www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Конкурентоспособные
образовательные программы: к формированию концепции ........................ 24
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ <...> Каждая инновация
имеет социальный характер (Социальная оценка
техники как прикладная философия техники) . <...> Г.И. Носова
Университетский
комплекс:
интеграция
и непрерывность*
В статье обсуждается проблема непрерывной профессиональной подготовки ква
лифицированных кадров в условиях университетского комплекса. <...> Ключевые слова: университетский комплекс, интеграция, непрерывная професси
ональная подготовка кадров. <...> После полного переB
хода с 1 сентября 2011 г. на уровневую
систему и ФГОС университет будет
оказывать образовательные услуги по
5 специальностям ВПО (12 специалиB
заций), 31 программе бакалавриата (64
профиля), 14 магистерским програмB
мам, 27 программам СПО базового и
повышенного уровней. <...> Безусловно, такая крупная структуB
ра, как университетский комплекс,
требует хорошо отлаженной системы
управления, которая должна опиратьB
ся на уже сложившиеся принципы упB
равления головным вузом. <...> В
Практика модернизации
тесном контакте с работодателями в
соответствии с их запросами сформиB
рованы магистерские образовательB
ные программы. <...> Например, с целью обеспечения
высококвалифицированными кадрами
технологических объектов по произB
водству специальной стали, IFBстали,
трубной стали, автолиста и других спеB
циализированных заказов на ОАО
«ММК» в рамках системы дополниB
тельного образования (к высшему) в
МГТУ с 2004 г. реализуется программа
целевого обучения «Мехатроника». <...> Новое закоB
нодательство в области образования, приB
нятое в конце 2007 г., федеральные
государственные образовательные стандарB
ты (ФГОС), разработка которых в основB
ном завершилась в 2010 г., предоставляют
вузам невиданные академические свободы
в разработке основных образовательных
программ (ООП) (не менее 50% учебного
времени в бакалавриате, не менее 70% – в
магистратуре <...>
Высшее_образование_в_России_№5_2011.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
В.М. КОЛОКОЛЬЦЕВ, Е.М. РАЗИНКИНА. Университетский комплекс:
интеграция и непрерывность ............................................................................... 3
С.В. КОРШУНОВ, Е.В. КАРАВАЕВА, Е.П. ПОПОВА. Профилирование
и специализация подготовки кадров для инновационной экономики ....... 10
В.И. БАЙДЕНКО, Н.А. СЕЛЕЗНЕВА. Конкурентоспособные
образовательные программы: к формированию концепции........................ 24
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Л.С. ГРЕБНЕВ. Рынок, услуги и образование: между экономикой и правом ... 40
Ю.Б. РУБИН. Рынок образовательных услуг: от качества
к конкурентоспособным бизнесмоделям (часть 3)...................................... 50
Р.М. ПЕТРУНЕВА. Индивидуальноориентированная организация
учебного процесса: иллюзии и реальность...................................................... 65
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
(Интервью с ректором А.П. Клемешевым) ..................................................... 71
Г.М. ФЕДОРОВ, В.А. СМИРНОВ. Социальногуманитарный парк
Балтийского федерального университета....................................................... 77
И.И. ЖУКОВСКИЙ, Ю.В. БАРАНОВА. Международное научное
и образовательное сотрудничество на Балтике ............................................. 83
А.А. ГРИБАНЬКОВА, М.А. МЯМИНА. Организация научных исследований
в вузе и «менеджмент знаний».......................................................................... 90
Е.В. МАКСИМЕНКО. Инновационный парк федерального университета ........ 95
Е.Г. КРОПИНОВА. Качественное образование для индустрии туризма
и сервиса – основа устойчивого развития территорий.................................. 99
А.Б. СЕРЫХ, В.С. ЗАЙЦЕВ. Формирование правового сознания у будущих
специалистов социальной сферы .................................................................... 104
А.А. ЛИФИНЦЕВА, П.В. ЛИГАТЮК. Непрерывное образование среднего
медицинского персонала в условиях университета .................................... 108
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Технический редактор:
А. Н. Амелина
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Давыдова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: (495) 6089304.
