искусство», «Книга как
социальный институт». В этом году
научные поиски и обсуждения были
сформированы вокруг культурной
ситуации Севера: замечательная
конференция «Духи Севера: метафизика
пространства» Пропповского
центра Санкт-Петербурга обсуждала
проблематику восприятия
современным обществом духов и
их деятельности, а также ментальные
стереотипы, укрепившиеся в
отечественном сознании еще с советских
времен. Другим значимым
событием ярмарки стала Эдинбургская
писательская конференция,
проходившая уже в 50-й раз.
Организованная впервые в 1962
г. она оказалась некогда одним из
главных литературных событий
своего времени, не только потому,
что собрала плеяду самых интересных
и неординарных писателей,
как Генри Миллер, Уильям Берроуз
и Норман Мейлер, но и поразила
современников кругом и смелостью
обсуждаемых тем литературного
творчества (гомосексуальность,
сексуальные проблемы поколения
и выразительность эротических
приемов изображения). Сегодня
подобные откровения никого уже
не удивят, поэтому основной целью
Эдинбургской конференции
является обсуждение инноваций
литературных процессов. В нынешнем
году эти дебаты проходили в
15 странах от Канады до Южной
Африки, Тринидада и Австралии. В
сам Красноярск приехало трое бриЛюбое
выступление, круглый стол или кинопоказ собирали на КРЯККе внушительную аудиторию.
Фото: Дина Назарова.
танских писателей: Тереза Бреслин,
Мелвин Берджесс и Тибор Фишер.
Второй традиционной особенностью
КРЯККа можно назвать программу
для детей. Детская зона на
ярмарке, бесспорно, занимает центральное
пространство, а за пять
дней здесь проходит более 100
мероприятий для самых маленьких
посетителей. Наиболее значимыми
в этом году стали мастер-классы по
каллиграфии московского художника
Дмитрия Цветкова, презентации
детских книжек российских
издательств («Самоката», «Фомы»,
«КомпасГида»), уроки финского
языка для младших школьников,
детский утренник с Линор Горалик,
мастер-классы от ЦСТ «Гараж», на
которых дети могли создавать произведения
живописи, скульптуры
или инсталляцию, вдохновляясь
репродукциями шедевров, и создание
собственных мультиков вместе
с обществом «ТвориГора».
Отдельным событием, о котором
невозможно не упомянуть в
рамках Ярмарки, уже несколько лет
традиционно считается «Музейная
ночь», организованная совместно
с КИЦ. «Музейная ночь» в городе
проходила уже в 22 раз (ежегодно
устраивается дважды — весной и
осенью) в огромном и замечательном
(и с точки зрения выставочного
пространства, и постоянной экспозиции),
похожем на «Титаник»,
Красноярском музейном центре.
Нынешнее название «Симулякр»,
отсылая к Барту и Дерриде, на
деле таило в себе различные практики
имитации образа и объекта.
Программа «Ночи» (на которую
набилось до удивительного много
человек, настолько, что на некоторый
момент даже пришлось заблокировать
вход для посетителей)
была заполнена перформансами
и концертами, показом фильма
«Стеклянные губы» выдающегося
мастера видеоарта из Польши Леха
Фото: Александра Розенфельд
— В каждом вузе система непрерывного
образования имеет
свои особенности, соответственно
профилю, традициям, потребностям
рынка труда и т.д.
Что из себя представляет система
непрерывного образования в
Университете печати?
Книжная ярмарка стала одним из главных культурных событий осени в Красноярске.
Фото: Дина Назарова
Маевского, фотовыставкой «от Дягилева
до Harper’s Bazaar», приуроченная
к юбилею ведущего дамского
журнала, куратором которой
выступила Ирина Меглинская.
Уже пару лет КРЯКК также радует
синефилов кинопрограммой.
Причин здесь несколько: во-первых
(и главным образом), играет роль
факт ухода «трудного» фестивального
кино из регулярного проката в
подполье кинофестивалей и «специальных
показов». Во-вторых, открытие
в самом городе Дома кино,
специализирующегося на артхаусе.
