Организация СРС на базе портальных технологий ... <...> Система качества
в Петрозаводском университете: гуманитарный подход .............. 68 <...> Иностранные студенты в техническом вузе:
преодоление языкового барьера ................. 117 <...> Ключевые слова: образовательный стандарт, образовательная программа, основ&
ная образовательная программа, примерная основная образовательная программа,
результаты обучения, компетенция, модуль, учебный цикл, направление подготов&
ки, профиль, специальность, специализация, зачетные единицы. <...> Процесс введения Федеральных государственных образовательных стандар$
тов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в ближайшее время
предопределит главные направления концентрации интеллектуальных и мате$
риальных ресурсов высших учебных заведений. <...> При разработке новых основных образовательных программ (ООП) вузам
предстоит решить значительное число задач, направленных как на удовлетворе$
ние требованиям ФГОС, так и на обеспечение конкурентоспособности своих
образовательных программ. <...> Анализ утвержденных ФГОС ВПО, опыт проектирования основных образо$
вательных программ в передовых вузах, ход и результаты обсуждения ключевых
аспектов введения новых стандартов среди академической и профессиональной
общественности свидетельствуют о необходимости дать разработчикам ООП в
вузах некоторые «технологические» разъяснения, которые облегчат достиже$
ние целей, декларированных в процессе проектирования ООП. <...> Наиболее эффективным способом представления такого документа, с точки
зрения экспертов, являются ответы на вопросы, которые не нашли отражения в
содержании ФГОС ВПО, но являются объективно проблемными для вузовских
разработчиков. <...> Может ли вуз разработать
и реализовать инновационную образо&
вательную программу или предложить
новый профиль подготовки бакалавров? <...> Вуз может разработать и реализо$
вать инновационную образовательную
программу или предложить новый про$
филь <...>
Высшее_образование_в_России_№8-9_2010.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И.М. РЕМОРЕНКО, Т.Ф. ДУБОВА, М.Л. ЧУРАЕВА, Н.И. МАКСИМОВ,
Е.В. КАРАВАЕВА, Е.Н. КОВТУН, С.В. КОРШУНОВ, В.Л. ПЕТРОВ,
Н.М. РОЗИНА, Е.Б. БЕЛОВ, Б.А. САЗОНОВ. От Федеральных госу
дарственных образовательных стандартов к программам вузов ... 3
Г.С. ДЬЯКОНОВ. 120 лет по пути исследований и инноваций ............. 12
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
М.А. РОЗОВ. Чего мы ждем от философии? ........................................... 20
В.В. РЯБОВ, А.И. РАКИТОВ. Модернизация России и базовые
центры подготовки учителей .............................................................. 29
В.И. ДОБРЫНИНА, Т.Н. КУХТЕВИЧ. О совершенствовании учебных
программ социальногуманитарного цикла в контексте
современности....................................................................................... 37
EDUCATION ONLINE
А.А. АНДРЕЕВ. Роль и проблемы преподавателя в среде eLearning.... 41
Д.Н. КРЮКОВ. Информатизация вуза: практический опыт................ 45
М.В. ВОРОНОВ, В.А. ТОЛКАЧЕВ. Интернет в современном
образовании: проблемы, перспективы............................................... 50
Т.И. РИЦКОВА. Организация СРС на базе портальных технологий... 56
ЮБИЛЕЙ
Классическому университету в Карелии 70 лет
А.В. ВОРОНИН. Университет как системообразующий региональный
научноинновационный комплекс ...................................................... 62
В.С. СЮНЁВ, О.С. МАРТЬЯНОВА. Система качества
в Петрозаводском университете: гуманитарный подход .............. 68
И.Р. ШЕГЕЛЬМАН, А.В. ВОРОНИН. Университет в инновационном
пространстве региона .......................................................................... 77
Н.В. ДОРШАКОВА, А.И. КОБКА. Научная деятельность
в Петрозаводском государственном университете ........................ 80
Н.С. РУЗАНОВА, О.Ю. ДЕРБЕНЕВА. Развитие информационно
образовательной среды Петрозаводского университета .............. 87
И.Е. АБРАМОВА, А.В. АНАНЬИНА. Модернизация системы
преподавания языков в вузе................................................................ 93
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
В. В. Платковский
Технический редактор:
А. Н. Амелина
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Ионова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: (495) 6089304.