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 27.04.2011
Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
Г.С. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
М.Г. МИНИН, Е.А. МУРАТОВА, Н.С. МИХАЙЛОВА.
Фонд оценочных средств в структуре
образовательных программ................................. 112
Л.В. ШКЕРИНА. Профильные дисциплины
по выбору............................................................... 119
М.А. АРИЯН. Механизмы и условия социального
развития студентов средствами иностранного
языка ...................................................................... 124
В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ
Н.И. МАРТИШИНА. Логическая компетентность
как основа науки и профессионального
образования .......................................................... 129
В.Г. ГОРОХОВ, А. ГРУНВАЛЬД. Каждая инновация
имеет социальный характер (Социальная оценка
техники как прикладная философия техники) . 135
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
П.Г. РУДАКОВ. Зачем инноватору гуманитарное
образование? ......................................................... 146
А.Н. СОКОЛОВА. Идеология и образование, или
«Спасибо за идеологию» ..................................... 149
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Л.А. СТЕПАНОВА. Развитие отечественного
педагогического образования в контексте
идеалов 1920х годов ........................................... 153
А.Н. АЛЕХИН, Е.Е. МАЛКОВА. Вклад врачей
в развитие психологии в России .......................... 159
РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ
А.Е. РАЗУМОВ. Глобализация и национализм
в парадигме деятельностного подхода............... 165
Наши авторы.................................................... 168
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
В.М. КОЛОКОЛЬЦЕВ профессор,
ректор
Е.М. РАЗИНКИНА, профессор,
проректор по учебной работе
Магнитогорский государственный
технический университет
им. Г.И. Носова
Университетский
комплекс:
интеграция
и непрерывность*
В статье обсуждается проблема непрерывной профессиональной подготовки ква
лифицированных кадров в условиях университетского комплекса. Показан многолет
ний опыт сотрудничества университета с работодателями и образовательными уч
реждениями среднего профессионального образования, представлены основные направ
ления интеграции учреждений разных уровней образования.
Ключевые слова: университетский комплекс, интеграция, непрерывная професси
ональная подготовка кадров.
Одним из стратегических направле
ний реформирования системы образо
вания Российской Федерации являет
ся структурная перестройка образова
тельного пространства, включающая
содержательную интеграцию различ
ных типов учебных заведений. Основ
ными направлениями реформирования
при этом являются:
разработка и внедрение феде
ральных государственных образова
тельных стандартов для всех типов
учебных заведений;
специалистов;
повышение качества подготовки
дифференциация и интеграция
образовательных учреждений по уров
персонификация финансирова
ням и профилям образования;
ния и увеличение доли внебюджетных
компьютеризация и внедрение
источников;
новых информационных технологий, в
обеспечение хозяйственной са
том числе дистанционного обучения;
мостоятельности и увеличение разно
образия организационноправовых
*
форм учебных заведений на основе
приоритетного развития академичес
кого самоуправления коллективов об
разовательных учреждений.
При этом решение вопросов интег
рации и построения системы непре
рывной опережающей подготовки кад
ров относится к числу одних из при
оритетных.
Магнитогорский государственный
технический университет им. Г.И.
Носова (МГТУ), опираясь на многолет
ний опыт социального партнерства с
предприятиями и образовательными
учреждениями НПО и СПО, осуществ
ляет решение данных вопросов через
создание университетского комплекса
[1]. В декабре 2009 г. председателем
Правительства РФ В. Путиным было
подписано распоряжение о реоргани
зации университета путем присоедине
ния к нему магнитогорских учебных
учреждений среднего профессиональ
ного образования: индустриального,
строительного, профессиональнопе
дагогического колледжей и торгово
экономического техникума.
При поддержке гранта Федерального агентства по науке и инновациям в рамках Федераль
ной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России»
на 2009–2013 годы, контракт № 02.740.11.0422.
Стр.3