Под кинопрограммой, впрочем, не
стоит понимать только проекцию
фильмов, но и презентации книг
и журналов о кино, редакции которых
специально приглашаются
организаторами ярмарки, лекции и
практикумы. Самым ярким и запоминающимся
событием этого года
стала программа актуального российского
документального кино
журналиста Михаила Шиянова
«Гражданин зритель». В нее вошли
четыре наиболее заметные неигровые
ленты этого года: фаворит Berlinnale
«Завтра» Алексея Грязева об
арт-группе «Война»; практически
пошагово следующий последний
год за проектом «Гражданин и
поэт» одноименный фильм Марины
Кричевской; коллективный портрет
российской оппозиции «Зима, уходи!»,
созданный студентами Марины
Разбежкиной и свеженагражденный
на фестивале в Венеции
«Антон тут рядом» Любови Аркус.
Пожалуй, единственное, за что
я могу покритиковать КРЯКК, встав
на позицию озабоченного практика,
-— отсутствие продуманной
программы b2b для развития индустрии.
И поистине огромная (и ежегодно
прирастающая) выставочная
часть — почти 230 участников на
этот раз — проблемы не решает.
На КРЯККе остро не хватает блока
для профессионалов, развивающего,
как связи региона с остальной
страной, так и отношения внутри
бизнеса: организованных встреч по
покупке-продаже прав, питчингов,
представлений кейсов и издательских
планов издательств, мероприятий
для литературных агентов по
поиску и выращиванию талантов.
А ведь они должны быть! Впрочем,
это претензия не столько к вышеназванному
мероприятию, сколько
к индустрии в целом. Сам же КРЯКК
давно перерос формат главной сибирской
книжной ярмарки, став
мультидисциплинарным событием,
открывателем новых сложных
форм, местом, куда хочется возвращаться
снова и снова.
До следующего КРЯККа!
Дина Назарова
Редакция: главный редактор Данил Евстигнеев. Корреспондент: Дина Назарова. В подготовке номера также принимали участие Светлана Петрова, Евгения Зверева, Татьяна Шибанова, Владимир Кошель, Александра Розенфельд, Сергей Венглинский, Елена Лысак.
Верстка: Яна Александрова. Тел. 8(499) 976 25 22, E-mail: pressa@mgup.ru. Адрес сайта в сети Интернет: www.mirpechati.ru. Отпечатано в типографии «Архон». Тел.: +7 (495) 988-07-69. Тираж 999 экз. Подписано в печать 22.11.2012.
— В системе непрерывного
образования больше все-таки общего,
чем особенного и уникального.
Да, в педагогике существует
масса подходов к тому, что такое
непрерывное образование, но все
они сходятся в том, что это образование
на протяжении всей жизни.
В вузах этот термин приходит
на смену давно устоявшемуся —
«дополнительное профессиональное
образование». В нашем
университете принят подход, согласно
которому СНО включает
в себя все образовательные программы
основного высшего образования
(бакалавриат, магистратура,
специалитет), аспирантуры
и докторантуры. То есть, состоит
из двух основных элементов —
довузовской подготовки и дополнительного
профессионального
образования. Первый элемент организационно
представлен Центром
профориентационной раНОВОСТИ
ЛУЧШИЕ
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
— В УНИВЕРСИТЕТЕ ПЕЧАТИ
МГУП имени Ивана Федорова получил
диплом «Лучшие образовательные
программы инновационной России».
Направление подготовки «Технология
полиграфического и упаковочного производств»
было признано одним из лучших
в рамках всероссийского проекта
«Лучшие образовательные программы
инновационной России». Всего в конкурсе
участвовало 32 000 программ,
реализуемых высшими учебными заведениями
России. Цель проекта – помочь
абитуриентам определиться с будущей
профессией, разъяснить содержание
учебных программ вузов.