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 23.07.2010
Усл. п. л. 11. Тираж 2100 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. БАЙДЕНКО, Н.А. СЕЛЕЗНЕВА. Из истории
становления европейской докторской
степени ..............................................................99
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Г.В. КАШКАН, М.В. ГОРБЕНКО, Н.Б. ШАХОВА.
Иностранные студенты в техническом вузе:
преодоление языкового барьера .................117
Р.М. ПЕТРУНЕВА, В.Д. ВАСИЛЬЕВА. Экспертиза
инженернопроектировочных решений как
учебная технология .......................................122
Н.К. НУРИЕВ, Л.Н. ЖУРБЕНКО,
С.Д. СТАРЫГИНА. Дидактические системы
нового поколения ...........................................128
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
А.И. УЛЬЯНОВА. Социальное программное
обеспечение как инструмент управления
в современном вузе .......................................138
А.М. БОНДАРЬКОВА. Модель управления про
фессиональным саморазвитием студента ...141
Н.В. КУЛИШ. Личностноориентированный
контроль знаний студентов..........................143
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
А.Р. САДЫКОВА. Внеаудиторные формы
поисковотворческого обучения педагогов .148
Л.Н. МОТУНОВА. Информационные технологии
как средство педагогической поддержки
студентов ........................................................151
В.В. ДУДУКАЛОВ. Педагогический аспект
возрождения кооперации .............................155
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Е.Н. СЕЛИВЕРСТОВА. О гуманитарном изме
рении профессионального образования ....159
Презентация книг издательства «Дрофа»
в Доме Русского Зарубежья ....................... 163
Наши авторы.............................................. 168
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И.М. РЕМОРЕНКО,
Т.Ф. ДУБОВА, М.Л. ЧУРАЕВА,
Н.И. МАКСИМОВ,
Е.В. КАРАВАЕВА, Е.Н. КОВТУН,
С.В. КОРШУНОВ, В.Л. ПЕТРОВ,
Н.М. РОЗИНА, Е.Б. БЕЛОВ,
Б.А. САЗОНОВ
От Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
к программам вузов
В материале приведены разъяснения разработчикам основных образовательных
программ для реализации Федеральных государственных образовательных стандар
тов высшего профессионального образования.
Ключевые слова: образовательный стандарт, образовательная программа, основ
ная образовательная программа, примерная основная образовательная программа,
результаты обучения, компетенция, модуль, учебный цикл, направление подготов
ки, профиль, специальность, специализация, зачетные единицы.
Процесс введения Федеральных государственных образовательных стандар
тов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в ближайшее время
предопределит главные направления концентрации интеллектуальных и мате
риальных ресурсов высших учебных заведений.
При разработке новых основных образовательных программ (ООП) вузам
предстоит решить значительное число задач, направленных как на удовлетворе
ние требованиям ФГОС, так и на обеспечение конкурентоспособности своих
образовательных программ.
Анализ утвержденных ФГОС ВПО, опыт проектирования основных образо
вательных программ в передовых вузах, ход и результаты обсуждения ключевых
аспектов введения новых стандартов среди академической и профессиональной
общественности свидетельствуют о необходимости дать разработчикам ООП в
вузах некоторые «технологические» разъяснения, которые облегчат достиже
ние целей, декларированных в процессе проектирования ООП.
Наиболее эффективным способом представления такого документа, с точки
зрения экспертов, являются ответы на вопросы, которые не нашли отражения в
содержании ФГОС ВПО, но являются объективно проблемными для вузовских
разработчиков.
В процессе подготовки данного документа состоялось его обсуждение в ряде
высших учебных заведений (в Алтайском государственном университете, Кост
ромском государственном технологическом университете, Московском госу
дарственном университете природообустройства, Московском государствен
ном университете экономики, статистики и информатики, Российском государ
ственном социальном университете, Российском государственном торговоэко
номическом университете), а также в рамках семинара по проблемам разработ
ки вузовских основных образовательных программ, проводимого Исследова
тельским центром проблем качества подготовки специалистов Национального
исследовательского технологического университета МИСИС и Московским го
сударственным текстильным университетом имени А.Н. Косыгина.
* * *
Стр.3