Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №11 2012 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212601
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2012 .— №11 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212601 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Становление и развитие системы университетского технического образования России .................................. 30 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА КНИТУ: навстречу Международной научной школе (Интервью с ректором <...> Об отраслевых центрах прогнозирования научноEтехнологического развития ................... 161 <...> Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС .. <...> Аспирантские программы все чаще рассматриваются как основная платфорE ма для интеграции образовательной, наE учноEисследовательской и инновационной деятельности в интересах экономическоE го и социального развития. <...> Как правило, 1 при характеристике современных тенденE ций в развитии аспирантского образоваE ния основное внимание обращается на следующие процессы: E увеличение масштабов и изменение роли исследовательского образования; E усиление государственного влияния в сфере регулирования и определения станE дартов подготовки научных кадров; E изменение содержания образоваE тельных программ аспирантуры, тенденция к структурированию аспирантской подгоE товки; E возникновение новых организационE ных форм аспирантуры – исследовательE ских школ 1. <...> . Еще недавно «штучная» подготовE ка специалистов высшей научной квалифиE кации сегодня приобретает черты массовой подготовки. <...> 2008 6 Высшее образование в России • № 11, 2012 ния и принятия решений, способность к самосовершенствованию, творческому осE воению новых компетенций и сфер деятельE ности. <...> При формировании аспирантских программ следует находить нужный баланс между научными исследоE ваниями, качество которых остается основE ным критерием для присуждения ученой степени, и ориентацией на более широкий рынок интеллектуального труда. <...> С целью приближеE ния к международной стандартной классиE фикации образования в проекте федеральE ного закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается вместо ныне дейE ствующего уровня послевузовского проE фессионального <...>
Высшее_образование_в_России_№11_2012.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Б.И. БЕДНЫЙ, Е.В. ЧУПРУНОВ. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе ...................................................................................................... 3 В.С. СЕНАШЕНКО, Е.А. КОНЬКОВА, С.Е. ВАСИЛЬЕВА. Место магистратуры в современной модели инженерного образования ........................................ 16 И.Н. КИМ, С.В. ЛИСИЕНКО. О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза ........................................................................................................ 23 ЮБИЛЕЙ И.Б. ФЕДОРОВ, В.К. БАЛТЯН. Становление и развитие системы университетского технического образования России .................................. 30 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА КНИТУ: навстречу Международной научной школе (Интервью с ректором Г.С. Дьяконовым)................................................................................................. 40 Г.С. ДЬЯКОНОВ, В.Г. ИВАНОВ, В.В. КОНДРАТЬЕВ. Российский научно образовательный центр в сфере химической технологии ............................ 48 У. БЬЮКЕНЕН. Американское общество по инженерному образованию: цели, задачи, перспективы.................................................................................. 58 М.Е. АУЭР, В.М. ПРИХОДЬКО. К предстоящему международному симпозиуму по инженерной педагогике: Казань–2013................................ 63 И.А. БИКТАГИРОВ, А.А. ВОЛОГДИН. Подготовка инженерных кадров к деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировую ... 67 В.Г. ИВАНОВ, Л.И. ГУРЬЕ. Казанский центр инженерной педагогики............... 71 С.В. БАРАБАНОВА, А.А. КАЙБИЯЙНЕН. Филлах – Казань: глобальные тренды инженерного образования.............................................. 76 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ С.А. ЛЕБЕДЕВ. Российская наука и образование: проблемы и перспективы ....................................................................................................... 82 Е.Ю. ЕСЕНИНА. «Терминотворчество» в российском профессиональном образовании .......................................................................................................... 89 А.С. РОБОТОВА. И снова… о научнопедагогических текстах .......................... 94
