www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Система непрерывного и преемственного
этнохудожественного образования в России: опыт разработки ................ 93 <...> Квазипрофессиональный характер
смешанного обучения в педагогической магистратуре .............................. 111
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. <...> Социальный портрет
государственного и негосударственного вузов . <...> С.И. ГЕРАСИМОВ, профессор
Сибирский государственный
университет путей сообщения
Компетенции выпускников
инженерных программ:
национальные
и международные
стандарты
В статье рассматриваются вопросы совершенствования критериев, используемых
Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) при общественно#профессио#
нальной аккредитации образовательных программ вузов в области техники и техноло#
гий. <...> На основе компетентностного подхода сопоставляются критерии АИОР и тре#
бования международных стандартов инженерного образования (IEA Graduate Attributes
and Professional Competences и EUR#ACE Framework Standards for Accreditation of
Engineering Education), реализуемые мировыми лидерами – организациями Washington
Accord и European Network for Accreditation of Engineering Education. <...> Показано, каким
образом будет обеспечено международное признание аккредитованных АИОР образо#
вательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по техничес#
ким направлениям и специальностям в российских вузах в период массового перехода к
уровневой системе высшего образования и внедрения ФГОС. <...> Washington Accord
На очередном заседании участников
Вашингтонского соглашения (Washington
Accord), которое состоялось 14 июня
2012 г. в Сиднее (Австралия) в рамках меG
роприятий международного инженерного
альянса (IEA Interim Meeting – 2012), АсG
социация инженерного образования России
(АИОР) стала пятнадцатым полноправным
членом этой авторитетной международной
организации [1]. <...> Следует напомнить, что Вашингтонское
соглашение было <...>
Высшее_образование_в_России_№10_2012.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А.И. ЧУЧАЛИН, С.И. ГЕРАСИМОВ. Компетенции выпускников инженерных
программ: национальные и международные стандарты................................. 3
Е.Н. КОВТУН. Экспертный анализ ООП классических университетов
России .................................................................................................................... 14
С.Т. КОРЖОВ, Е.В. ИГНАТОВИЧ. Формирование заказа на повышение
квалификации научнопедагогических работников ...................................... 21
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
А.П. БЕРДАШКЕВИЧ, С.С. КЛЕПИКОВ. Основные направления модернизации
правового статуса высшей школы..................................................................... 30
В.Г. ИВАНОВ, Е.А. ПАРФИРЬЕВА, С.В. БАРАБАНОВА. Россия в ВТО:
возможные риски для системы образования ................................................. 39
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Идея университета: вызовы современной эпохи (Часть III) ....................... 48
ЮБИЛЕЙ
Шуйскому государственному педагогическому университету – 60 лет
А.А. МИХАЙЛОВ. Университет в движении .......................................................... 66
В.В. ГАДАЛОВА, М.Е. ФРОЛОВА. Система менеджмента качества
в университете: опыт, результаты, перспективы ........................................... 73
Е.А. ШМЕЛЕВА. Развитие научноинновационного потенциала вуза ............... 80
В.М. КУРИЦЫН. Международное сотрудничество и академическая
мобильность преподавателей и студентов ...................................................... 87
Т.Я. ШПИКАЛОВА, Л.В. ЕРШОВА. Система непрерывного и преемственного
этнохудожественного образования в России: опыт разработки ................ 93
А.С. МАХОВ, О.Н. СТЕПАНОВА. Спортивнооздоровительный клуб
инвалидов «Пингвин» ......................................................................................... 99
EDUCATION ONLINE
А.А. АНДРЕЕВ. Становление и развитие дистанционного обучения в России .... 106
Н.В. БЕКУЗАРОВА, Е.В. ЕРМОЛОВИЧ. Квазипрофессиональный характер
смешанного обучения в педагогической магистратуре .............................. 111
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Ответственный
секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Технический редактор:
А. Н. Амелина
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Давыдова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201
Тел./факс: (495) 6089304
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 14.09.2012
Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
К.В. АНТИПОВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