ДНИ КУЛЬТУРОЛОГИИ В МГУП
В ноябре в нашем университете
прошли Дни Российского института культурологии
(РИК). 16 ноября серию тематических
мероприятий открыла дискуссия
ректора МГУП имени Ивана Федорова
Константина Антипова и директора РИК
Кирилла Разлогова на тему: «Книги или
экран». Кроме того, в библиотеке была
организована книжная выставка «Российскому
институту культурологии — 80 лет:
ретроспектива изданий», аспиранты и
сотрудники РИК посетили музей МГУП, а
также состоялся конкурс на лучшее освещение
студентами Университета печати
деятельности РИК.
ОТКРЫТАЯ КАФЕДРА МГУП
СОЗДАЕТСЯ НА БАЗЕ
ТИПОГРАФИИ «ЭКСТРА-М»
31 октября состоялась встреча директора
Департамента общественных
связей Владимира Кошеля с работниками
компании «Полиграфический комплекс
«ЭКСТРА-М». Темой беседы стало
обсуждение деталей и сроков совместной
реализации образовательного проекта
Университета печати «Открытая
кафедра». Цель проекта — приобретение
студентами тех профессиональных
компетенций, которые особенно востребованы
современным производством
и рынком труда. В результате встречи
достигнута договоренность о создании
Открытой кафедры на базе одной из
крупнейших типографий России.
ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ С 50-ПРОЦЕНТНОЙ
СКИДКОЙ
Институт открытого образования
подготовил специальное предложение
для студентов Университета печати.
Теперь каждый из них может получить
второе высшее образование в ИОО параллельно
с первым со скидкой в 50% от
утвержденной стоимости. Прием заявлений
– до 20 декабря. Обучение проходит
с применением дистанционных образовательных
технологий. Стоимость обучения
— от 7500 рублей за семестр (в зависимости
от специальности/направления).
‘1‘12 ПЕЧАТИ
«ЛЮДИ ХОТЯТ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
БЫСТРО И НЕПРЕРЫВНО»
Непрерывное образование — это целостная система, позволяющая организовать весь процесс обучения
человека, от школьной парты до аспирантуры и докторантуры, сделать его как можно более эффективным.
О том, как выстроена эта система в Университете печати, нам рассказал проректор по непрерывному
образованию Александр Шеремет.
боты и довузовской
подготовки. Здесь
существует два направления
— подготовка
школьников к
ЕГЭ и художественная
подготовка к поступлению
на ФГИ/
ХОПП. Вторая часть
системы — дополнительное
профобразование
— самая
обширная, она включает
в себя более 50
различных программ
профессиональной переподготовки,
повышения квалификации,
краткосрочных семинаров
и тренингов. Главную роль здесь
играет Центр дополнительного
профессионального образования
в области медиаиндустрии, предлагающий
самый широкий спектр
программ для профессионалов
медиасферы. Кроме того, весьма
успешно работает международный
образовательный центр Арена-мультимедиа,
который помогает
нашим студентам и людям
«со стороны» получать компетенции
в области мультимедиа.
— Очевидно, акцент в СНО
сделан на дополнительном профобразовании.
—
Таково требование рынка
труда. Сегодня профессионал вынужден
постоянно актуализировать
свои компетенции. Если он
хочет оставаться востребованным,
то должен развивать свои
профессиональные умения — с
развитием гуманитарных, инженерных,
информационных технологий
постоянно повышать свою
квалификацию.
— Университет печати шаг
за шагом интегрирует медиаотрасль
в основной учебный процесс,
позиции высшей школы и
работодателя сближаются, а как
реагируют на это студенты?
— Очень позитивно, на мой
взгляд. Все больше и больше студентов
совмещают обучение по
основной программе с курсами
углубленного изучения — дизайна,
веб-программирования, цифровой
печати и т.д. Это уже превращается
в распространенную практику. Ряд
программ реализуется непосредственно
на предприятиях и в организациях
медиаиндустрии: типографиях,
редакциях, издательствах,
рекламных агентствах и т.п.
— А каковы оптимальные
формы обучения в рамках допобразования?
—
Мы пробуем разные форматы.