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова Ответственный секретарь: Л. Ю. Одинокова Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Давыдова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201 Тел./факс: (495) 6089304 email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 21.10.2012 Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз. Отпечатано в типографии ППП «Типография “Наука”». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ К.В. АНТИПОВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ Г.С. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И.А. ЗЕЛЕНЕВ, С.В. ТУМАНОВ. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей ........................99 Г.Н. ГАЙДУКОВА. Социологический мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг ........................................ 105 Л.Ю. ИВАНОВА. Российские студенты: работа и здоровье .............................................................. 112 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Н.Ф. ЕФРЕМОВА. Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов ........... 119 В.Т. СМИРНОВ, В.Г. САДКОВ, Т.Л. ЛУКЬЯНЧИКОВА. Объективные ориентиры оплаты труда преподавателей ......................................... 125 А.В. СОЛОВОВ. «Золотые клетки» виртуальных учебных сред ......................................................... 133 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В.Г. ГОРОХОВ. Научное инженерное образование: конвергенция российского и германского опыта ............................................... 138 Н.П. ЦЕХОВОЙ. Особенности отечественной системы подготовки докторов наук в 1962–1991 гг. ....... 148 КРУГОЗОР Т.Г. ЩЕДРИНА. Интуиции будущего в «экзистенци альных дневниках» 1920–1930х годов: Григорий Церетели – Михаил Пришвин – Густав Шпет ... 154 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА П.А. ИОСИФОВ, А.С. ПЕРВАНЮК, М.В. СИЛУЯНОВА. Об отраслевых центрах прогнозирования научнотехнологического развития ................... 161 В.А. АДОЛЬФ, Н.В. ПИЛИПЧЕВСКАЯ. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС .. 164 Наши авторы.................................................... 167 Contents ............................................................ 168 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Е.Н. ИВАХНЕНКО Н.С. КИРАБАЕВ В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Н.И. МАКСИМОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Б.И. БЕДНЫЙ, профессор Е.В. ЧУПРУНОВ, профессор, ректор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (национальный исследовательский университет) О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе Дан краткий анализ современных тенденций в сфере подготовки специалистов выс шей научной квалификации. Обсуждается ряд организационных инноваций, связан ных с сопряжением магистерских и аспирантских программ, формированием профес сиональных, социальных и личностных компетенций выпускников аспирантуры, с вве дением новых организационных форм аспирантской подготовки. Ключевые слова: научные кадры, аспирантура, структурированные программы, академическая магистратура, исследовательские школы. Задачи, связанные с кадровым обеспе чением науки, образования, высокотехно логичных отраслей экономики сегодня на ходятся в центре внимания государства и научнопедагогического сообщества. В наше сложное время особенно возрастает роль высококвалифицированных талантли вых людей, способных осуществлять раз витие экономики знаний. Важную роль в подготовке таких специалистов должны играть аспирантуры ведущих университе тов страны, призванные формировать ин теллектуальную элиту общества и тем са мым способствовать возникновению устой чивого тренда его инновационного разви тия. Аспирантские программы все чаще рассматриваются как основная платфор ма для интеграции образовательной, на учноисследовательской и инновационной деятельности в интересах экономическо го и социального развития. По мнению многих российских и зарубежных иссле дователей высшего образования, инсти тут аспирантуры сегодня переживает «миниреволюцию» [1, 2]. Что является поводом для таких оценок? Как правило, при характеристике современных тенден ций в развитии аспирантского образова ния основное внимание обращается на следующие процессы:  увеличение масштабов и изменение роли исследовательского образования;  усиление государственного влияния в сфере регулирования и определения стан дартов подготовки научных кадров;  изменение содержания образова тельных программ аспирантуры, тенденция к структурированию аспирантской подго товки;  возникновение новых организацион ных форм аспирантуры – исследователь ских школ 1 . В настоящей работе дан краткий ана лиз основных тенденций в сфере подго товки специалистов высшей научной ква лификации и представлены некоторые инновации в организации подготовки ас пирантов в Нижегородском государ ственном университете им. Н.И. Лоба чевского (ННГУ), реализованные в рам ках программы развития ННГУ как наци онального исследовательского универси тета. 1 За рубежом наряду с “Research School” используется термин “Doctoral School”.
Стр.3