Г.С. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
В.Ф. ТЕНИЩЕВА, Т.А. АВАНЕСОВА. Компьютерная
поддержка подготовки военного специалиста .. 116
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
М.Б. ГИТМАН, Т.А. КУЗНЕЦОВА, Н.Н. МАТУШКИН,
В.Ю. СТОЛБОВ, А.А. ЮЖАКОВ. Механизмы и
инструменты подготовки научных кадров
к инновационной деятельности........................... 120
С.В. АН. «Американский стандарт»: образовательная
среда, учебный процесс, оценка успеваемости
(взгляд изнутри) ................................................... 126
О.В. МАКАРЕНКО. Интерактивные образовательные
технологии в вузе ................................................. 134
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
А.В. КОЗЕНКО, С.Н. КОРСАКОВ. А.Г. Калашников:
педагог, геофизик, министр................................. 140
Л.В. ПОПОВА. Из истории профессионального
экологического образования .............................. 148
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
А.К. КРУПЧЕНКО, Т.И. АНЗИНА. Формирование
основ корпоративной культуры при обучении
иностранному языку ............................................ 154
А.А. КАЗАНЦЕВА. Тьюторское сопровождение
процесса адаптации иностранных студентов
в вузе ...................................................................... 157
Ю.В. КИРИЛЛИНА. Социальный портрет
государственного и негосударственного вузов . 161
Наши авторы.................................................... 167
Contents ............................................................ 168
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Е.Н. ИВАХНЕНКО
Н.С. КИРАБАЕВ
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Н.И. МАКСИМОВ
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А.И. ЧУЧАЛИН, профессор
Национальный исследовательский
Томский политехнический
университет
С.И. ГЕРАСИМОВ, профессор
Сибирский государственный
университет путей сообщения
Компетенции выпускников
инженерных программ:
национальные
и международные
стандарты
В статье рассматриваются вопросы совершенствования критериев, используемых
Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) при общественнопрофессио
нальной аккредитации образовательных программ вузов в области техники и техноло
гий. На основе компетентностного подхода сопоставляются критерии АИОР и тре
бования международных стандартов инженерного образования (IEA Graduate Attributes
and Professional Competences и EURACE Framework Standards for Accreditation of
Engineering Education), реализуемые мировыми лидерами – организациями Washington
Accord и European Network for Accreditation of Engineering Education. Показано, каким
образом будет обеспечено международное признание аккредитованных АИОР образо
вательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по техничес
ким направлениям и специальностям в российских вузах в период массового перехода к
уровневой системе высшего образования и внедрения ФГОС.
Ключевые слова: инженерное образование, международные стандарты, компетент
ностный подход, образовательная программа, качество.
Washington Accord
На очередном заседании участников
Вашингтонского соглашения (Washington
Accord), которое состоялось 14 июня
2012 г. в Сиднее (Австралия) в рамках ме
роприятий международного инженерного
альянса (IEA Interim Meeting – 2012), Ас
социация инженерного образования России
(АИОР) стала пятнадцатым полноправным
членом этой авторитетной международной
организации [1].
Значимое для инженерного образования
страны событие стало результатом десяти
летней работы экспертов АИОР по созда
нию и развитию соответствующей между
народным стандартам национальной систе
мы общественнопрофессиональной аккре
дитации образовательных программ вузов
в области техники и технологий. Особенно
напряженно работа велась последние пять
лет (с 2007 г.), в течение которых АИОР,
получив статус ассоциированного члена
организации (Washington Accord Provi
sional Member), активно совершенствовала
структуру и нормативную базу своего Ак
кредитационного центра (критерии и про
цедуры аккредитации), непрерывно подвер
гаясь проверкам со стороны комиссий, со
стоявших из представителей действитель
ных членов Washington Accord.
Следует напомнить, что Вашингтонское
соглашение было подписано в 1989 г. про
фессиональными организациями, ответ
ственными за аккредитацию инженерных
программ в вузах развитых стран, таких как
США, Канада, Великобритания, Австралия
и др. В последнее время полноправными
членами Washington Accord были аккреди
тующие организации 14 стран, ассоцииро
ванными членами – организации Германии,
Индии, России и ряда других стран [2].
Участники Вашингтонского соглашения
более двух десятилетий занимаются разра
боткой и совершенствованием международ
Стр.3