Для поддержания СНО не
только в целостности, но и в развитии,
нужно постоянно корректировать
предложение. Например,
в Центре дополнительного образования
пытаемся переходить к
модульной подготовке. Каждый
модуль — отдельный курс, он самодостаточен,
с точки зрения освоения
минимума какой-то профессиональной
практики. С другой
стороны, он легко комбинируется
с любыми другими модулями, а их
количество может измеряться десятками.
Это наиболее гибкая система
обучения, потому что сами
модули, их сочетание каждый выбирает
по своему усмотрению. Отмечу
еще один важный момент —
образование сокращается по времени,
люди хотят получать новые
знания быстро и непрерывно. По
статистике, 5–7 лет назад основную
долю дохода от продажи дополнительных
образовательных
услуг составляла профпереподготовка,
сегодня же спрос смещается
в сторону краткосрочных 1–3-дневных
семинаров, тренингов, мастер-классов,
которые позволяют
специалистам быстро получить
конкретную компетенцию и вернуться
на рабочее место уже с новым
уровнем профессионализма.
И мы этот спрос стараемся удовлетворять.
Например, недавно наш
департамент Интернет-проектов
провел форум аудио-визуальных
искусств «МЕДЬ». За три дня молодые
ребята под присмотром экспертов
— сотрудников известных
медийных компаний — приобрели
конкретные навыки и сразу после
окончания форума продемонстрировали
их, поучаствовав в конкурсе
на лучший медиапроект. Вообще,
руководителю департамента
Интернет-проектов Наируи Григорян
удалось создать очень молодой,
творческий, работоспособный
коллектив. Как видим, их новые
проекты, помимо решения основных
задач, содействуют развитию
и совершенствованию СНО.
— Расскажите подробнее о
первом звене СНО — работе со
школьниками. Как вуз готовит
будущих абитуриентов в рамках
единой системы непрерывного
образования?
— Известна ситуация с демографической
ямой. Очень мало
сегодня выпускников школ, и эта
ситуация продлится вплоть до
2017–2018 годов. Однако затем
ожидается резкий рост числа абитуриентов
— тех, которые сейчас
учатся в 4–7 классах. Именно поэтому
уже с февраля 2013 года мы
«уходим» на три-четыре уровня
младше и, разумеется, продолжаем
готовить учеников 9–10–11
классов. Во-первых, как я уже говорил,
мы занимаемся художественной
подготовкой детей в Школе
изобразительного искусства
«Полиграф». Во-вторых, в форме
кружков и мастер-классов, постепенно
охватываем все факультетские
направления. Так, в одной из
школ Северного округа Москвы у
нас появились профильные классы
по информатике и вычислительной
технике. Еще в двух школах — в
Мытищах и в Центральном округе
столицы открываем свои представительства,
связанные с журналистской
деятельностью, организовываем
юнкоровское движение.
Таким образом, система непрерывного
образования превращается в
обучение через всю жизнь: от начальной
школы — до аспирантуры
и докторантуры. Наша задача —
обеспечить непрерывность образовательного
процесса на всем
пути взросления и обучения.
— Рынок образовательных
услуг очень сильно меняется,
понятно, что будет сокращен
состав его участников. Каково
место Университета печати на
этом рынке, в чем наши конкурентные
преимущества?
— На любом рынке ключевым
фактором является бренд. Мы его
описываем примерно так: МГУП
имени Ивана Федорова — это научно-образовательный
центр отечественной
медиаиндустрии. Наша
уникальность в том, что мы готовим
специалистов для всех направлений
медиа. Именно вокруг нас, на нашей
площадке собираются наиболее
авторитетные эксперты и обсуждают
актуальные проблемы отрасли,
формируют заказ на подготовку
специалистов. И сейчас одна из
главных задач состоит в том, чтобы
донести до наших потенциальных
абитуриентов, партнеров, СМИ
реальную информацию о том, что
именно мы являемся средоточием
интеллектуальных, экспертных и
материальных ресурсов в области
медиаиндустрии.
Беседовал Данил Евстигнеев
МИР
МИР
4
ПЕЧАТИ
ПЕЧАТИ
8(107)
8(107)
Стр.1